Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф09-1482/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А34-4908/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования и науки Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 13 октября 2016 года по делу N А34-4908/2016 (судья Шестакова Л.П.).
В заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Хорошева Наталия Ивановна (паспорт),
представители Департамента образования и науки Курганской области - Иванова С.В. (доверенность от 19.12.2016 N 6106/6), Логинова Н.Н. (доверенность от 08.02.2016 N 559).
Индивидуальный предприниматель Хорошева Наталия Ивановна (далее - заявитель, ИП Хорошева Н.И, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения в форме письма от 31.03.2016 N 1517/7 Департамента образования и науки Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2016 год, и обязании Департамента образования и науки Курганской области предоставить с 28.01.2016 соответствующую субсидию на 2016 год (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: уполномоченный по правам предпринимателей в Курганской области Клепинин И.Ю.; Правительство Курганской области; Финансовое управление Курганской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.10.2016 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент образования и науки Курганской области просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности заинтересованное лицо ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание положения п. 18 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Закон об образовании), - исходя из которых Хорошева Н.И., как субъект предпринимательской деятельности, не имеет права на получение соответствующих субсидий, так как последние предоставляются только некоммерческим организациям, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Кроме того, арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание положения п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регламентирующие предоставление субсидий только некоммерческим организациям.
В представленный отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Правительством Курганской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы поддержаны.
Финансовым управлением Курганской области отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Поступивший от уполномоченного по правам предпринимателей в Курганской области Клепинина И.Ю. отзыв на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А34-4908/2016 Арбитражного суда Курганской области, однако, не рассматривается судом апелляционной инстанции по существу, по причине несоблюдения данным третьим лицом требований ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли; от уполномоченного по правам предпринимателей в Курганской области Клепинина И.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей Департамента, ИП Хорошеву Н.И., приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные предпринимателем, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Хорошева Наталия Ивановна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.11.2011, с определением основного вида экономической деятельности "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания"; одними из основных видов экономической деятельности предпринимателя были определены в числе прочих, "Дополнительное образование детей", "Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)".
В последующем, 06.07.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены изменения, в соответствии с которыми, основным видом экономической деятельности ИП Хорошевой Н.И. определено "Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)".
ИП Хорошева Н.И. действует на основании выданной Департаментом образования и науки Курганской области 28.01.2016 лицензии N 1459 на осуществление образовательной деятельности по виду образования - общее образование, по уровню - дошкольное образование.
Соответствующий вид деятельности осуществляется предпринимателем посредством организации частного детского сада "Розовый слоник".
Хорошева Н.И. 20.02.2016 ИП обратилась в Департамент образования и науки Курганской области с заявкой на предоставление в 2016 году субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотренное законодательством.
Письмом от 21.03.2016 N 1517/7 в удовлетворении поданной заявки заинтересованным лицом заявителю было отказано со ссылкой на п. 18 ст. 2 Закона об образовании, поскольку по мнению Департамента, предоставление субсидий возможно только некоммерческим организациям, но не лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Также в указанном решении в форме письма содержался довод о том, что постановление Правительства Курганской области от 24.03.2014 N 124 "Об утверждении Порядка финансового обеспечения получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях и дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам", принято на основании п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, и не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность и коммерческие организации, осуществляющие обучение.
Фактически доводы, содержащиеся в письме Департамента от 21.03.2016 N 1517/7 в последующем воспроизведены заинтересованным лицом в тексте апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу.
Пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.03.2014 N 124 утвержден Порядок финансового обеспечения получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях и дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок N 124).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 124, субсидия предоставляется частным общеобразовательным организациям на территории Курганской области, имеющим государственную аккредитацию по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и частным дошкольным образовательным организациям на территории Курганской области, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования (далее - организации).
Для получения субсидии организация представляет в Главное управление образования Курганской области (в настоящее время Департамент образования и науки Курганской области) заявку на получение субсидии до 15 апреля текущего финансового года по форме, установленной Главным управлением образования. Главное управление образования в течение 5 дней со дня получения заявки принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении. О принятом решении организации уведомляются Главным управлением образования в течение 3 дней со дня его принятия (пункты 4, 5 Порядка N 124).
Согласно пункту 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии частями 1, 2 статьи 91 Закона об образовании, образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Пунктом 20 статьи 2 Закона об образовании под организациями, осуществляющими образовательную деятельность понимаются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 21 Закона об образовании установлено, что на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации, - в связи с чем, довод Департамента о том, что индивидуальные предприниматели не подпадают под условия предоставления им соответствующих субсидий, - не основан на фактическом содержании Закона об образовании.
Порядком N 124 установлено, что субсидия предоставляется, в том числе, частным дошкольным образовательным организациям на территории Курганской области, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
Нормы п. 2 ст. 78.1 БК РФ, не содержат в этой связи. запрета на предоставление соответствующих субсидий индивидуальным предпринимателям.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные ИП Хорошевой Н.И.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13 октября 2016 года по делу N А34-4908/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования и науки Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4908/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф09-1482/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Хорошева Наталия Ивановна
Ответчик: Департамент образования и науки Курганской области
Третье лицо: Правительство Курганской области, Представитель заявителя Власова Е.В., Финансовое управление Курганской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области И.Ю.Клепинин
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1482/17
15.03.2017 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-4908/16
26.12.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15355/16
13.10.2016 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-4908/16