г. Москва |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А41-36240/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОН-ТК" - Гаврикова П.М. (по доверенности от 28.04.2016)
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Министерства строительного комплекса Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОН-ТК" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2016 по делу N А41-36240/16, принятое судьей Ю.С. Петропавловской, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОН-ТК" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения, третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮНИОН-ТК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по МО (далее - заинтересованное лицо, управление) с требованиями:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по МО, выразившееся в отказе осуществелия государственной регистрации прекращения права собственности ООО "Юнион-ТК" на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060107:92.
- обязать Управление Росреестра по МО осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности ООО "Юнион-ТК" на данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применены норм права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей управления и министерства, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Юнион-ТК" является застройщиком объекта "Жилой комплекс с инженерными коммуникациями и сооружениями, в том числе трансформаторной подстанцией и общественно-торговым центром", расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, т.п. Красково, д. Марусино (далее - Объект, Жилой комплекс), жилые помещения которого реализовывались в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.20014 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии). Строительство осуществлялось на принадлежащем Обществу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 50:22:0060107:92, расположенном по адресу: Московская область, Люберецкий район, городское поселение Красково, д. Марусино (далее - Земельный участок).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N RU50-14-2093-2015 от 29.09.2015 г., на Земельном участке осуществлено строительство восьми жилых домов, а также иных зданий и сооружений. По итогам строительства и ввода обозначенных жилых домов в эксплуатацию, помещения по договорам участия в долевом строительстве были переданы участникам долевого строительства, которые впоследствии зарегистрировали права собственности на них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
20 января 2016 года Общество обратилось в Управление Росреестра по Московской области (далее - Управление, Регистрирующий орган) с заявлением (вх. N 50/999/001/2016-505) о государственной регистрации прекращения права собственности на Земельный участок и представило необходимый комплект документов, что подтверждается расписками о принятии документов на государственную регистрацию. Регистрирующий орган 29.01.2016 года принял решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) сроком до 26.02.2016 года. С свою очередь, 30.04.2016 года Общество представило дополнения к заявлению в виде 540 передаточных актов, по количеству квартир в жилом комплексе, подтверждающих выполнения обязательства Общества по передаче Объекта участником долевого строительства.
Однако Управление своим решением N 999/001/2016-505 от 02.06.2016 года отказало Обществу в государственной регистрации прекращения права собственности на Земельный участок по причине не предоставления Обществом документов о полном исполнении обязательств согласно ст. 12 Закона N 214-ФЗ и по причине того, что по данным ЕГРП на Земельном участке зарегистрированы ограничения обременения ипотеки в силу закона.
Посчитав, отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Юнион-ТК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу части 3 статьи 55 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 4 статьи 55 ГрК РФ Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 указанной статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части третьи настоящей статьи статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (пункт 4.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214 "об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации" (далее - Закон о долевом участии) в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды, право субаренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, общество 20 января 2016 года обратилось в управление с заявлением (вх. N 50/999/001/2016-505) о государственной регистрации прекращения права собственности на Земельный участок и представило необходимый комплект документов, что подтверждается расписками о принятии документов на государственную регистрацию. Регистрирующий орган 29.01.2016 года принял решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) сроком до 26.02.2016 года. С свою очередь, 30.04.2016 года Общество представило дополнения к заявлению в виде 540 передаточных актов, по количеству квартир в жилом комплексе, подтверждающих выполнения обязательства Общества по передаче Объекта участником долевого строительства.
Отказывая в государственной регистрации прекращения права собственности на Земельный участок, управление указало на то, что обществом не предоставлены документы о полном исполнении обязательств согласно ст. 12 Закона N 214-ФЗ и по причине того, что по данным ЕГРП на Земельном участке зарегистрированы ограничения обременения ипотеки в силу закона.
Судом первой инстанции правомерно указано, что по данным ЕГРП на вышеуказанном участке зарегистрированы ограничения и обременения в силу закона, которые должны быть погашены одновременно вместе с прекращением прав собственности, таким образом на основании пункта 1 статьи 25 Закона об ипотеке, если иное не предусмотрено федеральным законом или настоящей статьей, регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя, заявления залогодателя с одновременным представлением закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме, либо решения суда, арбитражного суда о прекращении ипотеки.
Регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу Закона о долевом участии, погашается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней на основании заявления застройщика и предъявления им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в части ипотеки строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо объекта незавершенного строительства, в части ипотеки земельного участка, находящегося у застройщика в собственности, либо залога права аренды или права субаренды земельного участка, а в части ипотеки объекта долевого строительства также на основании документа, подтверждающего передачу объекта долевого строительства участнику долевого строительства, в том числе передаточного акта, иного документа о передаче объекта долевого строительства или составленного в соответствии с частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона одностороннего акта о передаче объекта долевого строительства. При этом регистрационная запись об ипотеке земельного участка либо о залоге права аренды или права субаренды земельного участка погашается только после погашения регистрационных записей об ипотеке всех объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В ходе судебного разбирательства установлено, что представленное на государственную регистрацию разрешение на ввод в эксплуатацию от 29.09.2015 N RU50-14-2093-2015, выданное застройщику ООО "ЮНИОН-ТК" прекратило свое действие и отозвано согласно распоряжению Министерства строительного комплекса Московской области от 17.12.2015 N 237. Данный факт подтверждается материалами дела.
Соответственно суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с тем, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отменено, то даже при наличии зарегистрированных прав иных лиц на помещения в спорном объекте, отношения по его строительству не завершены, в связи с чем суд не может принять довод заявителя о переходе спорного земельного участка в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, так как указанный объект не введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, согласно п. 1. 1 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", погашается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней на основании заявления застройщика и предъявления им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в части ипотеки строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо объекта незавершенного строительства, в части ипотеки земельного участка, находящегося у застройщика в собственности, либо залога права аренды или права субаренды земельного участка, а в части ипотеки объекта долевого строительства также на основании документа, подтверждающего передачу объекта долевого строительства участнику долевого строительства, в том числе передаточного акта, иного документа о передаче объекта долевого строительства или составленного в соответствии с частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона одностороннего акта о передаче объекта долевого строительства.
Действующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию у общества отсутствует.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-42403/15 установлено, что обществом в составе документации к заявлению о вводе в эксплуатацию жилого комплекса не было приложено подтверждение соответствия объекта техническим условиям на теплоснабжение, выданным МУП "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" 10 мая 2012 года, как того требует пункт 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Какие-либо двусторонне подписанные акты между ООО "ЮНИОН-ТК" и организацией, выдавшей технические условия на теплоснабжение - МУП "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" о том, что объект капитального строительства соответствует техническим условиям, между сторонами не подписывались.
ООО "Юнион-ТК" с указанным запросом не обращалось. На настоящий момент подключение с обозначенной в технических условиях от 10 мая 2012 года нагрузкой не возможно.
Кроме того, заключение договора теплоснабжения не свидетельствует об исполнении технических условий и условий подключения.
Подача ресурсов по договору теплоснабжения в обозначенных заявителем размерах может свидетельствовать исключительно о мероприятиях по проверке возможности функционирования сети.
Выполненные ООО "Юнион-ТК" работы имеют недостатки, свидетельствующие об их несоответствии требованиям законодательства РФ, в частности нормативным документам федеральных органов власти, то до их устранения подключение к системе теплоснабжения невозможно (следовательно, технические условия и условия подключения не выполнены).
Документов подтверждающих выполнение обществом технических условий в полном объеме, в материалы дела не представлено.
Апелляционным судом сделан правильный вывод о соответствии оспариваемого отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку обществом в составе документации к заявлению о вводе в эксплуатацию жилого комплекса не было приложено подтверждение соответствия объекта техническим условиям на теплоснабжение, выданным МУП "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" 10 мая 2012 года, как того требует пункт 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 69 АПК РФ данные обстоятельства для общества установлены преюдициально.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе предприятия и возражениях фонда, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы предприятия и возражений фонда проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2016 по делу N А41-36240/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36240/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2018 г. N Ф05-3158/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЮНИОН-ТК"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3158/17
26.12.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16161/17
31.10.2017 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15741/17
28.08.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-36240/16
06.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3158/17
26.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16890/16
21.10.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-36240/16