г. Тула |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А23-504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Андромета" на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.10.2016 по делу N А23-504/2016, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Андромета" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1084025003644, ИНН 4025418365) к Инспекции государственного строительного надзора Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1034004417501, ИНН 4027062604) о признании недействительным предписания, установил следующее.
ООО "Андромета" (далее - ООО "Андромета", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Калужской области (далее - инспекция, ИГСН Калужской области) от 09.12.2015 N 395.
Решением от 14.10.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Андромета" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 14.10.2016 по делу N А23-504/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что оспариваемое решение противоречит нормам материального права.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что отсутствие в Акте и Предписании описания, характера, конкретного вида нарушения с указанием ссылок на статью, пункты, части статей технических регламентов, нормативных правовых актов, сами по себе не являются основанием для признания предписания недействительным, противоречит действующему законодательству и судебной практике.
Настаивает, что оспариваемое предписание по своему содержанию не соответствует требованиям законодательства, и является неисполнимым.
Указывает, что суд ошибочно применил в качестве документа, определяющего требования о предоставлении документации, Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" и РД-11-04-2006.
По мнению апеллянта порядок предоставления документации застройщиком органам государственного строительного надзора регламентируется РД-11-02-2006. Именно в соответствии с данным документом им была передана документация ИГСН Калужской области 20.02.2015 в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что суд не дал должной оценки его доводу о том, что строительство объекта не велось и не ведется по настоящее время. С учетом изложенного общество считает выводы суда о характеристиках используемых материалов некорректны.
По мнению апеллянта суд первой инстанции ошибочно не применил пояснения Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (разработчик (РД-П-04-2006), об осуществлении государственного строительного надзора, данное в письме N 09-02-06/8159 от 25.12.2015 г.
ИГСН Калужской области считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в своем отзыве просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2015 Администрацией муниципального образования сельского поселения деревня Кривское за N RU40515306-3 ООО "Андромета" выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - завода по производству жилых зданий на металлическом каркасе, включающего в себя административно-бытовой корпус и производственное здание.
20.02.2015 года в инспекцию государственного строительного надзора поступило извещение о начале строительства объекта капитального строительства от 18.02.2015 N 1, представленное застройщиком и заказчиком ООО "Андромета".
На основании подпункта "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации начальником инспекции государственного строительного надзора Калужской области издано распоряжение от 25.02.2015 N 77-р, в соответствии с которым ведущий специалист Потапкин Д.Н. назначен для осуществления государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства завода по производству жилых и коммерческих зданий на металлическом каркасе.
На основании указанного распоряжения N 77-р от 25.02.2015 года инспекцией разработана программа проведения проверок.
Уведомлением от 02.06.2015 N 316 инспекция известила общество о проверке объекта капитального строительства (завода по производству жилых и коммерческих зданий на металлическом каркасе по адресу: Калужская область, Боровский район, деревня Кривское, далее - объект общества) с 04.06.2015 по 30.06.2015, предмет проверки - плановая проверка качества СМР.
В уведомлении запрошены у застройщика и заказчика проектная документация, рабочая и исполнительная документация, журналы работ. Предложено обеспечить доступ на проверяемый объект.
По результатам проверки составлен акт N 374 от 30.06.2015. На основании указанного акта проверки Инспекцией обществу 30.06.2015 выдано предписание N147 устранить нарушения, отраженные в акте от 30.06.2015 N 374, об исполнении уведомить инспекцию в срок до 30.09.2015.
Уведомлением от 02.12.2015 N 884 инспекция известила общество о необходимости явки для подписания документов по результатам проверок исполнения предписаний от 21.07.2015 N201/1, от 30.06.2015 N147.
Согласно акту проверки от 09.12.2015 N 936, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от 30.06.2015 N147, установлено, что нарушены требования ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: извещение об устранении нарушений отраженных, в акте проверки от 30.06.2015 N374 согласно предписания от 30.06.2015 N 147, в установленный в предписании срок до 30.09.2015 в инспекцию не поступало, следовательно пункты 1, 2, 3, акта от 30.06.2015 N374 не исполнены в полном объеме.
От общества 20.11.2015 поступило извещение об устранении нарушений от 18.11.2015 N 450 (после получения уведомления о проведении проверки исполнения предписания от 16.11.2015 г. N 822), согласно которого в проектную документацию вносятся изменения с последующим внесением изменений в рабочую документацию, а так же исполнительная документация приводится в соответствие с замечаниями заказчика, данная документация будет направлена в инспекцию позже.
