г. Саратов |
|
14 ноября 2016 г. |
Дело N А06-5335/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Волковой Т. В., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ахоновой Д. И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2016 года по делу N А06-5335/2016, (судья Богатыренко С. В.),
по исковому заявлению Администрации Муниципального образования "Ахтубинский район" (ОГРН 1023000509498, ИНН 3012000794)
к Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (ОГРН 1053002019840, ИНН 3001040178)
третьи лица: Управление культуры и кинофикации Администрации Муниципального образования "Ахтубинский район"; Муниципальное учреждение "Центр народной культуры" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области,
о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание Районного Дома культуры,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования "Ахтубинский район" (далее - Администрация МО "Ахтубинский район", истец) обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (далее - Администрация МО "Горд Ахтубинск", ответчик) о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание районного дома культуры, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, д. 81, общей площадью 1105,7 кв. м с кадастровым номером 30:01:150419:178.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, администрация МО "Горд Ахтубинск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы указывает, что при вынесении решения по делу судом первой инстанции были нарушены нормы материального права. Администрация МО "Город Ахтубинск" указывает, что к данным правоотношениям не могут применяться нормы права о приобретательной давности. В соответствии с Законом Астраханской области от 26.12.2005 N 77/2005-ОЗ, не следует, что администрация МО "Ахтубинский район" является правопреемником администрации г. Ахтубинска и района, существовавшей до 2006.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от администрации МО "Ахтубинский район", от Управления культуры и кинофикации администрации МО "Ахтубинсикй район", МБУК "Центр народной культуры" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
От представителей МБУК "Центр народной культуры" и Управления культуры и кинофикации администрации МО "Ахтубинсикй район" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом апелляционной инстанции.
Другие лица в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором N 24 от 16.04.2011 спорный объект был закреплен на праве оперативного управления за управлением культуры администрации г. Ахтубинска и района.
В последующем в связи, с распоряжением комитета имущественных отношений от 27.03.2009 N 30 Управление культуры и кинофикации Администрации МО "Ахтубинский район" передало в оперативное управление спорный объект Муниципальному учреждению "Центр народной культуры", что подтверждается приложением N 1 к акту приема передачи.
Нежилое здание районного дома культуры, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, д. 81, включено в Реестр муниципального имущества муниципального образования "Ахтубинский район", что подтверждается выпиской из реестра от 17.05.2016 (т. 1 л. д. 40).
Как следует из кадастрового паспорта на здание, выданного филиалом Федерального Государственного Бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области от 25.12.2015, площадь объекта недвижимого имущества - районный дом культуры, 1954 постройки, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, 81, составляет 1105,7 кв. м.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 02.02.2016 N 30-002/022/2016-51 сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанное здание районного дома культуры, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, 81, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области отсутствуют.
В соответствии с письмом Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 01.02.2016 N 0542Н-2/1 объект недвижимости, нежилое здание районного дома культуры, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, 81, в Реестре государственного имущества Астраханской области не числится.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области информацией по объекту недвижимости - нежилому зданию, расположенному по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, 81, не располагает.
В соответствии с письмом администрации МО "Город Ахтубинск" N 1407 от 15.02.2016 в реестре муниципальной собственности МО "Город Ахтубинск" здание расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, 81 не значится.
Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация МО "Ахтубинский район" с 1954 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет объектом недвижимости - нежилым зданием Районного дома культуры, расположенным по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, 81, общей площадью 1105.7 кв. м с кадастровым номером 30:01:150419:178.
В связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на указанное имущество, администрация МО "Ахтубинский район" не может в полном объеме осуществлять все правомочия собственника объекта недвижимости, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требований, сделав вывод о том, что право собственности у истца возникло в силу приобретательной давности.
Судебная коллегия находит выводы о приобретательной давности, содержащиеся в решение суда первой инстанции ошибочными, что вместе с тем не привело к принятию неверного решения, по следующим основаниям.
