Требование: о признании права собственности в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Воронеж |
|
15 сентября 2016 г. |
Дело N А14-3968/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Ушаковой И.В.,
Щербатых Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбашиной М.С.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Афанасьевой Риммы Павловны: Дегтяревой Ларисы Васильевны, представителя по доверенности б/н от 11.01.2016;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Семенихиной Дарьи Алексеевны, представителя по доверенности N НБ-12/32 от 13.01.2016;
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" - Лискинское отделение Юго-Восточной железной дороги: Калаевой Виктории Викторовны, представителя по доверенности N НЮ-9/155/Д от 02.08.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьевой Риммы Павловны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2016 по делу N А14-3968/2016 (судья Романова Л.В.) по иску индивидуального предпринимателя Афанасьевой Риммы Павловны, Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино (ОГРНИП 304360110500096, ИНН 362100007056) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440), Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г.Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала ОАО "РЖД" - Лискинское отделение Юго-Восточной железной дороги о признании права собственности на нежилое здание (магазин), общей площадью 174,2 кв.м., 1 этажное, инвентарный номер 0104-2442, расположенное по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул.Железнодорожная, д.3 Ч,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Афанасьева Римма Павловна (далее - ИП Афанасьева Р.П.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) и к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") о признании права собственности на нежилое здание (магазин), общей площадью 174,2 кв.м, 1 этажное, инвентарный номер 0104-2442, расположенное по адресу: Воронежская область, Панинский район, р.п. Панино, ул.Железнодорожная, д.3 ч.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2016 по делу N А14-3968/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Афанасьева Р.П. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2016 по делу N А14-3968/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В судебном заседании апелляционного суда 09.09.2016 г. представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, полагая принятое по делу решение незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в жалобе, просил данное решение отменить, иск - удовлетворить.
Представители ответчиков в отношении доводов апелляционной жалобы возражали, считая обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок площадью 215 153 кв. м с кадастровым номером 36:21:01 00 015:0025 с адресными ориентирами: Воронежская область, Панинский район, ФГУП "ЮВЖД", Воронежское отделение, с разрешенным использованием земельного участка: эксплуатация и развитие железных дорог, находится в федеральной собственности.
Данный участок по договору аренды от 14 мая 2004 г. N 238 передан ОАО "РЖД" для размещения объектов железнодорожного транспорта.
Позднее по договору N ЦРИЗ/4/А/0711010000/09/ субаренды части земельного участка от 21.01.2009 часть данного земельного участка, находящейся в полосе отвода, площадью 208 кв.м была предоставлена в пользование индивидуального предпринимателя Афанасьевой Риммой Павловной, возведшей на указанном участке здание магазина площадью 204,9 кв м.
При обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание магазина, расположенного по адресу: Воронежская область, р.п. Панино, ул. Железнодорожная, 3 "ч", истцу было отказано ввиду того, что представленные предпринимателем разрешение на строительство от 23.03.2010 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.05.2010 были выданы органом, не уполномоченным на их подписание и выдачу.
В ответ на обращение истца в уполномоченный орган - администрацию Панинского муниципального района Воронежской области по поводу выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 16.06.2010 был получен отказ, поскольку строительство магазина не соответствует назначению данного участка.
Ссылаясь на отсутствие возможности зарегистрировать право собственности на спорный объект в административном порядке и на наличие оснований для признания права собственности на указанное имущество, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возведения спорного объекта) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 2 статьи 90 этого же Кодекса в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержали статьи 2 и 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", а также статья 5 Закона СССР от 15 апреля 1991 г. N 2104-1 "О железнодорожном транспорте".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единым хозяйствующим субъектом является открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 3.1 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 (далее - Правил), земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 Правил установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц (далее - Положение), для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений.
Согласно пункту 12 Положения свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном этим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
В соответствии с пунктом 16 Положения временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что временные пользователи земельного участка, расположенного в полосе отвода железных дорог не вправе возводить объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам железнодорожного транспорта.
Данный вывод подкрепляется правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от 17.02.15 N 5-КГ14-142.
В соответствии со статьей 222 указанного Кодекса самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Из обстоятельств дела следует, что спорное здание магазина, возведенное без получения на это необходимых разрешений, лицом, не имеющим прав, допускающим строительство данного объекта, расположено в полосе отвода железной дороги и при этом не относится к объектам железнодорожного транспорта.
Ссылка истца на пункт 1.4 договора субаренды, предоставляющий ему право на строительство спорного объекта на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, не принимается арбитражным судом по следующим основаниям.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных п. 3 ч. 222 ГК РФ, необходимо учитывать условия договора аренды. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)
Между тем, как следует из договора аренды от 14 мая 2004 г. N 238, земельный участок, часть которого занята спорным строением, предоставлялся арендатору - ОАО "РЖД" для размещения объектов железнодорожного транспорта, а не в целях возведения на нем объектов недвижимости.
Получив земельный участок в аренду по договору, в котором отсутствует определенным образом выраженная воля, допускающая возведение зданий, подобных спорному, арендатор при последующей передаче данного участка в субаренду не мог наделять таким правом субарендатора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Письма заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области в адрес начальника Лискинского отделения ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" от 30.12.2008 г., Афанасьевой Р.П. - от 19.06.2009 г., в которых указывается на то, что управление не возражает против передачи ИП Афанасьевой Римме Павловне в субаренду части земельного участка для строительства магазина, само по себе, без внесения изменений в условия договора аренды с ОАО "РЖД" о целевом назначении арендованного имущества, не наделяет арендатора, а, следовательно, и субарендатора, правом осуществлять строительство на переданном в аренду земельном участке. Кроме того, содержащееся в письмах согласие дано при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, строительных норм и правил, иной нормативно-технической документации в области строительной деятельности.
Учитывая изложенное, исковые требования индивидуального предпринимателя Афанасьевой Р.П. удовлетворению не подлежат.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2016 по делу N А14-3968/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2016 по делу N А14-3968/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьевой Риммы Павловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3968/2016
Истец: Афанасьева Римма Павловна
Ответчик: ОАО "РЖД", ТУФА УГИ ВО