г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А26-8003/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
без вызова сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29583/2016) АО "ПКС-Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2016 по делу N А26-8003/2016 (судья Свидская А.С.), принятое
по заявлению АО "ПКС-Водоканал"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (ОГРН 1141001014330; адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60; далее - заявитель, Общество, АО "ПКС-Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265; адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4; далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.08.2016 по делу N 16-20/76-16, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 19.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.10.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество ссылается на отсутствие своей вины в нарушении режима обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании обращений граждан, содержавших сведения о факте нарушения предоставления коммунальных услуг водоснабжения в домах N 38 и N 39 по улице Птицефабрика в городе Петрозаводске, должностным лицом Инспекции в отношении АО "ПКС-Водоканал" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что 28.04.2016 в связи с возникновением аварийной ситуации на наружных водопроводных сетях в районе домов N 38 и N 39 по улице Птицефабрика предоставление коммунальной услуги водоснабжения было ограничено без предварительного уведомления потребителей; после отключения поврежденного участка в микрорайоне было нормализовано давление в сети, однако корпуса NN 1-3 жилого дома N 39 по улице Птицефабрика остались без холодного водоснабжения на период согласования проведения земельных работ, по окончании которого Общество приступило к устранению повреждения; в ходе работ был поврежден кабель электроснабжения, что обусловило запрещение дальнейших земляных работ. 30.04.2016 года после замены участка трубопровода водоснабжение домов восстановлено. Таким образом, коммунальная услуга по холодному водоснабжению отсутствовала 46,5 часов.
Инспекцией запрошены документы, в том числе правоустанавливающие на водопроводные сети и подтверждающие обстоятельства прекращения услуги водоснабжения с 28.04.2016.
Из представленных сведений и документов следует, что Общество арендует водопроводные сети по адресу: г. Петрозаводск, ул. Птицефабрика, в районе домов N 38 и N 39 до внешней стены многоквартирного дома в соответствии с договором аренды от 23.07.2005, заключенным с муниципальным унитарным предприятием "Петрозаводские энергетические системы", основным видом деятельности Общества является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Придя к выводу, что АО "ПКС-Водоканал" допустило нарушение режима обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения жителей дома N 39 по улице Птицефабрика в городе Петрозаводске, 20.06.2016 Инспекцией с участием представителя Общества по доверенности составлен протокол N 000155 об административном правонарушении от 20.06.2016.
Постановлением от 10.08.2016 по делу N 16-20/76-16 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб., Обществу вменено нарушение подпункта "в" пункта 3 и требований пункта 1 раздела I приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 11.4 СП 31.13330.2012, статей 8 и 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 1 раздела I приложения N 1 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды при бесперебойном круглосуточном холодном водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Нормативный уровень обеспечения коммунальной услугой холодного водоснабжения должен отвечать требованиям свода правил по водоснабжению.
Из пункта 11.4 Свода правил СП 31.13330.2012, являющегося актуализированной редакцией СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 N 123, следует, что расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения первой категории с диаметром труб до 400 мм при глубине заложения труб более 2 м составляет 12 часов.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 10 названного закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1); входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 2).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В связи с тем, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за объем, режим и качество подачи холодной воды потребителям, то она относится к числу субъектов административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ как лицо, осуществляющее поставку коммунальных ресурсов.
АО "ПКС-Водоканал" является ресурсоснабжающей организацией, обслуживающей по договору аренды от 23.07.2005 водопроводные сети по адресу: г. Петрозаводск, ул. Птицефабрика, в районе домов N 38 и N 39 до внешней стены многоквартирного дома, что установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела.
Факт нарушения обществом нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой холодного водоснабжения, выразившийся в прекращении подачи холодной воды в дом N 39 по улице Птицефабрика в городе Петрозаводске на 46,5 часов (с 17 час. 00 мин. 28 апреля 2016 года до 15 час. 30 мин. 30 апреля 2016 года) путем отключения от холодного водоснабжения корпусов NN 1-3 указанного дома для устранения повреждения в водопроводной сети, вызвавшего понижение давления в системе холодного водоснабжения, не оспорен Обществом и подтвержден письмом управляющей организации дома от 20.05.2016 N 893 (л.д.87), актом обследования от 28.04.2016 (л.д.88), выпиской из журнала Единой дежурно-диспетчерской службы г. Петрозаводска (л.д.87-89), журналом учета АО "ПКС-Водоканал" за период с 28 по 30 апреля 2016 года (л.д.100-116), карточками зарегистрированного нарушения в системе жизнеобеспечения на территории поселений Республики Карелия с превышением нормативных сроков устранения на 07 час. 00 мин. 29 апреля 2016 года, на 07 час. 00 мин. 30 апреля 2016 года и на 07 час. 00 мин. 01 мая 2016 года (л.д.124-128), письмом общества от 20.07.2016 N 131.01-1/5860 (л.д.57-58), а также протоколом N 000155 об административном правонарушении от 20.06.2016 (л.д.69-70).
Судом первой инстанции установлено, что Обществом допущены нарушения подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 1 раздела I приложения N 1 указанных Правил, пункта 11.4 Свода правил СП 31.13330.2012.
Необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению Правил N 354, и доказательств объективной невозможности соблюдения обществом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ); наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, посягающего на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения населения коммунальными услугами, который направлен на создание благоприятного проживания, принимая во внимание длительный период прекращения подачи холодного водоснабжения, суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Указанный вывод сделан судом с учетом официального толковании статьи 2.9 КоАП РФ, приведенного в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и основан на фактических обстоятельствах дела. Апелляционная коллегия, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления от 10.08.2016 по делу N 16-20/76-16.
В целом доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда от 19.10.2016 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 октября 2016 года по делу N А26-8003/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ПКС-Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8003/2016
Истец: ОАО "ПЕТРОЗАВОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29583/16