Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф06-19723/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А06-2227/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Грабко О.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957, адрес местонахождения: 344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 20 Линия, д. 43)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2016 года по делу N А06-2227/2016 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (ИНН 7704218694, ОГРН 1027700272148, адрес местонахождения: 125445, г. Москва, шоссе Ленинградское, д. 71 "Г")
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области
о признании незаконными действий по изъятию и уничтожению запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Астраханская таможня (ИНН 3017003414, ОГРН 1033001700159, адрес местонахождения: 414018, г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, д. 42),
при участии в судебном заседании представителей:
представителя общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" - Климовой С.В., действующей по доверенности от 10.10.2016 N 809/16/д,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее - заявитель, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области (далее - Россельхознадзор) по изъятию и уничтожению товаров, оформленных в виде актов от 09.12.2015 N 2 о факте изъятия запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и об уничтожении изъятых запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (т.1 л.д. 115).
Решением от 17 октября 2016 года Арбитражный суд Астраханской области заявление ООО "Метро Кэш энд Керри" удовлетворил.
Суд признал незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области по изъятию и уничтожению товаров, оформленные в виде акта от 09.12.2015 N 2 о факте изъятия запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и акта от 09.12.2015 N 2 об уничтожении изъятых запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Суд также взыскал с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области в пользу ООО "Метро Кэш энд Керри" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия заявлено ходатайство о замене Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия.
В обоснование заявленного ходатайства Управлением представлена копия приказа от 11.03.2016 N 139 "О реорганизации Управлений Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судом апелляционной инстанции заявленное ходатайство удовлетворено: произведена замена заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области на Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия.
ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия и Астраханская таможня извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (уведомления о вручении почтовый отправлений N 722270 и N N 722263), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.11.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. Представители участников процесса присутствовали в судебных заседаниях суда первой инстанции. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия является правопреемником Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение приказа Управления Россельхознадзора по Астраханской области N 1022-ОД от 24.11.2015 в период с 26.12.2015 по 09.12.2015 была произведена внеплановая проверка в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" с привлечением Астраханской таможни.
По результатам проверки в торговом зале предприятия выявлена, предположительно, санкционная продукция:
- ветчина Крудо, сыровяленое изделие производства Италии, нарезка 70г., 6 шт.;
- окорок Крудо, сыровяленый производства Италии, нарезка 70 г., 4 шт.;
- паштет свиной печеночный брюссельский производства Бельгии в упаковках по 500 г., 10 шт.,
которая была помещена на временное изолированное хранение в холодильную камеру торгового центра, что подтверждается актом о передаче на временное изолированное хранение от 27.11.2015.
Результаты проверки отражены административным органом в акте проверки от 10.12.2015 N 770.
09 декабря 2015 года административным органом составлены акты N 2 о снятии с изолированного хранения продукции, а также о факте изъятия запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и об уничтожении изъятых запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (т. 1 л.д. 60-63).
Общество, полагая, что действия Россельхознадзора по изъятию и уничтожению продукции, являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что проверка в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" произведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, акт проверки не содержит бесспорных доказательств реализации ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" запрещенных продуктов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что проверка в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" произведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, а именно - проверяемое юридическое лицо не было своевременно извещено о предстоящей проверки.
Пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (часть 17 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Как следует из приказа Управления Россельхознадзора по Астраханской области N 1022-ОД от 24.11.2015, предметом проверки является обеспечение безопасности государства.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 (далее - Постановление Правительства РФ N 778) во исполнение указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 560) и от 29 июня 2016 г. N 305 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 305) до 31.12.2017 (включительно) введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
В преамбуле Указа Президента N 560 определено, что данный указ принят в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, предварительное уведомление Общества о начале проведения внеплановой выездной проверки не требовалось.
Проведение внеплановой выездной проверки Общества согласовано Прокуратурой Астраханской области, что подтверждается решением N 7-27-2015 от 26.11.2015 (л.д. 52).
