Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф05-4118/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А40-30943/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.12.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Кочешковой М.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2016 по делу N А40-30943/16, принятое судьей М.Ю. Махалкина, по заявлению ДГИ г. Москвы к Управлению Росреестра по г. Москве об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ходаковский А.В. по дов. от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик), оформленного письмом от 16.11.2015 N 77/022/226/2015-886,883, об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, Врачебный пр., д. 13, корп. 3, стр. 2, стр. 3, и обязании ответчика зарегистрировать данное право.
Решением от 19.09.2016 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.
Не согласившись с решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявление. Указывает, что суд первой инстанции не учел, что право собственности г. Москвы на объекты недвижимого имущества возникли в силу закона.
Дело рассмотрено без участия заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Росреестра, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
02.10.2015 Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, Врачебный пр., д. 13, корп. 3, стр. 2, стр. 3. Решением N 77/022/226/2015-886,883 от 16.11.2015.
Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект недвижимости на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), сославшись на то, что надлежащих доказательств возникновения права собственности города Москвы на указанное недвижимое имущество не представлено.
Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4), не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Основания для государственной регистрации прав предусмотрены статьей 17 Закона о регистрации.
Так, согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В качестве единственного доказательства права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, Врачебный пр., д. 13, корп. 3, стр. 2, стр. 3, истец представил выписки из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, в которых указано, что основанием права собственности является Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г.
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 в собственность субъектов Российской Федерации подлежали передаче все объекты государственной собственности, не отнесенные к федеральной собственности и не подлежащие передаче в муниципальную собственность на основании данного Постановления.
В силу пункта 6 указанного Постановления N 3020-1 передача объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации, в частности города Москвы - города федерального значения, должна была осуществляться постановлением Правительства Российской Федерации на основании предложений Московского городского совета в трехмесячный срок со дня регистрации указанных предложений.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3).
В соответствии с пунктами 8, 9 Постановления N 3020-1 в случае, если по истечении трехмесячного срока соответствующее постановление Правительства Российской Федерации принято не было, предложения Московского городского совета считается удовлетворенными.
В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Московского городского совета. При этом право собственности города Москвы, как субъекта Российской Федерации, возникает с момента принятия решения о праве собственности либо в виде постановления Правительства Российской Федерации, либо в виде решения Московского городского совета.
Указанным Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 установлены только критерии разграничения государственной собственности в Российской Федерации, в связи с чем приложенная Департаментом к заявлению о государственной регистрации права выписка из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, сама по себе не может подтвердить принадлежность заявленных к регистрации объектов, созданных до 1991 года, на праве собственности городу Москве.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, п. 1 которого предусматривал, что для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов; п. 5 Положения предусматривал, что Верховный Совет республики в составе Российской Федерации, Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждали представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально- государственного, национально- или административно-территориального образования.
Указанные перечни представлялись для регистрации согласованными с соответствующими органами государственного управления в пронумерованном, прошитом и скрепленном на каждой странице печатью соответствующего Совета народных депутатов виде в двух идентичных экземплярах.
В соответствии с п. п. 7 и 8 Положения Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления, осуществляет проверку, в трехнедельный срок со дня регистрации направляются в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
При этом не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о его передаче или по истечении 3-х месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
Пункт 10 Положения устанавливает, что в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства Российской Федерации - по объектам, передаваемым в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.
Распоряжение Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп признано утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603, изданным в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 154 которого устанавливает порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца, при этом факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, ни кадастровый паспорт на нежилое помещение, ни выписка из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, не являются документами, на основании которых Управление Росреестра по Москве могло зарегистрировать право собственности города Москвы как субъекта Российской Федерации на нежилое помещение.
Регистратор при приостановлении государственной регистрации предлагал заявителю представить документы, подтверждающие фактическую принадлежность недвижимого имущества.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Поскольку Департамент в Управление Росреестра по Москве не представил документы, подтверждающие правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, Врачебный пр., д. 13, корп. 3, стр. 2, стр. 3, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права собственности является законным, соответствующим положениям Закона о регистрации.
Ссылка апеллянта на Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 не может служить основанием для подтверждения права собственности на рассматриваемые объекты недвижимого имущества.
Исходя из изложенных выше обстоятельств, суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2016 по делу N А40-30943/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30943/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф05-4118/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве