г. Вологда |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А44-4920/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вершининой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2016 года по делу N А44-4920/2016 (судья Коновалова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3п; ОГРН 1067847492888, ИНН 7839330845; далее - Общество) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1;
ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; далее - Департамент финансов) о взыскании 32 205 000 руб. убытков, вызванных государственным регулированием тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по территории Новгородской области в 2014 году.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: правительство Новгородской области, Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее - Департамент транспорта).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12.10.2016 исковые требования Общества удовлетворены частично. С Департамента финансов за счет казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 8 725 920 руб. возмещения недополученных доходов, возникших от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам в 2014 году и 49 861 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с решением не согласилось в части отказа в удовлетворении заявленных требований, просит принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что при расчете убытков необходимо руководствоваться положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Департамент финансов в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражал.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на основании лицензии от 12.09.2011 серии ППБ N 7803352 со сроком действия - до 12.09.2016.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2009 N 387-т Общество включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел I "Железнодорожные перевозки" под регистрационным номером 78/1/2.
Пунктом 2 указанного приказа установлено, что в отношении Общества вводится государственное регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Департамент транспорта (заказчик) и Общество 14.03.2014 заключили договор N 2 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Новгородской области.
В соответствии с пунктом 1.2 названного договора перевозки осуществлялись по установленным тарифам.
Согласно пункту 1.4 договора заказчик обеспечивает предоставление из бюджета Новгородской области в 2014 году субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих от перевозки в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на текущий финансовый год в соответствии с порядком, предусмотренном законодательством Новгородской области согласно приложению 2 к договору.
Порядок и условия предоставления субсидий и осуществление расчетов установлены в разделе 6 договора.
Согласно пункту 6.1 договора перечисление субсидий осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение недополученных доходов, возникающих от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области, на 2014 - 2017 годы, утвержденным постановлением правительства Новгородской области от 23.01.2014 N 19.
Согласно пункту 6.2 договора сумма субсидий подлежит корректировке заказчиком в течение срока действия договора на основании отчетных документов.
Срок действия договора определен в пункте 10.1 договора с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Согласно приложению 2 к договору по плановому графику предоставления субсидий размер субсидии составил 30 000 000 руб.
Дополнительным соглашением от 15.10.2014 к договору, предусмотрено, что объем субсидии в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2014 год составляет 51 430 000 руб.
Указанная сумма субсидии перечислена Обществу в полном объеме.
Согласно составленным Обществом отчетам понесенные им потери в доходах по итогам 2014 года в связи с пассажирскими перевозками железнодорожным транспортом в пригородном сообщении составили 83 636 000 руб. и возмещены за счет субсидии в сумме 51 430 000 руб.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными частично в сумме 8 725 920 руб. согласно расчету Департамента финансов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может не согласиться с судебным актом в обжалуемой части на основании следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ. Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Постановлением правительства Новгородской области от 23.01.2014 N 19 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение недополученных доходов, возникающих от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области, на 2014 - 2017 годы (далее - Порядок).
Областным законом Новгородской области от 24.12.2013 N 430-03 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" департаменту транспорта была предусмотрена субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области в размере 51 430 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 Порядка Департамент транспорта как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет предоставление субсидий.
Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются с целью возмещения недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по регулируемым тарифам на территории области (далее - организации).
В соответствии с пунктом 4 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения договора между истцом и Департаментом транспорта) субсидия предоставляется организации при условии наличия заключенного между организацией и департаментом договора, содержащего объемы планового пассажирооборота, плановый объем транспортной работы, среднюю населенность вагона, согласие организации на осуществление департаментом как главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией условий, целей и порядка ее предоставления, случаи возврата в текущем финансовом году остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году.
Согласно пункту 5 Порядка (в редакции, действующей на момент выплаты субсидии), плановая субсидия за I, II, III кварталы текущего календарного года перечисляется организации ежеквартально до 30 числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным, а за IV квартал - до 30 декабря текущего календарного года.
Для получения планового размера субсидии за I, II, III кварталы текущего календарного года организация до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за IV квартал - до 25 декабря текущего календарного года представляет в департамент отчет о перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по регулируемым тарифам на территории области (далее - отчет) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Договором от 14.03.2014 N 2 предусмотрено, что убытки Общества подлежат возмещению в сумме 51 430 000 руб.
При этом, как установлено судом и не оспаривается подателем жалобы, заказчик свои договорные обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год выполнил в полном объеме.
