Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А56-7599/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Баннова Н.С. (доверенность от 24.08.2016)
- от ответчика: Рогуля А.М. (доверенность от 12.11.2016), 2) Прадедов Д.Ф. (доверенность от 07.06.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28215/2016) общества с ограниченной ответственностью "Балтийский порт"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу N А56-7599/2016 (судья Денисюк М.И.),
принятое по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Балтийский порт"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Балтийский порт" (далее - ООО "Балтийский порт, Компания) о взыскании 100 847,70 руб. платы за использование инфраструктуры.
Решением суда от 12.10.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Компании, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Общества просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на жалобу, против ее удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Балтийский порт" (Контрагент) заключен договор от 25.12.2014 N 296/14/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новый Порт Октябрьской железной дороги (далее - Договор), в соответствии с которым локомотивом Перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Контрагенту, примыкающего стрелочным переводом N 190 к 8 барочному пути необщего пользования ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", который примыкает стрелочным переводом N 177 к пути УП N 1 станции Новый Порт Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 5 Договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Количество вагонов, которое может быть одновременно подано на железнодорожный путь необщего пользования, составляет не более 8 условных вагонов (пункт 7 Договора).
Фактическое количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, устанавливается - не более 8 условных вагонов (пункт 9 Договора).
Согласно пункту 10 Договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в том же количестве, что подано на путь необщего пользования.
При наличии возможности, по письменному согласованию Перевозчика и Контрагента допускается возврат вагонов в меньшем количестве. При этом учет времени нахождения этих вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется до момента их фактической уборки с мест погрузки, выгрузки вагонов на основании книги уведомлений и памятки приемосдатчика. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с мест погрузки, выгрузки в течение 6 часов после получения от Контрагента уведомления о готовности вагонов к уборке (пункт 12 Договора).
Пунктом 14 Договора установлены технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов на железнодорожном пути необщего пользования: выгрузка, погрузка тарно-штучных грузов автопогрузчиками - 1,4 часа на вагон
В соответствии с пунктом 18.3 Договора при задержке вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по вине Контрагента; за время ожидания подачи и или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, по причинам, зависящим от Контрагента; за время задержки вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Контрагента, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, Контрагент вносит перевозчику плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" за время нахождения на путях общего пользования вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, в размере, приравненном к ставкам, установленным пунктом 12 Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации.
Согласно пункту 19 Договора сборы, платы, штрафы и иные суммы, предусмотренные пунктом 18 Договора, вносятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 26.06.2009 N 2831 между ОАО "РЖД" и ООО "Балтийский порт", на основании ведомостей подачи и уборки вагонов, которые составляются и подписываются уполномоченными лицами Перевозчика и Контрагента.
В соответствии с пунктом 21.2 Договора учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, которые подписываются сторонами ежесуточно. Ведомость подачи и уборки вагонов составляется на основании подписанных сторонами памяток приемосдатчика и письменных уведомлений Контрагента. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения Перевозчиком уведомления о готовности вагонов к уборке. На железнодорожном пути необщего пользования моментом окончания выгрузки вагонов считается время окончания фактической операции выгрузки на местах выгрузки, указанное в памятке приемосдатчика и вагонном листе (пункт 21.3 Договора).
В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" ссылалось на то, что в период январь-февраль 2015 года в адрес ООО "Балтийский порт" на станцию назначения Новый Порт прибыли вагоны, с грузом "порошек магнезитовый металлургический".
Как указывает истец, готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика вагоны в количестве 21 шт., простаивали на станционных путях по причинам неисполнения грузополучателем технологических норм погрузки/выгрузки в отношении ранее поданных вагонов по памятке приемосдатчика N 721, о чем составлены акты общей формы NN 15/291, 15/288, 15/287, 15/239, 15/260, 15/289, 15/293, 15/261,15/292, 15/290, 15/259.
Указанные обстоятельства послужили основанием для начисления истцом на основании пункта 18.3 Договора платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" в размере 100 847, 70 руб. Поскольку данная плата не внесена ответчиком в добровольном порядке, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", посчитал исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его не допускается.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 ГК РФ). В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно статье 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В связи с чем, доводы Ответчика о расчете Истцом требований по нормативам, предусмотренным старым договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новый Порт Октябрьской ж.д. несостоятельны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 18.3 Договора предусмотрено, что при задержке вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по вине Контрагента; за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, по причинам, зависящим от Контрагента; за время задержки вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Контрагента, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, Контрагент вносит Перевозчику плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" за время нахождения на путях общего пользования вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, в размере, приравненном к ставкам, установленным п. 12 Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации.
Пунктом 14 Договора установлены технологические нормы на погрузку, выгрузку тарно - штучных грузов на железнодорожном пути необщего пользования - 1,4 часа на вагон.
Судом установлено, что в период январь - февраль 2015 года в адрес Ответчика на станцию Новый Порт Октябрьской ж.д. прибыли вагоны, которые готовы к подаче на железнодорожный путь необщего пользования Ответчика локомотивом Перевозчика, но простаивали на станционных путях по причинам неисполнения грузополучателем технологических норм по раннее поданным под погрузку, выгрузку вагонам по памятке приемосдатчика N 721, что подтверждается актами общей формы NN15/260, 15/289, 15/261, 15/293, 15/292, 15/290, 15/291, 15/287, 15/288, 15/239.
Как следует из представленной в материалы дела памятке приемосдатчика N 721 каждый из поданных Ответчику вагонов находился у Ответчика под грузовыми операциями со значительным превышением установленной технологической нормы в 1,4 часа на вагон, что привело к простою на станционных путях, прибывших в адрес Ответчика вагонов в спорный период.
Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки грузов на основании памяток приемосдатчика до момента получения Перевозчиком от Контрагента уведомления о готовности вагонов к уборке (пункт 21.3 Договора).
Подписанными представителями сторон без возражений ведомостями подачи и уборки вагонов, а также памятками приемосдатчика N N721, 826, 801 и 875, зафиксировано время уведомления Перевозчика о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке, а также время уборки Перевозчиком вагонов, что свидетельствует о согласии сторон с отраженными в них данными.
Согласно пункту 10 Договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в том же количестве, что подано на путь необщего пользования. При наличии возможности, по письменному согласованию Перевозчика и Контрагента, допускается возврат вагонов в меньшем количестве. При этом, учет времени нахождения этих вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется до момента их фактической уборки с мест погрузки, выгрузки вагонов на основании уведомлений и памяток приемосдатчика.
Как следует из представленных в материалы дела ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, уведомлений, ответчик возвращал Перевозчику вагоны в количестве меньшем, чем подано на путь необщего пользования, в связи с чем, вагоны подлежали уборке Перевозчиком, при наличии у последнего возможности.
Пунктом 11 Договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке Контрагент уведомляет Перевозчика по телефону с последующим вручением письменного уведомления и приложением железнодорожных накладных, кроме документов, оформленных в электронном виде с приложением ЭЦП, которые должны быть предоставлены Перевозчику вместе с письменным уведомлением до уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, до уборки вагонов с пути необщего пользования Ответчик по условиям Договора обязан предоставить Перевозчику вместе с письменными уведомлениями полный пакет документов, а именно железнодорожные накладные.
31.01.2015 в связи с тем, что ответчиком возвращена только часть вагонов, поданных по памятке приемосдатчика N 721, вагоны NN 62327572, 53116042, 62882502 убраны по возможности Перевозчиком, при этом, вагоны NN 61163119, 59660076 к уборке не готовы, так как отсутствовали перевозочные документы.
Уведомление об окончании грузовых операций погрузки, выгрузки из вагонов N N 66386475, 62874607, поданных по памятке приемосдатчика N721, предоставлено Перевозчику 31.01.2015 в 12 час. 00 мин., при этом, перевозочные документы на вагона N 62874607 не предоставлены.
02.02.2015 в 15 час. 20 мин. в системе АС ЭТРАН оформлена электронная накладная на групповую отправку ЭШ557739 на вагоны N N 59660076, 61163119, 62874607, после оформления которой произведена их уборка с пути необщего пользования.
Как установлено судом первой инстанции ответчиком нарушены не только технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов, но и технология возврата вагонов, установленная Договором.
Таким образом, доводы подателя жалобы об отсутствии у него обязанности по предоставлению Перевозчику перевозочных документов, а именно, железнодорожных накладных, противоречат условиям заключенного между сторонами Договора и являются несостоятельными.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу N А56-7599/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7599/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Балтийский порт"