Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2017 г. N Ф06-18517/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А57-6467/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Каплина С.Ю., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014
по иску Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456, адрес местонахождения: 410007, г. Саратов, ул. Чехова, д. 2)
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. М. Горького, д. 48);
открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, адрес местонахождения: 143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория 26 км Бизнесс-Центр Рига-Ленд, стр. 3)
с участием заинтересованных лиц: Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. пл. Театральная, д. 7);
Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78);
Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78);
Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6453015253, ОГРН 1036405301954, адрес местонахождения: 410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 1);
Муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6455030592, ОГРН 1026403680104, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 59/30, Литер Ж),
с извещением о времени и месте судебного заседания судебного пристава-исполнителя Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области,
при участии в судебном заседании представителей:
Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района - Шельпякова А.В., действующего по доверенности от 18.12.2012;
Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е., действующей по доверенности от 11.01.2016 N 02-62-02/5,
Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области - Воловода М.В., действующего по доверенности от 12.12.2016
другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обралось Муниципальное образование "Город Саратов", в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 сроком до 01.07.2017 в части обязания муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: NN2,4 по ул. Бардина; N3 по ул. Уфимцева; N6 по ул. Бардина и N24 по ул. Тархова; NN 2,4,6,8,10,12 по ул. 2-я Электронная; N20 по пр. Строителей, N4 по ул. Гусельская, N31 по ул. Черниговская, NN3,5 по ул. Блинова, N55 по ул. Л. - Кумача и NN8,10 по ул. Антонова и N10А по ул.Электронная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 и требованиям СанПиН 2.1.4.249609:
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, 6А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, 6А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) существующих пластинчатых водоводяных подогревателей системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать циркуляционные трубопроводы ГВС в пределах ЦТП; выполнить параллельное подключение существующих подогревателей ГВС в каждой ступени, как по греющей, так и нагреваемой воде; установить устройство автоматического регулирования температуры горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов ГВС в пределах центрального теплового пункта;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: ул. Бардина, 6А) до жилых домов N N 2,4,6 по ул. Бардина, N N 2,4,6,8,10,12 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: ул. Бардина, 6А) до жилых домов N N 2,4,6 по ул. Бардина, N N 2,4,6,8,10,12 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов ГВС; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения.
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 3) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 3), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) существующих пластинчатых водяных подогревателей системы ГВС; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС.
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру ул. Уфимцева, 3) до жилого дома N 3 по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Уфимцева, 3) до жилого дома N 3 по ул. Уфимцева в г. Саратове;
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Гусельская, 6Б) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Гусельская, 6Б), в ходе которой в том числе, - установить водоводяные подогреватели системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать трубопроводы в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопровода ГВС в пределах ЦТП;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: ул. Гусельская, 6Б) до жилых домов N 20 по пр. Строителей, N 4 по ул. Гусельская, N 31 по ул. Черниговская в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: ул. Гусельская, 6Б) до жилых домов N 20 по пр. Строителей, N 4 по ул. Гусельская, N 31 по ул. Черниговская в г. Саратове.
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 10Б) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 10Б), в ходе которой в том числе, - установить водоводяные подогреватели системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать трубопроводы в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопровода ГВС в пределах центрального теплового пункта;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Антонова, 10Б) до жилых домов N N 3,5 по ул. Блинова N N 8,10 по ул. Антонова и N 55 по ул. Л.-Кумача в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Антонова, 10Б) до жилых домов N N 3,5 по ул. Блинова N N 8,10 по ул. Антонова и N 55 по ул. Л. -Кумача в г. Саратове.
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Электронная, 10А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Электронная, 10), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) существующих пластинчатых водоводяных подогревателей системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать циркуляционные трубопроводы ГВС в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов ГВС в пределах центрального теплового пункта.
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру ул.Электронная, 10) до жилого дома N 10А по ул. Электронная в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Электронная, 10А) до жилого дома N 10А по ул. Электронная в г. Саратове.
Определением от 23 сентября 2016 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявления Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочки исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 на срок до 01 июля 2017 года, отказал.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласился с определением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района считает определение суда первой инстанции законным, а заявленные требования о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта необоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве.
Волжский районный отдел судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области просит в удовлетворении заявления Комитета об отсрочке исполнения судебного акта отказать.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом судебной коллегией установлено наличие оснований для безусловной отмены определения суда в соответствии со статьей 270 АПК РФ, поскольку суд первой инстанции в нарушение статьи 121, частей 1, 2 статьи 324 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие судебного пристава-исполнителя, который надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещен не был.
В соответствии с частью 2 статьи 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса в соответствии с частью 1 статьи 121 и частью 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения судом по настоящему делу выдан исполнительный лист серии ФС 005123851.
Как пояснили участники процесса, исполнительный лист находится на исполнении в Волжском районном отделе судебных приставов г. Саратова.
Однако судом апелляционной инстанции установлено, что при рассмотрении заявления Комитета о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 судебный пристав-исполнитель не извещался о времени и месте судебного заседания.
Определением от 24 ноября 2016 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению заявления Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.11.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы заявления, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения участников процесса и представителя службы судебных приставов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 исковые требования Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, предъявленные к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворены.
Суд обязал муниципальное образование "Город Саратов", в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2,4 по ул. Бардина; N 3 по ул. Уфимцева; N 6 по ул. Бардина и N 24 по ул. Тархова; N N 2,4,6,8,10,12 по ул. 2-я Электронная; N20 по пр. Строителей, N4 по ул. Гусельская, N31 по ул. Черниговская, NN3,5 по ул. Блинова, N55 по ул. Л. - Кумача и NN8,10 по ул. Антонова и N10А по ул. Электронная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 и требованиям СанПиН 2.1.4.249609:
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, 6А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, 6А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) существующих пластинчатых водоводяных подогревателей системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать циркуляционные трубопроводы ГВС в пределах ЦТП; выполнить параллельное подключение существующих подогревателей ГВС в каждой ступени, как по греющей, так и нагреваемой воде; установить устройство автоматического регулирования температуры горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов ГВС в пределах центрального теплового пункта;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: ул. Бардина, 6А) до жилых домов N N 2,4,6 по ул. Бардина, N N 2,4,6,8,10,12 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 28 (по адресному ориентиру: ул. Бардина, 6А) до жилых домов N N 2,4,6 по ул. Бардина, N N 2,4,6,8,10,12 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов ГВС; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения.
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 3) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 3), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) существующих пластинчатых водяных подогревателей системы ГВС; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС.
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру ул. Уфимцева, 3) до жилого дома N 3 по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Уфимцева, 3) до жилого дома N 3 по ул. Уфимцева в г. Саратове;
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Гусельская, 6Б) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Гусельская, 6Б), в ходе которой в том числе, - установить водоводяные подогреватели системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать трубопроводы в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопровода ГВС в пределах ЦТП;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: ул. Гусельская, 6Б) до жилых домов N 20 по пр. Строителей, N 4 по ул. Гусельская, N 31 по ул. Черниговская в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 66 (по адресному ориентиру: ул. Гусельская, 6Б) до жилых домов N 20 по пр. Строителей, N 4 по ул. Гусельская, N 31 по ул. Черниговская в г. Саратове.
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 10Б) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 10Б), в ходе которой в том числе, - установить водоводяные подогреватели системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать трубопроводы в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопровода ГВС в пределах центрального теплового пункта;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Антонова, 10Б) до жилых домов N N 3,5 по ул. Блинова N N 8,10 по ул. Антонова и N 55 по ул. Л.-Кумача в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Антонова, 10Б) до жилых домов N N 3,5 по ул. Блинова N N 8,10 по ул. Антонова и N 55 по ул. Л. -Кумача в г. Саратове.
- разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Электронная, 10А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Электронная, 10), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) существующих пластинчатых водоводяных подогревателей системы ГВС; установить циркуляционные насосы ГВС; смонтировать циркуляционные трубопроводы ГВС в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды ГВС; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов ГВС в пределах центрального теплового пункта.
