г. Воронеж |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А64-4651/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алфёровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прошуниной М.П.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 г. N 45-ФЗ),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2016 по делу N А64-4651/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Истомин А.И.) по исковому заявлению ТОГБУЗ "Сампурская центральная районная больница" (ОГРН 1026801011863, ИНН 6817002380) к ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании 145 859 руб. 94 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ТОГБУЗ "Сампурская центральная районная больница" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказание медицинских услуг в размере 145 859 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2016 исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что возмещение расходов медицинских организаций на проведение обязательных диагностических исследований перед медицинским освидетельствованием граждан, поступающих на военную службу по контракту, осуществляется в порядке и в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ТОГБУЗ "Сампурская ЦРБ" оказывает медицинские услуги по проведению лабораторных и диагностических исследований гражданам, подлежащим призыву на военную службу.
В 2015 году ТОГБУЗ "Сампурская ЦРБ", в связи с исполнением Закона о воинской обязанности, осуществила лабораторно-диагностические исследования, проводимые в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, тем самым понесла расходы на общую сумму 145 859,94 руб.
16.09.2016 г. от ТОГБУЗ "Сампурская ЦРБ" в адрес ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" был направлен проект договора на проведение обязательных и инструментальных исследований граждан, проживающих на территории Сампурского района, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, 1997 г.р., и старших возрастов, потерявших право на отсрочку, проживающих на территории Сампурского района и подлежащих призыву на военную службу весной и осенью 2015 г., призыву на военные сборы, а так же граждан пребывающих в запасе по направлению от военного комиссариата Тамбовской области.
Однако ответчик отказался от подписания договора сославшись на то, что оплата расходов на диагностические исследования, проводимые в целях медицинского освидетельствования лиц призывного возраста должна осуществляться за счет средств ОМС и не является расходным обязательством федерального бюджета.
Всего, в 2015 г. истцом были проведены лабораторные и инструментальные исследования на общую сумму 145 859,94 руб., что подтверждается материалами дела, в том числе счетами, а также актами об оказании услуг N 304 от 14.10.2015, N 310 от 29.10.2015.
Направленная в адрес ответчика претензия N 166 от 17.03.2016 с просьбой оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена без удовлетворения.
Неоплата оказанных услуг и оставление претензионных писем без удовлетворения, послужили основанием для обращения ТОГБУЗ "Сампурская ЦРБ", в арбитражный суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" о взыскании задолженности за оказание медицинских услуг в сумме 145 859,94 руб.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По правилам ст. 307 Гражданского кодекса в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Договор о предоставлении платных медицинских услуг ТОГБУЗ "Сампурская ЦРБ" Федеральным казенным учреждением Военный комиссариат Тамбовской области подписан не был.
Однако, ответчиком были выданы направления призывникам, на основании которых истец оказал услуги - провел обследование призывников, что подтверждается материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 781 Гражданского кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Истец свои обязательства по оказанию медицинских услуг выполнил в полном объёме, осуществив проведение лабораторных исследований на общую сумму 145 859,94 руб., что подтверждается материалами дела, в том числе счетами, а также актами об оказании услуг N 304 от 14.10.2015, N 310 от 29.10.2015.
Истцом в качестве доказательства оказанных услуг представлены списки лиц, которым проведены лабораторные и инструментальные исследования, подлежащим призыву на военную службу.
При этом ответчик не представил доказательств того, что лица, указанные в данном списке, были направлены Военным комиссариатом в иное лечебное учреждение для проведения лабораторных и инструментальных исследований.
Обязательство заказчика по оплате услуг возникает вследствие факта оказания ему услуг. При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается. Ответчик возражений по расчету суммы задолженности не представил.
С учетом положений ст. 59 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм Закона о воинской обязанности и военной службе, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, суд области обоснованно указал, что оказываемые истцом в рамках заключенного с Комиссариатом договора услуги определенно обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности Российской Федерации и боеготовности ее Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Постановление N 1441), п. 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Постановления N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил N 704).
Согласно пункту 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 указанных Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2016 по делу N А64-4651/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4651/2016
Истец: ТОГБУЗ "Сампурская центральная районная больница"
Ответчик: Военный комиссариат Тамбовской области
Третье лицо: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Тамбовской области