г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А42-5163/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (без вызова сторон)
от заинтересованного лица: не явился, извещен (без вызова сторон)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29964/2016) Комитета по тарифному регулированию Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2016 по делу N А42-5163/2016 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ПАО "Мурманский торговый порт"
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманский морской торговый порт" (ОГРН 1025100843371, ИНН 5190400349, место нахождения: 183024, г. Мурманск, пр-д Портовый, д.22, далее - заявитель, Общество, ПАО "ММТП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403, место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр-т Ленина, д.75, далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.07.2016 N 96 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 10.10.2016 постановление изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе Комитет указывает, что при назначении штрафа в минимальном размере санкции уже принял во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, таких, как: устранение Обществом правонарушения и признание последним вины, а также отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. В отсутствие доказательств тяжелого финансового состояния Общества Комитет полагает решение суда в части снижения штрафа необоснованным.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
ПАО "ММТП" в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 30.05.2016 Комитетом по результатам проведенного контроля раскрытия информации установлено, что заявитель, осуществляя деятельность по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, а потому, являясь субъектом естественных монополий, за IV квартал 2015 года не разместил на сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://tarif.gov-murman.ru сведения, установленные пунктами 3 "а", 21, 32 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты).
В ходе проведенного контроля административный орган пришел к выводу, что Обществом к установленному сроку не раскрыта информация о регулируемом государством виде деятельности по водоснабжению и водоотведению, что явилось основанием для составления в отношении заявителя протокола от 23.06.2016 N 96 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и вынесению постановления от 06.07.2016 N 96 о наложении штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "ММТП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако усмотрел основания для уменьшения размера штрафа до 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, изучив и оценив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда на основании следующего.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пункт 9 части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 34 названного Федерального закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации.
Подпункт "а" пункта 3 Стандартов под раскрытием информации понимается обязательное опубликование на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2.2.3.8 Положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного постановлением правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-ПП, Комитет осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения требований стандартов раскрытия информации.
Исходя из вышеуказанной нормы, на сайте Комитета в сети "Интернет" должна раскрываться информация, установленная Стандартами.
Подпунктом "е" пункта 35 Стандартов установлено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения.
При этом в пункте 42 Стандартов раскрывается, что информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения содержит сведения:
- о количестве поданных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения;
- о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения;
- о количестве заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин), в течение квартала;
- о резерве мощности централизованной системы водоотведения в течение квартала.
В силу пункта 53 Стандартов информация, указанная в пункте 42 этого же документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.
Согласно данному пункту Стандартов Общество обязано было опубликовать информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения за 4-й квартал 2015 года на сайте Комитета в сети "Интернет" в срок до 30.01.2016.
На наличие у Общества данной обязанности указывают так же положения Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", в котором пункт 1 статьи 4 к деятельности субъектов естественных монополий относит водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно положениям указанного закона свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относится, помимо прочего, информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий.
В нарушение пункта 53 Стандартов ПАО "ММТП" опубликовало информацию только 24.06.2016.
Факт нарушения Обществом требований Стандарта подтверждается материалами дела и им не оспаривается.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не установлено.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Суд первой инстанции не признавал правонарушение малозначительным, в связи с чем суждения апелляционной жалобы по этому вопросу неосновательны.
Вместе с тем суд первой инстанции посчитал возможным применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи чрезмерностью наложенного штрафа, а также требованиями справедливости и соразмерности наказания снизив размер назначенного административного штрафа в два раза, до 50 000 руб.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В данном случае минимальная санкция по рассматриваемой части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ составляет 100 000 руб., следовательно, приведенное положение законодателя о возможности применения административного штрафа ниже низшего предела применимо к настоящему делу.
В данном конкретном случае при разрешении вопроса о соразмерности допущенного нарушения примененной мере ответственности и определения адекватной меры государственного наказания судом первой инстанции учтены характер совершенного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые. Комитет не учитывает, что соразмерность штрафа содеянному, выясняемая в том числе при определении избыточного ограничения прав привлеченного к ответственности лица, затрагивает не только материальное положение лица, но и адекватность примененного штрафа характеру и последствиям содеянного. В данном случае снижение штрафа мотивировано судом достаточным образом, не было произвольным, основано на конкретных обстоятельствах и материалах дела, принципах административного наказания (публично-правовой ответственности) - соразмерности, справедливости, индивидуализации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, выражающие лишь несогласие с оценкой суда, отклоняются.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2016 по делу N А42-5163/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5163/2016
Истец: ПАО "МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ", ПАО "Мурманский торговый порт"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