Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф09-919/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А60-32503/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В. Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района": Завьялов А.В., паспорт, доверенность от 16.10.2014;
от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 сентября 2016 года по делу N А60-32503/2016,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлениям закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256, ОГРН 1046603999420)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 09.06.2016 N 29-09-06-11 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии у Департамента о полномочий по осуществлению регионального жилищного контроля и надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг в спорный период. Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в отзыве изложил возражения на доводы жалобы, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судом рассмотрено заявление Департамента о рассмотрении дела в отсутствие представителей и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проверки порядка начисления платы за услугу отопления собственникам дома N 39 по ул. Лесная в г. Екатеринбурге составлен акт N 29-09-05-16 от 02.02.2016 и выдано предписание, пунктом 1 которого обществу предписано провести корректировку платы за услугу отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N307, вернуть излишне начисленную плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную в период с января по апрель 2012 года, и излишне начисленную плату в связи с некорректным учетом общей полезной площади дома, включенную при проведении корректировки платы в платежных документах за декабрь 2015 года в плату за услугу отопления, предоставленную в 2012 году; срок исполнения - до 02.05.2016 (л.д. 66, 67). Данное предписание не было обжаловано заявителем.
Департаментом на основании приказа от 13.05.2016 проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 02.02.2016 N 29-09-06-09.
В ходе проверки Департаментом установлено и отражено в акте от 09.06.2016 N 29-09-05-111, что при проведении корректировки платы за услугу отопления, предоставленную в период с января по апрель 2012 года обществом не был исключен объем потребления тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, потребленный собственникам (нанимателям) многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Лесная, д. 39. Департаментом установлено, что за период с января по апрель 2012 года при проведении корректировки платы за услугу отопления общество излишне начислило плату за услугу отопления, предоставленную в 2012 году, в том числе в период с января по апрель 2012 года, по тарифу 1030,54 руб./Гкал, в объеме 108,84 Гкал ("минус" 267,47 Гкал - "минус" 158,63 Гкал = "минус" 108,84 Гкал) на сумму 112161,7 руб. Таким образом, пункт 1 предписания от 02.02.2016 не исполнен.
По итогам проверки Департаментом обществу выдано предписание от 09.06.2016 29-09-06-11, которым на обществу предписано провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, вернуть излишне начисленную плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную в период с января по апрель 2012 года, и излишне начисленную плату в связи с некорректным учетом общей полезной площади дома, включенную при проведении корректировки платы в платежных документах за декабрь 2015 года в плату за услугу отопления, предоставленную в 2012 году (л.д. 45).
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным, обосновывая свою позицию тем, что в спорные периоды у Департамента отсутствовали полномочия по проведению жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг и начисления платы за них.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, мотивируя решение выводом об отсутствии совокупности оснований для признания предписания недействительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с главой 24 АПК РФ суду необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На стадии апелляционного производства спорным является вопрос о наличии полномочий у Департамента по надзору за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг в период до 05.09.2012.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции, действующей на дату начала действия Правил - 09.06.2011) государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ, действующей на начало 2012 года) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2006 N 1101-ПП было утверждено Положение об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Согласно п. 1 указанного Положения Управление ГЖИ Свердловской области являлось исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также является правопреемником Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в части осуществления государственного контроля за соблюдением норм жилищного законодательства.
В силу пп. 1 п. 11 Положения основными задачами Управления являлся, в том числе, контроль (надзор) за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг, отвечающих требованиям действующего законодательства.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2015 N 166-ПП Управление ГЖИ было реорганизовано путем присоединения к нему Управления государственного строительного надзора Свердловской области и переименовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Таким образом, с 2006 года исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор, являлось Управление ГЖИ; в марте 2015 года последнее реорганизовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и все функции по государственному жилищному надзору переданы Департаменту, который является заинтересованным лицом по данному делу и вынес оспариваемое предписание от 09.06.2016.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного надзора и за ним закреплены полномочия по осуществлению государственного регионального жилищного и строительного надзора и др.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд полагает, что за проверяемый период с января по апрель 2012 года Департамент был вправе осуществлять контроль за качеством оказания коммунальных услуг, поскольку полномочия Управления ГЖИ, осуществляющего контроль за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг в 2012 году, после реорганизации перешли Управления ГЖИ переданы Департаменту. Следовательно, Департамент вправе совершать действия по проведению проверки управляющей организации по начислению платы за коммунальные услуги в спорный период (январь - апрель 2012 года).
Департаменту для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Апелляционным судом не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По изложенным мотивам апелляционный суд оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2016 года по делу N А60-32503/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32503/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф09-919/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЭМП ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-919/17
10.02.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-919/17
21.12.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16628/16
22.09.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32503/16