Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А05-2192/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 июня 2016 года по делу N А05-2192/2016 (судья Болотов Б.В.),
установил:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" (ОГРН 1022900842250; ИНН 2902007022; место нахождения: 164520, Архангельская область, г. Северодвинск, пр. Беломорский, дом 1, корп. 5; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018; ИНН 2902007022; место нахождения: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, дом 3; далее - управление) о признании недействительным предписания от 03.11.2015 N 56-8692-3545/ПР.
Судом к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, просп. Октября, дом 42; далее - ОАО "ТГК 2", третье лицо).
Решением суда от 29 июня 2016 года оспариваемое предписание признано недействительным в части, обязывающей в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления, а также в части, обязывающей в срок до 01.02.2016 выполнить пункты 2, 3, 5-13 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А. В удовлетворении остальной части предъявленных требований отказано.
Суд обязал Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК".
Суд взыскал с Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Управление с решением суда частично не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить в части признания недействительным оспариваемого предписания в части обязывающей в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления, а также в части, обязывающей в срок до 01.02.2016 выполнить пункты 2, 3, 5-13 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в указанной части. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Предприятие и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 29.09.2015 N 56-8692/Рк, в связи с приказом руководителя Ростехнадзора от 23.06.2015 N 237 о контроле хода подготовки и оценки готовности объектов электроэнергетики и теплоснабжения в осенне-зимний период 2015-2016 годов, выданного во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 21.05.2015 N 19 и поручения заместителя Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N ДК-П9-3853, управление 03.11.2015 провело проверку с целью оценки хода подготовки предприятия к отопительному периоду 2015-2016 годов, по результатам которой составлен акт проверки от 03.11.2015 N 56-8692-8926/А.
При проверке управление установило факты нарушения предприятием требований энергетической безопасности, а именно:
- не предоставлены результаты проведения весенних и осенних осмотров сооружений трубопроводов после таяния снега или дождей осенне-весеннего периода;
- не представлены акты промывки трубопроводов тепловых сетей, проводимой при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов, для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей;
- не представлена программа (утвержденная техническим руководителем организации и согласованная с источником теплоты) заполнения трубопроводов тепловых сетей, их промывки, дезинфекции и других операций по пуску водяных тепловых сетей, а также любых испытаний тепловых сетей или их отдельных элементов и конструкций;
- не проведено обследование специализированной организацией строительных конструкций трубопроводов тепловых сетей;
- не предоставлены акты проведения испытаний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в установленные сроки;
- при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей не проводятся шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб (с составлением актов по результатам осмотра);
- в организации не составлены: план тепловой сети (масштабный); оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы; профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.
Также при проверке управлением установлен факт невыполнения предприятием пунктов 2, 3, 5-13 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А, поскольку:
- не представлена проектная документация на тепловую сеть (трубопроводы горячей воды);
- участки трубопроводов тепловой сети по адресам: ул. Мира - ул. Краснофлотская, 2, 4, 6, ул. С. Космонавтов, 2, квартал 025, с условным проходом более 100 мм с расчетными параметрами: давление 16,0 кгс/см2, температура: 150/70 не зарегистрированы (не поставлены на учет) в Северо-Западном управлении Ростехнадзора;
- опасный производственный объект - участок трубопроводов тепловой сети не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов;
- не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов горячей воды и его заместитель;
- не осуществляется производственный контроль на опасном производственном объекте - участках трубопроводов тепловой сети (горячей воды);
- отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- не проведено техническое освидетельствование трубопроводов горячей воды специализированной организацией;
- персонал, обслуживающий трубопровод горячей воды, не обучен, не имеет удостоверения на право обслуживание трубопроводов;
- не пройдена аттестация в области оборудования, работающего под давлением (Б8), руководителя и специалистов организации;
- не проведено техническое диагностирование трубопроводов горячей воды специализированной организацией;
- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности.
По результатам проверки управление выдало предприятию предписание от 03.11.2015 N 56-8692-3545/ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Не согласившись с вышеназванным предписанием, предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции в части
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 208 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Оспариваемым предписанием управление обязало предприятие устранить нарушения, выразившиеся в неисполнении заявителем пунктов 2, 3, 5-13 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А.
В пункте 7 раздела оспариваемого предписания, касающегося нарушений требований энергетической безопасности, управление обязало предприятие в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.
В обоснование данных требований Управление сослалось на пункт 13 раздела 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.02.2013 N 103 (далее - Правила N 103) и пункты 6.2.5, 6.2.6, 6.2.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что управление без законных к тому оснований обязало предприятие в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.
