г. Москва |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А40-122385/16 |
Судья Д.Н. Садикова,
рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 сентября 2016 года
по делу N А40-122385/16, принятое судьей В.Э. Козловским
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" (ОГРН 1137746367890, 105066, г. Москва, ул. Нижн. Красносельская, д. 35, стр. 64, пом. 1, комн. 13)
к Открытому акционерному обществу "РЖД" (ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2).
о взыскании неустойки
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эколайн" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее- ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 92 907,21 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2016 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на наличие оснований для увеличения сроков доставки грузов и необоснованное неприменение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец к сроку, установленному определением суда, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене состоявшегося решения суда первой инстанции не находит.
При исследовании материалов дела установлено, что ответчик принял на себя обязательство по перевозке грузов истца на станции назначения Российских железных дорог.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными ответчиком и выданными истцу транспортными накладными, имеющимся в материалах дела. Истец (грузоотправитель) в полном объеме уплатил ответчику (перевозчику) провозную плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных. При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей, исполнил надлежащим образом. Вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой. Истцом в адрес ответчика направлены претензии об уплате пени на общую сумму 92 907,21 руб., которые ответчик оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок. В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава. Согласно ст. 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Апелляционный суд оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы не находит, поскольку факт просрочки подтвержден представленными в материалы дела копиями ж/накладных, сумма пени - расчетом истца. Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан произведенным правильно. В этой связи доводы ответчика о допущенной истцом арифметической ошибке по трем накладным в общей сумме на 1,02 руб. отклоняются.
Также суд отклоняет доводы ответчика о наличии оснований для увеличения сроков доставки на основании п.6.3 и 6.6 Правил исчисления сроков. Пунктом 6.3 Правил N 27 предусмотрено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического и коммерческого состояния, возникшего по независящим от перевозчика причинам.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность; для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей. Только одного лишь факта наличия технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно. Выявление технической неисправности вагона в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагона для его необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в установленном нормами АПК РФ порядке не представлено доказательств того, что неисправность вагонов, названных ответчиком в его апелляционной жалобе, возникла по причинам, которые не зависели от перевозчика. Акты общей формы, на которые ссылается заявитель жалобы, не могут служить основанием для увеличения срока доставки груза и для освобождения ответчика от ответственности, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта, ввиду того, что акт не может служить доказательством отсутствия вины ответчика в задержке доставки вагонов, поскольку не содержит доказательств возникновения технической неисправности не по вине перевозчика.
Поскольку самого факта технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно, то выявление технической неисправности вагона в пути следования не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность, и как следствие, не освобождает от ответственности за просрочку доставки груза.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении пункта 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, согласно которому сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, не зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования (занятость фронтов погрузки-выгрузки), отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Представленные акты общей формы составлены нарушением требований действующего законодательства в одностороннем порядке представителями перевозчика, не отвечают требованиям достоверности, относимости и допустимости доказательств, установленных статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, ответчиком по спорным отправкам не представлена совокупность доказательств, в обоснование наличия оснований для увеличения сроков доставки грузов на основании п.6.6 Правил.
Согласно пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В рамках настоящего дела суд апелляционной инстанции оснований для применения ст.333 ГК РФ не находит, по большинству ж/накладных сумма начисленной пени составляет не более 18 % от общей суммы провозной платы.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по доставке грузов истца либо доказательств оплаты суммы пени, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в заявленном к взысканию размере.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, 269 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 года по делу N А40-122385/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа и только по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122385/2016
Истец: ООО "ЭКОЛАЙН"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказская железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60282/16