Общество в письме от 26.02.2015 N 675 указало, что убыток от оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам в 2014 году составил 83 635 000 руб., в соответствии с договором с Департаментом транспорта частично возмещены выпадающие доходы в сумме 51 430 000 руб., Общество информирует о необходимости возмещения убытка в сумме 32 205 000 руб.
В соответствии с пунктом 6.2 договора сумма субсидий подлежит корректировке заказчиком в течение срока действия договора на основании отчетных документов.
Как установлено в пункте 6.1 Порядка, субсидия за текущий календарный год перечисляется организации до 30 мая следующего календарного года.
Согласно определенной в пункте 6.2 Порядка формуле, определяющей размер субсидии, причитающийся организации за отчетный календарный год, такой размер определяется исходя из фактических доходов организации от осуществления перевозок пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области за отчетный календарный год.
При этом согласно той же формуле размер экономически обоснованных затрат определяется в том же порядке, что и при определении планового размера субсидии, то есть в виде затрат, учитываемых при установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Новгородской области, рассчитанных комитетом по ценовой и тарифной политике области в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года N 235-т/1.
Как следует из представленных в материалы дела отчетов о перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по регулируемым тарифам на территории области, а также из иска Общества, истец считает необходимым определять размер экономически обоснованных затрат на основании бухгалтерской отчетности Общества, с применением коэффициента распределения затрат между видами деятельности, с учетом соотношения доли объема перевозок на территории субъекта.
По расчетам Общества размер убытка за 2014 год составил 32 205 000 руб. (83 635 000 руб. - 51 430 000 руб.).
Суд первой инстанции, проверив расчет выпадающих доходов, пришел к обоснованному выводу, что он не соответствует Порядку предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение недополученных доходов, возникающих от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области, на 2014 - 2017 годы, утвержденному постановлением правительства Новгородской области от 23.01.2014 N 19.
Указанный Порядок Обществом в судебном порядке не оспорен.
Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 04.07.2013 N 34/1 "О предельных тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области" установлен предельный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "СЗППК" в размере 2,28 руб. за 1 км.
Указанное Постановление вступило в силу с 01.08.2013 и действовало до 19.04.2014.
Постановление N 34/1 не обжаловалось истцом в установленном порядке, не признано недействующим и не изменено.
Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 31.03.2014 N 12 "О предельных тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области" установлен предельный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые Обществом в размере 2,28 руб. за 1 км.
Постановление N 12 вступило в силу с 20.04.2014, действовало до 01.01.2015.
Данное постановление оспорено Обществом в суде общей юрисдикции. Решением Новгородского областного суда от 16.06.2014 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 31.03.2014 N 12 "О предельных тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области".
В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" разъяснено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что потери Общества в доходах от оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам в 2014 году полностью компенсируются за счет субсидии из бюджета Новгородской области, рассчитанной в соответствии с утвержденным Порядком.
Делая данный вывод, суд исходил из того, что отсутствуют доказательства того, что примененный в расчете субсидии показатель - экономически обоснованные затраты - является недостоверным.
Предельный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 04.07.2013 N 34/1, и постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 31.03.2014 N 12 установлен в размере 2,28 руб. за 1 км.
Следовательно, Общество вправе рассчитывать только на компенсацию выпадающих доходов, рассчитанную в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением правительства Новгородской области от 23.01.2014 N 19.
Поскольку Общество не обращалось в Департамент транспорта до 30 апреля и не предоставляло выписку из годовой бухгалтерской отчетности о доходах организации (как предусмотрено пунктом 6.1 Порядка), корректировка субсидии не производилась.
Кроме того как поясняли представители Общества в суде первой инстанции, истец действительно не обращалсяь за корректировкой, поскольку рассчитывал на получение полной суммы убытков в размере 32 205 000 руб.
В то же время суд установил, что данных, содержащихся в представленном Обществом отчете за 4 квартал 2014 года, достаточно для расчета размера субсидии в соответствии с пунктом 6.2 Порядка.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции признал обоснованным и соответствующим Порядку расчет убытков (невыплаченной субсидии) на сумму 8 725 920 руб., представленный Департаментом финансов.
Оснований не согласиться с данным расчетом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2016 года по делу N А44-4920/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4920/2016
Истец: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Новгородская область в лице департамента финансов Новгородской области
Третье лицо: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, комитет по ценовой и тарифной политике области, Правительство Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10254/16