город Воронеж |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А14-9773/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от прокурора города Воронежа: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Компания СКВ": Забелло В.Е., по доверенностия от 27.10.2016; Боровкова С.А., генерального директора;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания СКВ" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2016 по делу N А14-9773/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Максимович Т.Н.), по заявлению прокурора города Воронежа к обществу с ограниченной ответственностью "Компания СКВ" (ОГРН 1053600591131, ИНН 3664069478) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Воронежа (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Компания СКВ" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "Компания СКВ", Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 08.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Компания СКВ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что событие вменяемого административного правонарушения отсутствовало. Вина Общества не доказана.
В судебное заседание прокурор города Воронежа не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Воронежской области прокуратурой города Воронежа проведена проверка исполнения операторами связи, предоставляющими услуги по доступу пользователей к сети Интернет, законодательства, регулирующего ограничение доступа пользователей к Интернет-ресурсам - сайтам, содержащим информационные материалы с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение ст. 29 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1, ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон N 114-ФЗ), ст.ст. 9, 15, п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), п.п. 36 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) ООО "Компания СКВ" предоставляются услуги доступа клиентов к Интернет-сайтам, содержащим информационные материалы с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.
08.06.2016 в период времени с 11 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. со стационарного компьютера ООО "Компания СКВ", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Революции 1905 года, д. 31г, оф. 3, помощником прокурора г. Воронежа осуществлен осмотр Интернет-ресурса с указателем страницы сайта: http://www/youtube.com/watch?v=FP1OEUfCI2k. По данной ссылке осуществлен доступ к информационному материалу экстремистской направленности, в том числе, с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.
Аналогичным способом осуществлен свободный доступ к Интернет-ресурсам на сайте, содержащем информационные материалы экстремистской направленности (с призывами к осуществлению экстремистской деятельности) с указателями страниц: http://www/youtube.com/watch?v=9n9E28Fawtw, http://www/youtube.com/channel/UcnO0tz1z2E5ubNdTknIUY-w.
Данные указатели страниц сайта включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (реестровые номера 6509-НВ, 6556-НВ, 6433-НВ).
Доступ к вышеуказанным сайтам не ограничен и предоставляется ООО "Компания СКВ" свободно своим пользователям.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 08.06.2016 с приложениями скриншотов Интернет-сайтов, с которым был ознакомлен генеральный директор Общества Боровков С.А. (протокол N 2 внеочередного общего собрания участников ООО "Компания СКВ" от 16.03.2016, приказ "О продлении полномочий генерального директора" от 16.03.2016 N 2/К). В данном документе имеется отметка, что Боровков С.А. не имеет замечаний к акту от 08.06.2016. 30.06.2015 прокурором города Воронежа, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании статьи 28.4 КоАП РФ и ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Компания СКВ" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В объяснениях от 29.06.2016, 30.06.2016 генеральный директор Общества Боровков С.А. признал вину в совершении юридическом лицом выявленных прокуратурой нарушений, просил назначить минимальное административное наказание, указав на то обстоятельство, что ранее ООО "Компания СКВ" не привлекалось к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества были направлены в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Информация, распространяемая посредством сети "Интернет", размещается на сайтах, ресурсы которых, как правило, технически и технологически объективно доступны неопределенному кругу лиц.
Согласно статье 2 Закона об информации сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" (пункт 15); владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте (пункт 17).
В соответствии с пп. 36 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ оказание услуг связи является деятельностью, подлежащей лицензированию.
В соответствии с пп. 36 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ оказание услуг связи является деятельностью, подлежащей лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
ООО "Компания СКВ" имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 121445 от 17.11.2011 на оказание телематических услуг связи сроком действия до 17.11.2016.
Пунктом 5 статьи 46 Закона о связи определено, что оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно ст. 15 Закона N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, выданной заявителю, также предусмотрено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи" оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Указанный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101.
В силу пункта 5 Порядка перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно не менее двух раз в сутки.
Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени (пункт 13 Правил создания, формирования и ведения ЕАИС).
Таким образом, лицам, оказывающим телематические услуги связи, предоставлена возможность получить доступ к информации из ЕАИС посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru, для чего таким лицам необходима квалифицированная электронная подпись.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
На основании пунктов 3, 4 Порядка получения доступа к содержащейся в единой информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", информации, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169 получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru/.
Авторизация для использования указанного веб-адреса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций в Российской Федерации.
ЕАИС создана для использования, в том числе операторами связи, для систематизации и хранения актуальной информации относительно указанных интернет-сайтов в целях возможности оперативного исполнения обязанности по блокированию доступа пользователей к этим сайтам.
В материалах дела отсутствуют доказательства возможности автоматического ограничения доступа при выгрузке файла.
Выгрузка информации файла является необходимым условием для совершения действий по ограничению доступа к запрещенной информации.
Как видно из материалов дела, обществом не было осуществлено блокирование доступа к ресурсам сети Интернет, содержащим информационные материалы с призывами к осуществлению экстремисткой деятельности.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 15.3 Закона N 149-ФЗ определено, что после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещено издание и распространение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма, а также запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности.
Пунктом 1 ст. 1 Закона N 114-ФЗ дано определение понятию экстремистской деятельности (экстремизм) - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (п. 1 ст. 1 Закона N 114-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 Закона N 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал.
Приложения к акту прокурорской проверки (л.д. 26-29) позволяют суду апелляционной инстанции признать указанные материалы экстремистскими.
В соответствии с выводами, содержащимися в Определении Верховного Суда РФ от 10.05.2011 N58-Впр11-2, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, лицо (в данном случае Общество) фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту.
На основании изложенных установленных прокуратурой фактов, подтверждено нарушение Обществом требований пункта 5 статьи 46 Закона о связи, подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ, пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 121445 от 17.11.2011.
Таким образом, совокупность имеющихся в административном деле доказательств: акт проверки от 08.06.2016, скриншоты интернет-страниц (л.д. 26-29), объяснения Боровкова С.А. (генерального директора ООО "Компания СКВ") позволяют прийти к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы от недоказанности события вменяемого правонарушения в связи с тем, что проверка проведена не с пользовательского компьютера, а со стационарного компьютера Общества, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как они не подтверждены представленными в дело доказательствами.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения наказания в виде взыскания административного штрафа в сумме 30 000 руб.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 733 от 14.09.2016 государственная пошлина в сумме 1500 тысячи рублей подлежит возврату.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2016 по делу N А14-9773/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9773/2016
Истец: Прокуратура города Воронежа
Ответчик: ООО "Компания СКВ"