Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2016 г. N Ф06-14803/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании неосновательного обогащения, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Саратов |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А12-19458/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А12-19458/2016,
по исковому заявлению Комитета по рекламе администрации Волгограда (ОГРН 103340036707, ИНН 3444068327)
к индивидуальному предпринимателю Бирюкову Дмитрию Анатольевичу (ОГРНИП 313344320500089, ИНН 344404973655)
о взыскании,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет по рекламе администрации Волгограда с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бирюкову Дмитрию Анатольевичу о взыскании неосновательного обогащения в сумме 167.716 руб. 98 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6.378 руб. 77 коп.
Решением от 21 июня 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-19458/2016 принятым в порядке упрощенного производства с индивидуального предпринимателя Бирюкова Дмитрия Анатольевича в пользу Комитета по рекламе администрации Волгограда взыскано неосновательное обогащение в виде стоимости эксплуатации рекламных конструкций : щит 3Х6Х2, установленный по пр. Жукова, при движении из центра, справа, в 35 м до ост.общ.транспорта "Дом Пионеров", в 9-м к СВ от трамвайных путей; щит 3Х6Х1, установленный по пр. Жукова, при движении из центра, справа, в 5 м за пересечением с ул. Каспийской, в 8 м от бордюра, без соответствующих договоров, в сумме 167.716,98 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 6.378,77 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что дело необоснованно рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Кроме того, полагает не доказанным факт владения и пользования им рекламной конструкцией в отсутствие договорных отношений.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2016 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции для рассмотрения исковых требований по общим правилам искового производства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в иске и возражениях на иск, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу ч.ч.5, 9 ст. 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно со ст.37 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с п.1.1 Положения о комитете по рекламе администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 г. N 31/972 (далее - Положение) Комитет является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, созданным для реализации полномочий органов местного самоуправления Волгограда в сфере распространения наружной рекламы, праздничного оформления Волгограда.
Согласно п.2.1.5 Положения Комитет в установленном порядке оформляет и заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности и не закрепленном на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п.п.2.1.8, 2.1.9 Положения Комитет осуществляет контроль за соблюдением требований муниципальных правовых актов Волгограда при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории Волгограда, принимает меры, направленные на демонтаж рекламных конструкций, установленных с нарушением правил, закрепленных законодательством Российской Федерации о рекламе и муниципальными правовыми актами Волгограда.
Между ООО "Рио-Град" и ИП Бирюковым Д.А. был заключен договор купли-продажи рекламных конструкций от 01.10.2014 г. N 1.
В соответствии с условиями данного договора покупатель (ИП Бирюков Д.А.) принял, в том числе, следующие средства наружной рекламы:
щит 3x6x2, установленный по пр-ту Жукова, при движении из центра, справа, в 35-м до ост. общ. тр-та "Дом Пионеров", в 9-м к СВ от трамвайных путей (пункт 20 приложения 1 к договору купли-продажи рекламных конструкций от 01.10.2014 г. N 1);
щит 3x6x1, установленный по пр-ту Жукова, при движении из центра, справа, в 5-м за пересечением с ул. Каспийская, в 8-м от бордюра (пункт 19 приложения 1 к договору купли-продажи рекламных конструкций от 01.10.2014 г. N 1).
По состоянию на 31.12.2015 г. названные рекламные конструкции не были демонтированы, что подтверждается соответствующими актами проверки.
Согласно ч.1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (ч. 2 ст. 1105 ГК РФ).
Эксплуатация ИП Бирюковым Д.А. обозначенных выше рекламных конструкций при отсутствии заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в силу ст. 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением.
В соответствии с ч.2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
До 19 июня 2015 г. размер платы за эксплуатацию рекламной конструкции без договора (неосновательное обогащение) рассчитывается в соответствии с Методикой определения размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, являющихся муниципальной собственностью Волгограда, утвержденной Постановлением администрации г.Волгограда от 05.08.2002 N 927 (далее - Методика).
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Методики, размер платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций устанавливается администрацией Волгограда, исходя из соответствующих:
а) значений дифференцированных (в зависимости от вида и размеров рекламоносителей), удельных коэффициентов стоимости размещения одного кв. м наружной рекламы в день - Ус (руб./день);
б) площади поверхности рекламоносителя - Пр, определяемой с учетом количества его рекламных сторон;
в) рейтинговых коэффициентов мест дислокации рекламоносителя - Рк;
г) количества календарных дней предоставленного права распространения наружной рекламы - Кд. Расчет размера платы за распространение наружной рекламы для одного рекламоносителя - Со определяется по формуле: Со = Ус х Пр х Рк х Кд.