Несмотря на то, что согласно пункту 4 части 2 статьи 125 действующего АПК РФ в исковом заявлении указывается правовое основание иска, суд не связан таким указанием и самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению при разрешении спора.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Как уже было ранее сказано, спорный объект районный дом культуры, построен в 1954 году.
Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" право государственной и муниципальной собственности на объекты, находившиеся по состоянию на 27.12.1991 в государственной собственности, возникает в порядке разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Отнесение имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проводится в соответствии с вышеназванным постановлением.
В силу пункта 4 части 2 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Таким образом, на основании вышеуказанного Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, спорный объект районный дом культуры отнесен к муниципальной собственности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлением Главы администрации Астраханской области N 232 от 29.12.1993 "О структуре местного самоуправления г. Ахтубинска и Ахтубинского района" упразднены существующие администрация города Ахтубинска и администрация Ахтубинского района, в г. Ахтубинске и Ахтубинском районе создан единый орган исполнительной власти - администрация г. Ахтубинска и района.
На вновь образованную администрацию возложены осуществление исполнительно - распорядительных функций и административное руководство на территории г. Ахтубинска и района.
Согласно договору N 8 от 01 января 1996 Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ахтубинска и района закрепил спорный объект за Управлением культуры администрации г. Ахтубинска и района (03.01.2002 переименовано в Управление культуры и кинофикации администрации г. Ахтубинска и района).
В связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 от 06.10.2003, произошло реформирование местного самоуправления.
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества.
В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Закона N 122 - ФЗ, безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется между:
- вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;
- вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;
- вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;
- муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;
- муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;
- муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;
- городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.
До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу предписаний Закона N 122 - ФЗ, в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ. Законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.
Законом Астраханской области от 26 декабря 2005 года N 77/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Астраханской области" регламентированы вопросы разграничения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами Астраханской области.
Согласно указанному закону вновь образованным поселением является Муниципальное образование "Город Ахтубинск".
В приложении N 2 к Закону от 26 декабря 2005 года N 77/2005-ОЗ указан перечень имущества находящегося в муниципальной собственности Муниципального образования "Ахтубинский район", подлежащего передаче Муниципальному образованию "Город Ахтубинск".
Спорный объект недвижимости - районный дом культуры, расположен по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Октябрьская, д. 81, общей площадью 1105,7 кв. м с кадастровым номером 30:01:150419:178 в указанном перечне отсутствует.
Статьей 5 вышеуказанного закона N 122-ФЗ определено, что объекты муниципальной собственности муниципальных районов и вновь образованных поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, разграничиваются между муниципальными районами и поселениями с учетом разграничения вопросов местного значения, установленного Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", целевого назначения объектов муниципальной собственности.
Согласно статьи 15 Закона ФЗ- N 131 от 06.10.2003, к вопросам местного значения муниципального района относится, создание условий для обеспечения поселений входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организации культуры.
Материалами дела установлено, что спорный объект используется в уставной деятельности МБУК "Центр народной культуры и кинофикации", которое создано решением совета муниципального образования "Ахтубинский район" от 27.11.2008 и в функции которого входит обеспечение условий для организации культурно-досуговой деятельности, направленной на сохранение и развитие народной культуры, реализации творческого потенциала различных социальных групп населения расположенных на территории муниципального образования "Ахтубинский район" (т. 1 л.д. 107).
С учетом фактического назначения и использования спорного объекта, он в силу законодательного разграничения относится к собственности муниципального образования "Ахтубинский район".
В связи с чем, доводы заявителя апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, они не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не является основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2016 года по делу N А06-5335/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
О. И. Антонова |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5335/2016
Истец: Администрация Муниципального образования "Ахтубинский район"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Ахтубинск!
Третье лицо: МУ "Центр народной культуры", Управление культуры и кинофикации АМО "Ахтубинский район", Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Астраханской области