Не может так же согласиться суд апелляционной инстанции и с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия являются незаконными, поскольку акт проверки не содержит бесспорных доказательств реализации ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" запрещенных продуктов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 774, утверждены Правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 31.12.2017 (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В соответствии с названными Правилами запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.
ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в заявлении, поданном в суд, указывает на то, что спорная продукция была поставлена в торговый центр.
В данном случае, вышеуказанные нормативные акты не содержат норм о том, что уничтожению подлежит только продукция, реализуемая покупателям.
Напротив, в силу норм действующего законодательства, любая обнаруженная уполномоченными органами запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению.
Однако неверные выводы суда не привели к принятию по делу неправильного решения в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 (далее - Постановление) утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2017 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее - Перечень).
Согласно упомянутому Перечню запрещены к ввозу в Российскую Федерацию товары исходя из кодов в соответствии с "Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом по результатам проверки у заявителя изъята и уничтожена следующая продукция:
- ветчина Крудо, сыровяленое изделие производства Италии, нарезка 70г., 6 шт.;
- окорок Крудо, сыровяленый производства Италии, нарезка 70 г., 4 шт.;
- паштет свиной печеночный брюссельский производства Бельгии в упаковках по 500 г., 10 шт.
При этом согласно материалам дела данная продукция ввезена на территорию Российской Федерации по следующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС:
- ветчина Крудо, сыровяленое изделие производства Италии, нарезка 70г., 6 шт. - ТН ВЭД ЕАЭС 1602 41 100 0;
- окорок Крудо, сыровяленый производства Италии, нарезка 70 г., 4 шт. - 1602 41 100 0;
- паштет свиной печеночный брюссельский производства Бельгии в упаковках по 500 г., 10 шт. - ТН ВЭД ЕАЭС 1602 20 900 0.
Данные коды ТН ВЭД ЕАЭС не входят в вышеуказанный Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию.
В подтверждение того, что спорная продукция запрещена к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с Перечнем, заинтересованное лицо ссылается на письмо Астраханской таможни N 18-42/21094 от 09.12.2015, в котором таможня указывает, что по результатам рассматриваемой проверки выявлена продукция товарной позиции 0210 и субпозиции 160100 ТН ВЭД ЕАЭС, включенная в Перечень:
- ветчина Крудо, сыровяленое изделие производства Италии, нарезка 70г., 6 шт. (0210);
- окорок Крудо, сыровяленый производства Италии, нарезка 70 г., 4 шт. (0210);
- паштет свиной печеночный брюссельский производства Бельгии в упаковках по 500 г., 10 шт. (160100).
Согласно упомянутому Перечню запрещены к ввозу в Российскую Федерацию товары исходя из кодов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в том числе:
"0210" - мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое;
"1601 00" - колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе.
При этом указано, что для целей применения названного Перечня следует по коду ТН ВЭД ЕАЭС "0210" следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара; по коду "1601 00" - исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.10 г. N 311-ФЗ (далее - Закон N311-ФЗ), товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и указанным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 106 Закона N 311-ФЗ при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
Доказательств того, что в отношении спорных товаров таможенным органом вынесены решения о классификации по кодам ТН ВЭД ЕАЭС "0210" и "1601 00", в материалы дела не представлено.
Пунктом 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" от 17.06.96 г. N 5 разъяснено, что определение позиции, к которой относится конкретный товар в соответствии с ТН ВЭД, в компетенцию арбитражного суда не входит.
При таких обстоятельствах, поскольку заинтересованным лицом не представлено надлежащих доказательств того, что спорная продукция водит в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2017 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области по изъятию и уничтожению данных товаров нельзя признать правомерными.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 48, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области на Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2016 года по делу N А06-2227/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2227/2016
Истец: ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
Ответчик: Административный орган Управление Фс по ветенарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия
Третье лицо: Астраханская таможня, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия