Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2017 г. N Ф03-556/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
26 декабря 2016 г. |
А73-8844/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Михайловой А.И., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Лазурит": Осипенко О.В., представитель по доверенности от 12.07.2016 N 2016/020;
от общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскгражданпроект": Борейко П.Л., представитель по доверенности от 30.05.2016;
от Федеральной налоговой службы России: Карташов Д.Н., представитель по доверенности от 27.05.2016 N 18-15/09276.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазурит"
на определение от 12.09.2016
по делу N А73-8844/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Губиной-Гребенниковой Е.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лазурит"
о включении задолженности в общем размере 471 681,50 руб. в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскгражданпроект" (ОГРН 1152722000683, ИНН 2722036507),
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2015 возбуждено производство по настоящему делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Хабаровскгражданпроект".
Определением от 09.03.2016 в отношении ООО "Хабаровскгражданпроект" введена процедура финансового оздоровления сроком на два года.
Общество с ограниченной ответственностью "Лазурит" обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требования в общем размере 471 681,50 руб., составляющее неосновательное обогащение, в реестр требований кредиторов должника.
По результату рассмотрения заявления ООО "Лазурит" о включении требований в реестре требований кредиторов определением суда от 12.09.2016 заявителю отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Лазурит" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что вывод суда первой инстанции об исполнении ООО "Хабаровскгражданпроект" обязательств по выполнению проектных работ по договору N 44 от 08.04.2013 не соответствует материалам дела. Судом не учтено, что 25.09.2015 Министерство культуры РФ своим письмом N 4362-12-06 уведомило Министерство культуры Хабаровского края о невозможности согласования представленной документации в связи с выявленными несоответствием режимов использования земель и градостроительных регламентов, обозначенных в акте государственной экспертизы, проектному решению проект зон охраны. Указывает, что в данном случае имели место скрытые недостатки, обязанность по устранению которых, несмотря на требование, изложенное в претензии от 17.11.2015, не исполнена, претензия от 28.03.2016 о возврате денежных средств оставлена без удовлетворения. Считает договор расторгнутым на основании части 3 статьи 723 ГК РФ в связи с отказом 28.03.2016 заказчика от его исполнения. Полагает, что оснований для удержания ответчиком уплаченных заявителем в качестве аванса денежных не имеется.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскгражданпроект" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю поддержал позицию должника, считает определение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением апелляционного суда от 23.11.2016 судебное заседание отложено на 15.12.2016.
В судебном заседании от 15.12.2016 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 22.12.2016.
В судебном заседании представителем ООО "Лазурит" заявлено ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу решения суда по делу N А73-8844/2015 по иску ООО "Хабаровскгражданпроект" о взыскании задолженности по договору N 44 от 08.04.2013.
Ходатайство рассмотрено судом и отклонено ввиду отсутствия предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между КГУП "Хабаровскгражданпроект" (подрядчик), впоследствии реорганизованным в ООО "Хабаровскгражданпроект", и ООО "Лазурит" (заказчик) был заключен договор на выполнение проектных работ от 08.04.2013 N 44, по условиям которого подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить корректировку зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Хабаровске, в квартале, ограниченном улицами Муравьева-Амурского - Тургенева - Амурский бульвар - Комсомольская, а заказчик обязался принять
Согласно пункту 1.2 договора N 44 содержание и сроки выполнения работ, и их стоимость определяются Календарным планом работ и Сметами (Приложения к договору), являющимися неотъемлемой частью договора, которые могут в случае необходимости уточняться по соглашению сторон. В соответствии с пунктом 1.3 настоящий договор составлен на основании задания заказчика N 1568 от 19.02.2013. Результат работ должен соответствовать Заданию на разработку Проекта зон охраны объектов культурного наследия, выданному Министерством культуры Хабаровского края (Приложение к договору).
Стоимость работ по договору N 44 составляет 943 363 руб., в том числе НДС 18% - 143 902,83 руб. (пункт 2.1).
