Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А72-11258/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Филипповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области - не явился, извещен,
от Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - не явился, извещен,
от Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" Муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - не явился, извещен,
от Министерства финансов Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2016 года по делу N А72-11258/2016 (судья Пиотровская Ю.Г.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области,
к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное автономное учреждение "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" Муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области; Министерство финансов Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Барыш и Барышском районе обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области о признании незаконным бездействия Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" Муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области; об обязании Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" Муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 03.03.2015 года серии ФС N 000237250.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2016 года по делу N А72-11258/2016 отменить.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-17956/2014 от 28.01.2015 года были удовлетворены требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о взыскании с Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" Муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в пользу заявителя задолженности по страховым взносам и пени.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по указанному выше делу судом был выдан исполнительный лист от 03.03.2015 года серии ФС N 000237250.
Данный исполнительный лист был направлен заявителем в Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области для исполнения.
По истечении трёхмесячного срока для исполнения исполнительного листа и по настоящее время денежные средства от должника не поступали.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", часть 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", часть 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
В соответствии с частью 3.2 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Согласно части 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В соответствии с указанной нормой при нарушении бюджетным учреждением -должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает аналогичный статье 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
Материалами дела подтверждается, что исполнительный лист от 03.03.2015 года серии ФС N 000237250 исполнен не был, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области не были приостановлены.
Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Представитель Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области заявленные требования не признал, пояснил, что лицевой счет Муниципального автономного учреждения "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области открыт в Управлении финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 242.3 БК РФ на орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Следовательно, формальное обращение в органы государственной власти о необходимости выделения должнику дополнительных бюджетных ассигнований и отказ данного органа в выделении денежных средств на оплату исполнительного листа не освобождает должника от обязанности исполнения решения суда.
Доводы Управления финансов указанные в апелляционной жалобе относятся к вопросу о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда и не имеют отношения к существу данного спора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области по неисполнению требований исполнительного документа от 03.03.2015 года серии ФС N 000237250 является незаконным.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2016 года по делу N А72-11258/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11258/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барыш и Барышском районе Ульяновской области, ГУ УПФ РФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области, МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области
Третье лицо: МАУ "Техническое учреждение по обслуживанию учреждений ДОД и учреждений культуры" МО "Барышский район" Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