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру ул. Электронная, 10) до жилого дома N 10А по ул. Электронная в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: ул. Электронная, 10А) до жилого дома N 10А по ул. Электронная в г. Саратове.
Кроме того, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района взыскана денежная сумма в счет возмещения судебных расходов в размере 400 000 руб.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 08.09.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Таким образом, судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015.
Длительность проведения требуемых работ с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств было предметом судебного разбирательства дела по существу и суд в своем решении посчитал, что 6 месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал ответчика именно за это время его исполнить.
16 октября 2015 года Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения данного судебного акта.
Определением от 28.12.2015 Арбитражный суд Саратовской области предоставил отсрочку исполнения решения от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 до 01 июля 2016 года.
07 июля 2016 года Комитет вновь обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 до 01.07.2017.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Комитета в силу следующего.
Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии со статьей 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 N 467-О, АПК РФ и Федеральный закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Иными словами, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения. Кроме того, предоставляя суду право принять решение о рассрочке исполнения того или иного постановления должником, федеральный законодатель предусмотрел в той же статье 324 АПК РФ в качестве гарантии соблюдения интересов взыскателя возможность принятия различных мер по обеспечению исполнения судебного акта. Тем самым достигается необходимый баланс между интересами участников спорных правоотношений.
Таким образом, разрешая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в зависимости от конкретных обстоятельств дела и с учетом соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
При этом обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе, поскольку, часть 1 статьи 65 АПК РФ предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом учитывается, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств, и если он представит суду доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих, препятствующих исполнению решения (определения) суда.
Заявление Комитета мотивировано невозможностью в установленный срок и в полном объеме разработать и согласовать проект реконструкции, а также внести соответствующие изменения в бюджет муниципального образования "Город Саратов", которые требуют дополнительного времени.
Для исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области Комитетом по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" направлены письма - ходатайства в Комитет по экономике и Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" с обращением о направлении в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение работ по вышеуказанному решению при уточнении бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Для исполнения решений Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству были получены технические условия от теплосетевой организации филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс".
В целях исполнения обязательств по вынесенным решениям Арбитражного суда Саратовской области в течение 2015 и 2016 годов неоднократно направлялись письма-ходатайства в комитет по финансам и комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов" о необходимости выделения бюджетных инвестиций на реконструкцию центральных тепловых пунктов и восстановление циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения многоквартирных домов и объектов социальной сферы. В виду отсутствия источников финансирования средства из бюджета не выделялись.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 21.12.2009 N 1706 "Об утверждении порядка формирования перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности" вышеуказанные объекты были включены в инвестиционную заявку на 2016 год. Инвестиции в объекты, включенные в инвестиционную заявку на 2016 год, бюджетом муниципального образования "Город Саратов" не выделялись.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Комитетом по ЖКХ в мае 2016 года направлены предложения о включении указанных объектов в инвестиционную заявку на 2017 год.
Решение о выделении бюджетных ассигнований принимается депутатами Саратовской городской Думы. В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год вносится на рассмотрение в сроки, установленные нормативно-правовыми актами муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. До истечения указанного срока не представляется возможным рассмотрение вопроса о выделении денежных средств на исполнение решения суда.
В соответствии с действующим законодательством процедура исполнения решения состоит из нескольких этапов. После внесения изменений в бюджет муниципального образования "Город Саратов" комитет по ЖКХ должен провести конкурс по выбору проектной организации на разработку документации (50 дней), далее - заключение договора с проектной организацией на изготовление проектно-сметной документации, выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации (1 -1,5 мес.), затем последует проведение независимой экспертизы проекта (0,5 - 1 мес.), после чего Комитет по ЖКХ направит запрос на получение суммы, указанной в документации на проведение вышеуказанных работ. С момента получения денежных средств (в соответствии с установленным порядком уточнение бюджета происходит не чаще 1 раза в квартал), заявитель должен провести конкурс по выбору подрядчика на выполнение работ (50 дней), заключение договора на выполнение работ и выполнение работ (3-4 мес.).
