Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2017 г. N Ф10-5806/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
28 октября 2016 г. |
А64-6016/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.10.2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Безбородова Е.А.
судей Потаповой Т.Б.
Мокроусовой Л.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якуниной О.В.,
при участии:
от ФНС России: Потапов Г.С., представитель по доверенности N 12-25/26 от 06.05.2016, паспорт РФ,
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице УФНС России по Тамбовской области на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.07.2016 года по делу N А64-6016/2015 (судья Мирзоян И.Н.) по ходатайству Федеральной налоговой службы об отстранении Антонова Олега Игоревича от исполнения обязанностей временного управляющего ООО "ПФ "Раском" по делу о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ПФ "Раском" (ИНН 6828003763, ОГРН 1026801117265),
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.07.2016 в удовлетворении ходатайства Федеральной налоговой службы об отстранении Антонова О.И. от исполнения обязанностей временного управляющего ООО "ПФ "Раском" отказано.
Не согласившись с данным определением, ФНС России в лице УФНС России по Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В электронном виде через сервис "Мой арбитр" от ФНС России поступило возражение на ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе, которое суд приобщил к материалам дела.
Судом апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела приложенного к апелляционной жалобе копии приказа N 1828 от 03.07.2015 с утвержденным перечнем отказано, поскольку данные документы имеются в материалах дела (т.19 л.д.8-102).
Представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое определение незаконным и необоснованным, просит его отменить.
Выслушав представителя ФНС России, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.10.2015 (резолютивная часть объявлена 27.10.2015) в отношении ООО "Производственная фирма "Раском" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, наблюдение, временным управляющим должника утвержден Антонов О.И.
Федеральная налоговая служба обратилась с ходатайством об отстранении Антонова О.И. от исполнения обязанностей временного управляющего ООО "Производственная фирма "Раском".
Ходатайство мотивировано тем, что согласно Перечню, утвержденному приказом Минпромторга России от 03.07.2015 N 1828, ООО "Производственная фирма "Раском" относится к организациям, включенным в сводный реестр оборонно-промышленного комплекса, в связи с чем, по мнению уполномоченного органа, кандидатура Антонова О.И. не соответствует требованиям, установленным постановлением от 19.09.2013 N 586.
Временный управляющий возражал против заявленного ходатайства по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что критерием закрепления принадлежности юридического лица к категории стратегического является включение такого лица в соответствующий перечень, утверждение которого находится в компетенции Правительства РФ. Поскольку ООО "Производственная фирма "Раском" не поименована, как в перечне N 1226, так и в перечне N 1009, следовательно, должник не обладает статусом стратегического предприятия.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Общие требования к лицам, которые выступают в качестве арбитражных управляющих, закреплены в ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 65 Закона о банкротстве временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим.
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 65, абзацем восьмым пункта 5 статьи 83, абзацем четвертым пункта 1 статьи 98 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве арбитражный управляющий может быть отстранен судом от исполнения своих обязанностей в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица арбитражным управляющим (пункт 2 статьи 20.2 Закона), а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица арбитражным управляющим.
В качестве основания для отстранения временного управляющего Антонова О.И. заявитель указал на несоответствие его кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего при его утверждении в деле о несостоятельности стратегических предприятий.
Положения ст. 45 Закона о банкротстве определяют общий порядок утверждения арбитражных управляющих, которыми могут быть лица, которые соответствуют требованиям, предъявленным в ст. 20 названного Закона.
Правила ст. 193 Закона о банкротстве с учетом специфики стратегических предприятий и организаций определяют право Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к кандидатуре управляющего, которые являются обязательными при его утверждении в деле о несостоятельности стратегических предприятий.
В развитие названной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2003 N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражных управляющих в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" утвержден Перечень требований: наличие опыта работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы; участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве (кроме отсутствующих должников) при условии, что не отстранялся в течение последних трех лет, и наличие высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
Письмом от 02.12.2015 Ассоциация саморегулируемой организации арбитражных управляющих Центрального Федерального округа подтвердила факт несоответствия арбитражного управляющего Антонова О.И. требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций.
В соответствии со статья 190 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно- конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные настоящим параграфом правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию. Реализуя указанные выше полномочия, Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) издало распоряжение N 1226-р от 20.08.2009, которым утвержден перечень стратегических предприятий и организаций для целей применения пункта 2 статьи 190 Закона о банкротстве (далее - Перечень N 1226).
Кроме того Постановлением Правительства РФ от 17.11.2005 N 684 "О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства" установлено, что в качестве стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы IX данного Закона, рассматриваются стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (далее - Перечень N 1009).
Таким образом, при решении вопроса о том, является ли предприятие (организация) стратегическим, суду необходимо проверить как сведения, содержащиеся в Перечне N 1226, так и сведения из Перечня N 1009.
При этом, поскольку Правительством РФ не установлено иное, нахождение юридического лица только в одном из двух указанных выше перечней является достаточным основанием для применения к нему правил о банкротстве стратегических предприятий и организаций. Указанная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2015 года N 309-ЭС15-13162.
Информация о должнике на момент рассмотрения дела в суде не содержится в обоих указанных перечнях.
Доводы ФНС России, содержащиеся также в апелляционной жалобе, о наличии у должника статуса стратегической организации ввиду включения ООО "Производственная фирма "Раском" в Перечень N 1828 правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы IX настоящего Закона, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию. До опубликования этого перечня нормы Закона о банкротстве, устанавливающие особенности несостоятельности стратегических предприятий и организаций, применяются к тем юридическим лицам, которые соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 190 Закона о банкротстве.
Действительно, ООО "Производственная фирма "Раском" числится в Перечне организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденном приказом N 1828 от 03.07.2015. Данный Приказ издан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 года N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса".
Указанным постановлением Правительства РФ утверждено Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса.
При этом установлено, что сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения об организациях, включенных в реестр, об их имущественном и о финансовом положении и об экономической эффективности деятельности (далее - информация).
Содержащаяся в реестре информация, за исключением перечня организаций, включенных в реестр, является информацией ограниченного доступа и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации вменено осуществлять ведение реестра на основе информации федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации, включаемые в реестр (далее - федеральные органы), а также организацию защиты содержащейся в нем информации и нормативно- правовое регулирование по вопросам определения порядка, объема, формы и срока представления информации для ведения реестра и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра.
Таким образом, должник включен в Перечень N 1828, как организация оборонно-промышленного комплекса.
Однако нахождение должника в указанном перечене, не установливает за должником статуса стратегической организации, поскольку данный перечень не отнесен законом к перечню, подтверждающему установление за должником статуса стратегической организации в смысле и значении параграфа 5 главы IХ Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктами 8-10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Поскольку Перечень N 1828 в официальном порядке не опубликован, следовательно, правовых оснований для его применения при разрешении настоящего обособленного спора не имеется.
Информация о должнике на момент рассмотрения дела в суде не содержится как в Перечне N 1226, так и в Перечне N 1009.
Согласно письмам Управления Федеральной службы безопасности России по Тамбовской области от 13.04.2016 N 6/10-1700, от 22.06.2016 N 6/6-15312дсп ранее генеральный директор ООО "Производственная фирма "Раском" Матвиенко О.М. имела допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по 2 форме от 29.05.2003 N 1454, действие допуска прекращено, карточка о допуске уничтожена 26.12.2014 (т.26 л.д.7,26).
УФСБ России по Тамбовской области лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг по защите государственной тайны, ООО "Производственная фирма "Раском" не выдавало (т.26 л.д.26).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае, основания для предъявления дополнительных требований к кандидатуре Антонова О.И., утвержденного в качестве временного управляющего ООО "Производственная фирма "Раском", отсутствуют, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении ходатайства ФНС России об отстранении Антонова О.И. от исполнения обязанностей временного управляющего ООО "Производственная фирма "Раском".
Ходатайство арбитражного управляющего Антонова О.И. о прекращении производства по апелляционной жалобе в связи с прекращением производства по делу согласно определению от 18.08.2016 года, удовлетворению не подлежит, поскольку с учетом разъяснений данных в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П, если суд первой инстанции рассмотрел по существу заявление об отстранении арбитражного управляющего и принял по результатам его рассмотрения определение, то последующее прекращение производства по делу о банкротстве не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы на указанное определение.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи, с чем удовлетворению не подлежит.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.07.2016 года по делу N А64-6016/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России в лице УФНС России по Тамбовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Безбородов |
Судьи |
Т.Б. Потапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6016/2015
Должник: ООО "Производственная фирма "РАСКОМ"
Кредитор: Поздняков Александр Владимирович
Третье лицо: Администрация Рассказовского района Тамбвской области, Антонов О.И., АО "Российский сельскохозяйственный банк", Государственное учреждение- Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, МКУ "Гео", МРИ ФНС N3 по Тамбовской области, МРИ ФНС N4 по Тамбовской области, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", ОАО "Тамбовская сетевая компания", ООО "Цвимерк", ООО "Чиммер и Шварц, Россия", ОСП по Рассказовскому району и Бондарскому районам Тамбовской области, Руководителю УФСБ по Тамбовской области Голдобину И.В., УПФР в г.Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области, УФНС, УФРС, УФССП
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5806/16
12.04.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5806/16
21.09.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
28.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
19.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
06.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
01.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5806/16
25.06.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
22.04.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
19.04.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
05.04.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
21.03.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
20.03.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
01.02.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
29.01.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
26.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
27.11.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5806/16
09.11.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
27.08.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
21.03.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5806/16
16.03.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
01.02.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
23.11.2017 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
04.10.2017 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5206/17
01.09.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
02.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5806/16
28.10.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4875/16
18.08.2016 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
04.04.2016 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15
29.10.2015 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6016/15