До 19 июня 2015 г. действовало решение Волгоградской городской Думы от 20.12.2007 N 54/1374 "О согласии на установление размеров коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда", которым были установлены размеры коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда.
Данным актом для отдельно стоящей щитовой рекламной конструкции с площадью рекламоносителя более 9-м.кв. был установлен дифференцированный удельный коэффициент стоимости размещения одного кв. м наружной рекламы в день (Ус руб./день) в размере 2,0.
Предусмотренный названным решением Волгоградской городской Думы рейтинговый коэффициент мест дислокации рекламоносителя (Рк) по пр. Жукова составлял 3,0.
С 20 июня 2015 г. размер платы, взимаемой за эксплуатацию рекламной конструкции без договора (неосновательное обогащение) рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от N 30/946 (далее - Порядок).
Согласно п.п.2.1, 2.2 Порядка расчет размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, осуществляется уполномоченным в сфере распространения наружной рекламы отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда - Комитетом. Размер платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, рассчитывается исходя из:
* значения (размера) базовой ставки стоимости за один квадратный метр площади информационного поля рекламной конструкции (рекламной поверхности), информационного поля объекта городской наружной информации в день (Бс) (единица измерения - рубль х квадратный метр/день) согласно приложению 1 к Порядку;
* площади информационного поля рекламной конструкции (рекламной поверхности), информационного поля объекта городской наружной информации (Пр), определяемой с учетом количества сторон информационного поля (единица измерения - квадратный метр);
* коэффициента, учитывающего территориальное размещение рекламной конструкции, объекта городской наружной информации, (Кт) согласно приложению 2 к Порядку;
* количества календарных дней предоставленного права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, объекта городской наружной информации (Кд);
- коэффициента индексации (Ки). Расчет размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, для одной рекламной конструкции (РП) определяется по формуле: РП = Бс х Пр х Кт х Кд х Ки.
Предусмотренный в Приложении 1 к Порядку размер базовой ставки за один квадратный метр площади информационного поля отдельно стоящей рекламной конструкции свыше 20 кв.м и до 36 кв. м составляет 2,0.
Предусмотренный в Приложении 2 к Порядку коэффициент, учитывающего территориальное размещение рекламной конструкции по пр. Жукова равен 3,0.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 14.08.2014 N 992 "Об установлении коэффициента индексации, необходимого для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, внесении изменений в постановления главы Волгограда, администрации Волгограда" на 2015 год установлен коэффициент индексации, необходимый для расчета размера платы, взимаемой по соответствии с Порядком расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 10.06.2015 N30/946 (далее - Порядок).
Согласно п.п.2.1, 2.2 Порядка расчет размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, осуществляется уполномоченным в сфере распространения наружной рекламы отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда - Комитетом. Размер платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, рассчитывается исходя из:
* значения (размера) базовой ставки стоимости за один квадратный метр площади информационного поля рекламной конструкции (рекламной поверхности), информационного поля объекта городской наружной информации в день (Бс) (единица измерения - рубль х квадратный метр/день) согласно приложению 1 к Порядку;
* площади информационного поля рекламной конструкции (рекламной поверхности), информационного поля объекта городской наружной информации (Пр), определяемой с учетом количества сторон информационного поля (единица измерения - квадратный метр);
* коэффициента, учитывающего территориальное размещение рекламной конструкции, объекта городской наружной информации, (Кт) согласно приложению 2 к Порядку;
* количества календарных дней предоставленного права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, объекта городской наружной информации (Кд);
- коэффициента индексации (Ки). Расчет размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, для одной рекламной конструкции (РП) определяется по формуле: РП = Бс х Пр х Кт х Кд х Ки.
Предусмотренный в Приложении 1 к Порядку размер базовой ставки за один квадратный метр площади информационного поля отдельно стоящей рекламной конструкции свыше 20 кв.м и до 36 кв. м составляет 2,0.
Предусмотренный в Приложении 2 к Порядку коэффициент, учитывающего территориальное размещение рекламной конструкции по пр. Жукова равен 3,0.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 14.08.2014 N 992 "Об установлении коэффициента индексации, необходимого для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, внесении изменений в постановления главы Волгограда, администрации Волгограда" на 2015 год установлен коэффициент индексации, необходимый для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда в размере 1,311.
Сумма неосновательного обогащения Ответчика за период с 01.10.2014 г. по 31.12.2015 г. составляет 167.716,98 руб. (111.811, 32 руб. + 55.905, 66 руб.).
Согласно ч.2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно полученное имущество и уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами.
До 1 июня 2015 г. действовала редакция п.1 ст.395 ГК РФ, согласно которой размер процентов за пользование чужими денежными средствами определялся существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Учетная ставка банковского процента - это ставка рефинансирования.
Согласно Указания Центрального Банка России от 13.09.2012 г. N 2873- У до 01.06.2015 г. ставка рефинансирования установлена в размере 8,25% годовых.
С 01.06.2015 г. вступила в законную силу редакция п.1 ст.395 ГК РФ, согласно которой размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами при эксплуатации рекламных конструкций с 01.10.2014 г. по 31.12.2015 г. составляет согласно расчету истца 6.378,77 руб.
Доказательств оплаты пользования местом под рекламными конструкциями ответчиком не представлено.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предполагает возмездность размещения рекламных конструкций и услуг.
Ответчик, занимаясь предпринимательской деятельностью, в том числе и рекламной, что следует из выписки из ЕГРИП, в силу своей профессиональной деятельности обладал данными о возмездности использования рекламных мест и обязанности оплачивать использование муниципального имущества.
Ссылки ответчика на заключенный между ИП Бирюковым Д.А. и ООО "ВолгоПромТранс" договор купли-продажи рекламных конструкций от 01.11.2014 г. отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из материалов деле следует, что вел переписку с Комитетом по вопросам оплаты за эксплуатацию рекламных конструкций, установленных изначально в соответствии с заключенными между Комитетом и ООО "Эр Энд Би Аутдор" договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (вх. N N ДР-713 от 05.03.2015, ДР-719 от 06.03.2016, ДР-1601 от 21.05.2015, ДР-2495 от 06.08.2015, КР-1752 от 30.05.2016).
Кроме того ответчик платежными поручениями от 02.03.2015 г. N 24, от 05.03.2015 г. N 26, от 15.05.2015 г. N 64, от 24.07.2015 г. N 88, от 26.08.2015 г. N 104, от 01.10.2015 г. N 15 перечислил департаменту по рекламе (правопредшественник Комитета) денежные средства, указав в назначении платежа на оплату "за фактическое использование рекламных конструкций".
Более того о заключении договора купли-продажи рекламных конструкций от 01.11.2014 г. ответчик заявил только после предъявления к нему настоящего иска.
Доказательств, что ответчик до 22.04.2016 г. направлял в адрес Комитета соответствующие уведомления, материалы дела не содержат.
Также в материалах дела имеется письмо с приглашением составить акт сверки по спорным рекламным конструкциям, что также подтверждает факт использования ответчиком рекламных конструкций (л.д. 87, 88,89).
В рассматриваемом споре имеет значение фактическое пользование рекламными конструкциями, поэтому ссылка на недействительность договора с предыдущим собственником правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2016 года по делу N А12-19458/2016 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бирюкова Дмитрия Анатольевича (ОГРНИП 313344320500089, ИНН 344404973655) в пользу Комитета по рекламе администрации Волгограда (ОГРН 103340036707, ИНН 3444068327) неосновательное обогащение в виде стоимости эксплуатации рекламных конструкций: щит 3Х6Х2, установленный по пр. Жукова, при движении из центра, справа, в 35 м до ост.общ.транспорта "Дом Пионеров", в 9-м к СВ от трамвайных путей; щит 3Х6Х1, установленный по пр. Жукова, при движении из центра, справа, в 5 м за пересечением с ул. Каспийской, в 8 м от бордюра, 8 без соответствующих договоров, в сумме 167.716 руб. 98 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 6.378 руб. 77 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бирюкова Дмитрия Анатольевича (ОГРНИП 313344320500089, ИНН 344404973655) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 6.223 рубля.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19458/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2016 г. N Ф06-14803/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ ПО РЕКЛАМЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: Бирюков Дмитрий Анатольевич, ИП Бирюков Д. А.