Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
28 октября 2016 г. |
Дело N А14-15485/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Яковлева А.С., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Афониной Н.П. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шеиной К.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Калаевой В.В., представителя по доверенности N НЮ-9/155/Д от 02.08.2016; Доленко А.Г., представителя по доверенности N ТЦФТО-43/Д от 26.07.2016;
от открытого акционерного общества "Стойленский горно-обогатительный комбинат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Стойленский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102367750, ИНН 3128011788) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2016 по делу N А14-15485/2015 (судья Кострюкова И.В.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к открытому акционерному обществу "Стойленский горно-обогатительный комбинат" о взыскании 139 262 руб. 83 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Стойленский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Стойленский ГОК", ответчик) о взыскании 139 262 руб. 83 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12 июля 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Стойленский ГОК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что договором не предусмотрено условие об определении размера платы за пользование вагонами. Также заявитель полагает, что суд необоснованно не принял в качестве доказательств по делу акты общей формы, составленные ответчиком, а также не учел представленный им контррасчет. По утверждению заявителя, превышение нормативного оборота вагонов произошло по причинам, зависящим от ОАО "РЖД".
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ОАО "РЖД" с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ОАО "Стойленский ГОК" явку полномочных представителей не обеспечило, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав мнение представителей истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.04.2012 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Стойленский ГОК" (владелец) был заключен договор N 3/153 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, предметом которого являлось осуществление эксплуатации принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги через стрелку N 16 четной горловины парка "А" и стрелки N 8, N 60, N 50 четной горловины парка "Б", локомотивом владельца.
По условиям пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемо-отправочные пути парков "А" и "Б" станции Стойленская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с пунктом 8 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается: по парку "А" - не более 74 вагонов, по парку "Б" - не более 67 вагонов. Груженые вагоны передаются владельцу отдельной группой или в составе поезда одной группой в "голове" состава.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются перевозчику группами в размере поданной партии. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на приемо-отправочные пути парков "А" и "Б" станции Стойленская (пункт 9 договора).
Согласно пункту 13 договора, на железнодорожном пути необщего пользования технологический срок оборота вагонов установлен продолжительностью 9,5 часов.
В силу подпункта "а" пункта 15 договора в редакции протокола урегулирования разногласий за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, а также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства N 2, на основании актов общей формы, составленных в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В апреле 2015 года на станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги произошла задержка подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путь необщего пользования. По факту простоя вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД" составлены акты общей формы N 1/11011 от 13.04.2015, N1/11033 от 14.04.2015, N1/11032 от 14.04.2015, N1/11079 от 14.04.2015, N1/11074 от 14.04.2015, N1/11089 от 14.04.2015, N1/11077 от 14.04.2015, N1/11192 от 15.04.2015, N1/11097 от 14.04.2015, N1/11136 от 14.04.2015, N1/11109 от 14.04.2015, N1/11229 от 15.04.2015, N1/11202 от 15.04.2015, N1/11247 от 15.04.2015, N1/11027 от 15.04.2015, N1/11212 от 15.04.2015, N1/11230 от 15.04.2015, N1/11256 от 15.04.2015, в которых указано, что причиной задержки явилась занятость принадлежащего ОАО "Стойленский ГОК" пути необщего пользования вагонами, ранее прибывшими в адрес грузополучателя.
Ссылаясь на то, что задержка подачи вагонов произошла по причинам, зависящим от ОАО "Стойленский ГОК", и начислив 139 262 руб. 83 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, истец направил в адрес ответчика уведомление исх. N 359 от 05.05.2015 о даче согласия на списание указанной суммы денежных средств с единого лицевого счета последнего.
Письмом N 26/1.1.2-421 от 05.05.2015 ОАО "Стойленский ГОК" отказалось от списания начисленной платы с единого лицевого счета.
13 мая 2015 года истец направил ответчику претензию о добровольном исполнении обязательства по внесению платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
В письме N 26/6.01-4779 от 11.06.2015 ОАО "Стойленский ГОК" указало на отсутствие оснований для удовлетворения претензии.
Полагая, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ответчика, при этом последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, подлежат регулированию названным законом. Действие Устава железнодорожного транспорта распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 указал, что плата "за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10 и от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В настоящем случае в пункт 15 договора стороны включили условие о взимании платы за пользование вагонами в случае задержки их приема по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом стороны согласовали, что плата за пользование вагонами начисляется по правилам и ставкам, установленным пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
С учетом изложенного, оснований для вывода о несогласованности сторонами размера платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования не имеется.
В соответствии со статей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 указанных Правил при несогласии с содержанием акта общей формы грузополучатель вправе изложить свое мнение, которое в акте удостоверяется подписью "с разногласиями" или "с возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов, были подписаны представителями ОАО "Стойленский ГОК" с разногласиями, о чем в актах сделана соответствующая отметка.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В силу подпункта 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
В материалы дела истцом представлены оформленные в соответствии с Правилами N 45 акты общей формы, свидетельствующие о простое вагонов, с указанием их номеров и ссылкой на соответствующие памятки приемосдатчика.
Расчет платы за пользование вагонами произведен ОАО "РЖД" в соответствии с Тарифным руководством N 2 и подпунктом "а" пункта 15 договора N 3/153 от 01.04.2012, с учетом индексации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании 139 262 руб. 83 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Доводы заявителя о необоснованном отклонении судом первой инстанции представленного ответчиком контррасчета и применении истцом завышенных тарифов отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с названным Тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
В спорный период приказом Федеральной службы по тарифам N 252-т/1 от 24.12.2013 был установлен коэффициент к ставкам платы за пользование вагонами, контейнерами и размером уменьшения действующих тарифов, установленных Тарифным руководством N 2, в размере 3,475.
Правомерность регулирования Федеральной службой по тарифам платы, обозначенной в статье 39 Устава как плата за пользование вагонами, контейнерами, подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Решении N ГКПИ10-1331 от 30.11.2010.
Ссылки заявителя жалобы на то, что суд необоснованно не принял в качестве доказательств отсутствия вины ответчика акты общей формы, составленные последним, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 3.2 Правил N 45 акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком. Возможность составления грузополучателем актов общей формы нормативно не установлена.
Таким образом, доводы ответчика о наличии вины ОАО "РЖД" в превышении срока оборота вагонов в спорный период не подтверждены в установленном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке.
Кроме того, наличие объективных причин неспособности ответчика своевременно принять и обработать прибывшие в его адрес вагоны, в том числе большое количество поступающих вагонов, не могут в данном случае учитываться, поскольку плата за пользование вагонами не является санкцией, начисляется за реальное время ожидания подачи вагонов и не зависит от наличия или отсутствия вины в действиях (бездействии) грузополучателя.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 июля 2016 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Стойленский ГОК" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2016 по делу N А14-15485/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Стойленский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102367750, ИНН 3128011788) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.С. Яковлев |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15485/2015
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Стойленский ГОК"