Пунктом 2.2 договора N 44 предусмотрена выплата заказчиком аванса подрядчику в сумме 471 681,50 руб. в течение 10 дней со дня заключения договора.
Оплата работ производится в течение 10 календарных дней после подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ за выполненный объем работ (согласно календарному плану) с зачетом аванса (пункт 2.3 договора N 44).
В разделе 3 договора N 44 предусмотрен порядок сдачи и приемки
работ.
Согласно пункту 3.2 приемка работ подтверждается подписанием сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. Работа считается принятой с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки, после чего в течение 5 дней подрядчик выставляет заказчику счет-фактуру на сумму принятых заказчиком работ.
Передача работ осуществляется по накладной подрядчика, с приложением акта сдачи-приемки выполненных работ (пункт 3.3 договора N 44).
При завершении работ (отдельных этапов работ) подрядчик представляет заказчику акт сдачи-приемки работ и счет на оплату.
Заказчик по отдельным этапам работ проверяет выполненные объемы работ, а по завершенным работам комплектность документации в отделе выпуска института, производит оплату и возвращает подрядчику подписанный акт в течение 10 рабочих дней (пункт 3.4 договора N 44).
В соответствии с пунктом 3.8 договора N 44 заказчик обязуется в течение 10 рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки направить подрядчику подписанный акт или мотивированный отказ от приемки работ.
В случае неполучения подписанного акта или мотивированного отказа от приемки работ в указанный срок, работа считается принятой и подлежит оплате на условиях настоящего договора.
Платежными поручениями N 65 от 17.04.2013 и N 68 от 19.04.2013 заказчик перечислил на расчетный счет подрядчика аванс по договору N 44 в сумме 471 681,50 руб.
Как следует из материалов дела, истцом были выполнены предусмотренные договором N 44 работы, разработана научно-проектная документация "Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Хабаровске, в квартале, ограниченном улицами Муравьева-Амурского - Тургенева - Амурский бульвар - Комсомольская".
Разработанный КГУП "Хабаровскгражданпроект" проект зон охраны объектов культурного наследия получил положительное заключение государственной историко-культурной, оформленное Актом от 24.07.2013.
Вместе с тем ссылаясь на то, что ООО "Хабаровскгражданпроект" ненадлежащим образом выполнило свои обязательства по договору на выполнение проектных работ от 08.04.2013 N 44, ООО "Лазурит" обратилось в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов перечисленной заказчиком по указанному договору предоплаты в сумме 471 681,50 руб., как неосновательного обогащения на стороне ООО "Хабаровскгражданпроект".
В обоснование требования о возврате уплаченного аванса заявитель ссылается на выполнение проектных работ со скрытыми недостатками, на уклонение исполнителя от устранения недостатков работ, на односторонний отказ ввиду указанного заказчика от исполнения договора в силу части 3 статьи 723 ГК РФ.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ), частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
При этом под денежным обязательством в силу абзаца 4 статьи 2 Закона о банкротстве понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.
При рассмотрении обоснованности заявленных ООО "Лазурит" требований, суд правомерно руководствовался положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре подряда на выполнение проектных работ и общими положениями ГК РФ об
обязательствах.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором и передать заказчику готовую техническую документацию (пункт 1 статьи 760 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ. Согласно абзацу 2 статьи 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
В соответствии со статьей 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, требованиям технических норм и строительных норм и правил. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Последствия выполнения работ с недостатками установлены в ст. 723 ГК РФ. Так, из п. 1 этой статьи следует, что стороны вправе установить в договоре меры воздействия на подрядчика, выполнившего работу некачественно. По общему же правилу в случае выполнения подрядчиком работы с недостатками, которые делают результат непригодным для использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда. Согласно п. 3 этой же статьи, если недостатки результата работы существенны или неустранимы, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Установлено, что по накладной N 685 от 28.12.2013 подрядчик передал заказчику научно-проектную документацию, получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (от 24.07.2013).
Далее заказчик направил Проект зон охраны объектов культурного наследия вместе с Актом государственной историко-культурной экспертизы от 24.07.2013 для согласования в Министерство культуры Хабаровского края.
Поскольку в границах квартала расположены три объекта культурного
наследия федерального значения, Министерство культуры Хабаровского края письмом от 14.01.2014 N 06.19-93 направило научно-проектную документацию и акт государственной историко-культурной экспертизы в Министерство культуры Российской Федерации для согласования.
На стадии согласования Проекта зон охраны объектов культурного наследия с Министерством культуры Российской Федерации был выявлен ряд замечаний, потребовавших доработки документации (письмо Министерства культуры РФ от 07.03.2014 N 560-12-06).
Министерство культуры Хабаровского края письмом от 01.04.2014 N 06-25-1422 направило в адрес КГУП "Хабаровскгражданпроект" копию письма Министерства культуры Российской Федерации от 07.03.2014 N560- 12-06 для устранения замечаний.
Подрядчиком замечания Министерства культуры Российской Федерации были устранены и по накладной N 336 от 21.05.2014 откорректированный Проект зон охраны объектов культурного наследия был передан заказчику.
Впоследствии проектная документация прошла согласование Министерства культуры Хабаровского края, на что также указывает заявитель, но получила отказ в согласовании Министерства культуры РФ в связи с наличием выявленных замечаний.
Письмом от 25.09.2015 N 4362-12-06 Министерство культуры РФ сообщило Министерству культуры Хабаровского края о том, что проект зон охраны и акт государственной историко-культурной экспертизы представлены в одном экземпляре, при этом режимы использования земель и градостроительные регламенты, обозначенные в акте государственной экспертизы, не соответствуют проектному решению проекта зон охраны.
ООО "Лазурит" письмом от 11.11.2015 исх. N 171, врученным ООО "Хабаровскгражданпроект" 17.11.2015, просило устранить замечания, указанные в письме Министерства культуры Российской Федерации от 25.09.2015, и привести в соответствие Акт государственной историко- культурной экспертизы научно-проектной документации "Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Хабаровске, в квартале, ограниченном улицами Муравьева-Амурского - Тургенева - Амурский бульвар - Комсомольская" от 24.07.2013.
Письмом от 28.03.2016 ООО "Лазурит", ссылаясь на неустранение исполнителем замечаний, потребовало возврата перечисленных по договору денежных средств.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ правомерности требования возврата аванса по договору, как и доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору.
При этом суд обоснованно исходил из того, что разработанный ООО "Хабаровскгражданпроект" проект зон охраны объектов культурного наследия получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы от 24.07.2013, передан по акту заказчику и принят последним без каких-либо замечаний.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" были внесены изменения, вступившие в силу 24.08.2013, согласно пояснениям должника, чем обусловлены замечания, отраженные в письме Министерства культуры РФ.
Доказательств обратного кредитором не представлено.
В пользу данного обстоятельства, а именно - того, что имела место необходимость доработки не в связи с ненадлежащим исполнением проектных работ исполнителем, а по иным объективным обстоятельствам, свидетельствует тот факт, что после направления Министерством культуры РФ замечаний 20.09.2013 истец и ответчик заключили дополнительное соглашение N 1 к договору от 08.04.2013 N 44, в соответствии с которым по заданию Министерства культуры Хабаровского края согласно п. 2.4 договора от 08.04.2013 N 44 заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательство выполнить дополнительные работы по корректировке проектно-сметной документации в объеме и в сроки, указанные в приложениях к настоящему дополнительному соглашению. Стоимость работ по дополнительному соглашению составила 392 832,62 руб.
Более того, откорректированную документацию заказчик 11.06.2014 повторно направил для согласования в Министерство культуры Хабаровского края. Проект зон охраны объектов культурного наследия был согласован Министерством культуры Хабаровского края (Заключение от 05.12.2014 N 06-25-6234).
Министерство культуры РФ повторно не согласовало проект зон охраны объектов культурного наследия, как следует из письма N 4362-12-06 от 25.09.2015 по причине того, что проект зон охраны и акт государственной историко-культурной экспертизы были представлены в одном экземпляре, а также что режимы использования земель и градостроительные регламенты, указанные в акте государственной экспертизы, не соответствуют проектному решению проекта зон охраны.
В силу изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств ненадлежащего выполнения проектных работ исполнителем, как и отсутствия доказательств наличия существенных или неустранимых недостатков результата выполненных ООО "Хабаровскгражданпроект" проектных работ, дающих право заказчику отказаться от исполнения договора в силу пункта 3 статьи 723 ГК РФ.
Более того, согласно статьи 717 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
В данном случае отказ от исполнения договора заявлен истцом после передачи исполнителем результата работ.
При этом, с учетом обстоятельств дальнейшей доработки проектной документации на основании дополнительного соглашения, истец также не доказал, что переданный результат имел неустранимые недостатки.
То обстоятельство, что ООО "Лазурит" заключен договор на аналогичные работы с новым исполнителем, о чем представлены документы в апелляционный суд, само по себе не свидетельствует об отсутствии потребительской ценности результата работ, переданного ему ООО "Хабаровскгражданпроект" по спорному договору.
С учетом изложенного, судебный акт об отказе в признании заявления о включении в реестр требований кредиторов является обоснованным.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 12.09.2016 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8844/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8844/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2017 г. N Ф03-3791/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ООО "Хабаровскгражданпроект"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N6 по Хабаровскому краю
Третье лицо: а/у Перепелица В.А., Административный управляющий Перепелица Владимир Андреевич, АО "Компания ТрансТелеКом"", Арбитражный управляющий Горовенко И.А., Арбитражный управляющий Семеняк Светлана Витальевна, Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стабильность", АУ Горовенко И.А., АУ Семеняк С.В., в/у Семеняк Светлана Витальевна, Государственное казенное учреждение Амурской области "Строитель", Государственное казенное учреждение Амурской области "Строитель", ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ХАБАРОВСКЕ И ХАБАРОВСКОМ РАЙОНЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Дзюба А.А., КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", КГУП "Недвижимость", Кировский районный суд, Некоммерческое партнерство "Союз менеджеров и антикризисных управляющих", НП "организация а/у Стабильности", НП "СМиАУ", ОАО "Банк Москвы" Хабаровский филиал, ОАО Акционерный коммерческий банк "Инвестторгбанк", ОАО Банк ВТБ, ОАО Банк ВТБ филиал, ООО " Изыскания и проектирование", ООО "АМЕТИСТ", ООО "Амурстройкомплекс", ООО "Гарант-Информ", ООО "ДиЛеММа", ООО "ДСЦБИ "Маском", ООО "ИРБИС", ООО "Лазурит", ООО "Полисет", ООО Директор "Хабаровскгражданпроект" Ермаков А.В., ООО директору "Хабаровскгражданпроект" Ермаков А.В., ООО Представитель работников "Хабаровскгражданпроект", ООО представитель работников, бывших работников "Хабаровскгражданпроект", ПАО "Ростелеком", ПАО Банк "ФК Открытие", ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", ПАО Региобанк - филиал Банка "ФК Открытие", Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, Управление Федеральной почтовой связи - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФАКБ "ИНВЕСТТОРГБАНК", ФГБОУ ВО "ТОГУ", ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет", ФГКУ "Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Хабаровскому краю", ФГУП УФПС Хабаровского края - филиал "Почта России", Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю"
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3791/17
22.08.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3725/17
19.07.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3093/17
09.06.2017 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8844/15
11.05.2017 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8844/15
06.03.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-556/17
26.12.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5642/16
16.12.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8844/15
09.12.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5486/16
15.11.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5486/16
01.09.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4012/16
26.02.2016 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8844/15