Таким образом, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" полагает, что в настоящее время не имеется возможности исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2015 года по делу N А57-6467/2014 по независящим от него причинам.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что перечисленные Комитетом обстоятельства нельзя отождествлять с обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта и названными в статье 324 АПК РФ, предусматривающей возможность представления отсрочки или рассрочки.
Отсутствие в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели, не изменяет положений статьи 324 АПК РФ и обязанности суда по оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта по настоящему делу.
Таких обстоятельств судом апелляционной инстанций не установлено.
Заявитель не представил доказательства, что исполнение решения будет гарантированно обеспечено в указанный им срок.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что исполнительный лист по настоящему делу будет реально исполнен 01.07.2017.
Напротив, как пояснил представитель Комитета суду апелляционной инстанции в судебном заседании, к указанному сроку будет возможно приступить к исполнению судебного акта.
Отсутствие денежных средств у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, поскольку при предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен исходить не только из интересов должника, но также и учитывать интересы взыскателя, соблюдая баланс между ними и рассматривать вопрос об отсрочке или рассрочке с учетом всех обстоятельств в совокупности.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015, то есть более года 1 года 4 месяцев назад.
Муниципальное образование в лице Комитета по ЖКХ в 2015-2016 году не предпринимало никаких действий по включению в бюджет на 2015-2016 год расходов на исполнение судебного акта в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствуют материалы дела.
Общее время, предоставленное должнику для исполнения судебного акта, уже составило 16 месяцев.
Вместе с тем, длительность проведения требуемых работ, с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств были предметом рассмотрения, и суд в своем решении от 20.02.2015 пришел к выводу, что шести месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал Комитет именно в этот срок совершить действия для его исполнения.
Кроме того, Комитету уже была предоставлена отсрочка исполнения решения от 20.02.2015 определением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2015 на срок до 01.07.2016.
Таким образом, с момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу до даты предъявления исполнительного листа к исполнению у должника имелось достаточно времени для совершения действий по исполнению решения в 2015-2016 годах. Однако расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта на 2015, на 2016 год не заложены.
Непринятие муниципальным образованием и его финансовыми органами всех необходимых мер по исполнению судебного акта ущемляет права взыскателя, представляющего фактически интересы граждан-жильцов, 11 многоквартирных домов, которые в течение нескольких лет получают горячее водоснабжение от ЦТП ненадлежащего качества.
В случае удовлетворения заявленного ходатайства их права на получение ГВС надлежащего качества будут нарушаться еще как минимум до 01.07.2017.
При этом в многоквартирных домах, проживает - 11 972 человека (4886 квартир).
Предоставление должнику очередного срока на исполнение судебного акта лишает взыскателя права на применении иных правовых механизмов, направленных на понуждение должника к исполнению судебного решения.
За период отсрочки с 24 декабря 2015 года по 01 июля 2016 года, должник не предпринял ни одного реального действия по исполнению решения суда.
На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу, что указанные Комитетом обстоятельства не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 324 АПК РФ оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, не подтверждают наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и не могут влиять на право истца требовать своевременного исполнения вступившего в законную силу решения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 10.03.2015 N 24-КГ15-3.
Учитывая все фактические обстоятельства конкретного дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта в данном случае нарушит баланс интересов сторон.
При таких обстоятельствах, заявление Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 удовлетворению не подлежит.
Поскольку суд апелляционной инстанций установил наличие оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и перешел к рассмотрению заявления по правилам суда первой инстанций, определение Арбитражного суда Саратовской области от 23 сентября 2016 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 23 сентября 2016 года по делу N А57-6467/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2015 по делу N А57-6467/2014 - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший определение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6467/2014
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района, АТСЖ Ленинского района г. Саратова
Ответчик: Комитет по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице комитета ЖКХ администрации МО "Город Саратов", ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО "Город Саратов", Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управление имуществом администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МКУ "Городской центр механизации ЖКХ", ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз"
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2568/2022
08.09.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8669/17
16.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18517/17
23.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11884/16
01.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-639/16
08.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26313/15
17.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2450/15
20.02.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6467/14