Согласно пункту 6.2.5 Правил N 115 в организации составляются и постоянно хранятся:
- план тепловой сети (масштабный);
- оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы;
- профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено управлением, в хозяйственное ведение предприятия не передавались и им фактически не эксплуатируются магистральные тепловые сети, что подтверждается инструкцией по взаимодействию диспетчерских служб Северодвинских городских тепловых сетей ГУ ОАО "ТГК -2" по Архангельской области и муниципальных предприятий Северодвинска при проведении ремонтных работ и устранении аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, регламентом по взаимодействию технических служб Северодвинских тепловых сетей ГУ ОАО "ТГК-2" по Архангельской области и СМУП ЖКХ "ГОРВИК", паспортами тепловых сетей.
Управлением в апелляционной жалобе не приведены какие-либо доводы по данному пункту предписания.
В пункте 13 Правил N 103 установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.
Управлением установлено не выполнение предприятием пункта 2 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А, которым заявителю указано на необходимость в срок до 30.03.2015 представить проектную документацию на тепловую сеть.
В соответствии с пунктом 2.8.1 Правил N 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок хранится и используется в работе утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями.
Согласно пункту 10 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116 (далее - Правила N 116), установка, размещение и обвязка оборудования под давлением на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности и законодательства о градостроительной деятельности. Отклонения от проектной документации не допускаются.
В данном случае общество указало, что при передаче ему тепловых сетей на праве хозяйственного ведения проектная документация на тепловые сети передана не была. При этом ранее данные тепловые сети были безхозяйными.
Данные обстоятельства управлением не оспорены.
Как правомерно указано судом первой инстанции, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости.
В связи с чем, поскольку у предприятия отсутствует проектная документация на тепловую сеть, исполнение пункта 2 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А не представляется возможным.
При этом управление не обязывало предприятие восстановить отсутствующую проектную документацию.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал данный пункт предписания управления недействительным.
В пунктах 3, 5-13 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А управление обязало предприятие в срок до 30.03.2015:
- зарегистрировать (поставить на учет) участки трубопроводов тепловой сети по адресам: ул. Мира ул. Краснофлотская, 2, 4, 6, ул. С. Космонавтов, 2, квартал 025, с условным проходом более 100 мм с расчетными параметрами: давление 16,0 кгс/см2, температура: 150/70, в Северо-Западном управлении Ростехнадзора;
- зарегистрировать в реестре опасных производственных объектов участок трубопроводов тепловой сети;
не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов горячей воды и его заместитель;
- назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода горячей воды и его заместителя:
- осуществлять производственный контроль на опасном производственном объекте - участках трубопроводов тепловой сети (горячей воды);
- заключить в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте договор обязательного страхования гражданской ответственности;
- провести техническое освидетельствование трубопроводов горячей воды специализированной организацией;
- обучить персонал, обслуживающий трубопровод горячей воды, с получением удостоверения на право обслуживание трубопроводов;
- пройти аттестацию в области оборудования, работающего под давлением (Б8), руководителю и специалистам организации;
- провести техническое диагностирование трубопроводов горячей воды специализированной организацией;
- получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности.
Следовательно, указанные пункты предписания связаны с эксплуатацией предприятием участков трубопроводов тепловой сети по адресам: ул. Мира, ул. Краснофлотская, 2, 4, 6, ул. С. Космонавтов, 2, квартал 025, с условным проходом более 100 мм с расчетными параметрами: давление 16,0 кгс/см2, температура: 150/70.
В обоснование указанных пунктов предписания управление сослалось на положения Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 11.06.2003 N 90.
В силу пункта 1.1.1. вышеназванных Правил, они устанавливали требования к проектированию, конструкции, материалам, изготовлению, монтажу, ремонту и эксплуатации трубопроводов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой свыше 115 град. С.
Согласно пункту 2 ныне действующих Правил N 116 данные Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
В данном случае из материалов дела следует, что предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к управлению о признании недействительными пунктов 5, 8 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А, по результатам рассмотрения которого судом принято решение от 03.02.2016 по делу N А05-2552/2015 об удовлетворении заявленных требований. Решение суда вступило в законную силу.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что предприятие эксплуатирует участки трубопроводов тепловых сетей общей протяженностью 1477,15 м., давление и температура воды, транспортируемой по трубопроводам, не соответствует параметрам опасности (давление воды более 0,07 МПа при температуре более 115 градусов Цельсия).
На основании этого суд сделал вывод о недоказанности управлением эксплуатация предприятием опасного производственного объекта.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно, исходя из того, что неисполненные предприятием пункты 3, 5-11 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А возлагают обязанности только на лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а заявитель к таковым не относится, признал недействительным оспариваемое предписание в части, обязывающей в срок до 01.02.2016 выполнить пункты 2, 3, 5-11 предписания от 30.10.2014 N 56-6639-2685/А.
С учетом изложенного суд первой инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 июня 2016 года по делу N А05-2192/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2192/2016
Истец: МУП Северодвинское жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ОАО "Территориальная генерирующая компания N2", ОАО 'Территориальная генерирующая компания', ОАО 'Территориальная генерирующая компания N2', ОАО 'Территориальная генерирующая компания N2' (в лице Северодвинских городских тепловых сетей)