Поскольку проектная, рабочая исполнительная документация приводится в соответствие, согласно извещения об устранении нарушений от 18.11.2015 N 450, инспекцией принято решение о продлении сроков исполнения предписания от 30.06.2015 N 147 до 12.01.2016.
Инспекцией обществу 09.12.2015 выдано предписание N 395 об устранении нарушений, отраженных в акте от 09.12.2015 N 936, в котором предписывалось:
1. Представить проектную документацию стадии "Р" и исполнительную документацию по строительству объекта
2. Представить техническое свидетельство в соответствии с постановлением правительства от 27.12.97 N 1636 "Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве". Постановление Госстроя РФ от 01.07.2002 N 76 "О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве".
3. Представить данные о разработке проектной документации на основании специальных технических условий, в соответствии с Федеральным законом N 384- ФЗ от 30 декабря 2009 г. ст. 6 часть 8 и Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 п.5 раздел I, разработанных и утверждённых в соответствии с приказом министерства регионального развития РФ N 36 от 01.04.2008, в связи с отсутствием в постановлении правительства РФ N 1047-р от 21.06.2010 "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", норм для проектирования зданий со стальным каркасом из гнутых оцинкованных профилей.
Предписано об исполнении уведомить инспекцию в срок до 12.01.2016.
Полагая, что Акт проверки от 09.12.2015 N 936 и предписание от 09.12.2015 N 395 по форме и содержанию противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и РД-11-04-2006, указывая, что при проведении проверки инспекция руководствовалась недействующей редакцией РД-11-04-2006, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, осуществляется государственный строительный надзор. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
В силу части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно части 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 ГрК РФ.
В соответствии с частью 6 той же статьи по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Как установлено частью 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Калужской области, утвержденного постановлением правительства Калужской области от 26.09.2003 N 258, инспекция государственного строительного надзора Калужской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области, осуществляющим государственный строительный надзор на территории Калужской области.
Порядок осуществления государственного строительного надзора регламентирован Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение).
В пункте 8 названного Положения закреплено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 9 Положения установлено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Согласно подпункту "а" пункта 10 указанного Положения проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение при строительстве требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Пунктом 11 Положения установлено, что проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 ГрК РФ.
В силу пункта 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Таким образом, инспекция является уполномоченным органом на проведение проверок соответствия выполняемых строительных работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации и на вынесение предписаний в области строительства.
Доводы заявителя о проведении государственного строительного надзора при отсутствии приказа о проведении проверки, издаваемого в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ и п.4 РД-11-04-2006 в редакции от 14.07.2015 года не являются основанием для признания оспариваемого предписания недействительным, поскольку вышеназванное распоряжение от 25.02.2015 года N 77-р издано руководителем уполномоченного органа после получения извещения о начале строительства, что является основанием для проведения государственного строительного надзора.
В указанном распоряжении должностному лицу ведущему специалисту Потапкину Д.Н. поручено проводить проверки как на основании программы проведения проверок, так и по истечении срока исполнения юридическим лицом, выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
На основании распоряжения N 77-р от 25.02.2015 года инспекцией разработана программа проведения проверок. Оспариваемое предписание N 395 от 09.12.2015 выдано уполномоченным должностным лицом при проведении проверки исполнения ранее выданного предписания N 147 от 30.06.2015, срок исполнения которого истек. Указанное основание проведения проверки перечислено в распоряжении начальника инспекции Государственного строительного надзора Калужской области N 77-р от 25.02.2015.
Учитывая изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что специалист Потапкин Д.Н., назначенный для осуществления государственного строительного надзора при строительстве завода по производству жилых и коммерческих зданий на металлическом каркасе, имел полномочия на проведение проверок, в том числе по истечении срока исполнения предписания.
Доводы заявителя о том, что акт N 936 и предписание N 395 составлены с нарушением пункта 14 РД-11-04-2006 в новой редакции от 14.07.2015, так как не соответствуют по форме и содержанию Приложению N 7 в части описания, характера, конкретного вида нарушения с указанием ссылок на статью, пункты, части статей технических регламентов, нормативных правовых актов, сами по себе не являются основанием для признания предписания недействительным.
Как указано ранее особенности организации и проведения государственного строительного надзора установлены частью 5 статьи 54 ГрК РФ.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года N 54 утверждено Положение о государственном строительном надзоре в РФ.
Пунктом 11 Положения установлено, что проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственный строительный надзор, проводимый при строительстве завода по производству жилых и коммерческих зданий на металлическом каркасе производился на основании распоряжения N 77-р от 25.02.2015, в котором перечислены различные основания для проведения проверок, в том числе по истечению срока исполнения предписаний.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 1129 от 26.12.2006 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006).
Приказом Ростехнадзора от 14.07.2015 N 273 в указанный порядок внесены изменения. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 13.11.2015, впервые опубликован 18.11.2015.
Пунктом 4 РД-11-04-2006 в редакции приказа от 14.07.2015 установлено, что должностное лицо (должностные лица), ответственное (ответственные) за осуществление государственного строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства, назначается (назначаются) приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) (приложение N 1 к настоящему Порядку).
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора, издаваемого в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Распоряжение N 77-р принятое ранее 25.02.2015 содержит указание о назначении конкретного должностного лица для проведения государственного строительного надзора при строительстве завода по производству жилых и коммерческих зданий на металлическом каркасе и о проведении проверок при наличии перечисленных в распоряжении оснований, в том числе по истечении сроков исполнения предписаний. Общество ознакомлено с программой проведения проверок.
В деле имеются доказательства, подтверждающие, что общество получало акт проверки N 374 от 30.06.2015, предписание N 147 от 30.06.2015, а также уведомление N884 от 02.12.2015 о проведении проверки исполнения предписания N147.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений, влекущих признание недействительными результатов проверки, установлен статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ.
В том числе к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Учитывая, наличие распоряжения N 77-р от 25.02.2015, исходя из его текста и содержания, указывающего конкретное должностное лицо и конкретные основания проведения проверок при государственном строительном надзоре, в том числе по истечении срока исполнения предписаний, что соответствует требованиям статьей 54 ГрК РФ и Положению о государственном строительном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.02.2015 N 54, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что специалист управления проводил проверку исполнения предписания N147 при наличии полномочий и на основании распоряжения руководителя.
Несоответствие формы оспариваемого предписания форме указанной в приложении N 7 РД-11-04-2006 в редакции приказа от 14.07.2015 само по себе не влечет признание предписания недействительным.
Предписание N 395 от 09.12.2015 выдано на законных основаниях. Содержание акта проверки и предписания свидетельствуют о наличии перечисленных в акте нарушений в действиях ООО "Андромета", которые подлежат устранению. Конкретные нормы, нарушенные обществом, перечислены в акте проверки от 09.12.2015.
Исходя из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание является мерой реагирования на недостатки, выявленные при проведении мероприятий по надзору, зафиксированные в акте проверки.
Частью 5 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ с приложением проектной документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с пунктом 5.4 СП 48.13330.2011 "Свод Правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 при осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях.
Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (Приложение А). Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в 11 соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункта 3.23 СП 70.13330.2012 "несущие и ограждающие конструкции" производственный контроль качества строительно-монтажных работ следует осуществлять в соответствии с СП 48.13330. Строительные работы должны осуществляться на основе рабочей документации, допущенной к производству работ застройщиком с подписью ответственного лица.
Пунктом 13 Положения о государственном строительном надзоре предусмотрено, что для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется: а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения; б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения.
Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений; г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, перед началом производства строительных работ, лицо осуществляющее строительство уже должно обладать утвержденной рабочей документацией. До внесения изменений в проект и разработки рабочей документации по измененному проекту, работы должны вестись по действующему проекту.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что сроки предоставления рабочей и исполнительной документации не регламентированы действующим законодательством и определяются заказчиком-застройщиком исходя их сроков реализации инвестиционного проекта, не свидетельствуют об отсутствии нарушения в действиях общества, поскольку противоречат вышеназванным нормам и обстоятельствам дела.
Поскольку предоставление проектной документации стадии "Р" и исполнительной документации предусмотрено статьей 52 ГрК РФ, о чем указано в акте проверки N 936 от 09.12.2015, оснований для признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания у суда первой инстанции не имелось.
Технические свидетельства на строительные изделия и конструкции, а именно, на конструкции каркасов задний (балки, фермы, связи), ограждающие конструкции, профили стальные должны получаться и предоставляться лицу, осуществляющему государственный строительный надзор в соответствии с пунктами 2, 3, 5 (абз. 2) п. 9 "Правил подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1636 и пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.9, 3.1 Перечня новых материалов, изделий, конструкций и технологий, подлежащих проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 N 1636 (приложение к Постановлению N 1636).
В соответствии с п. 12 Постановления Госстроя РФ от 01.07.2002 N 76 органы государственной вневедомственной экспертизы проектов и смет и органы государственного архитектурно - строительного надзора контролируют наличие технических свидетельств на применяемую при проектировании и строительстве новую продукцию, а также ее соответствие требованиям, предъявляемым техническим свидетельством. Новая продукция должна быть пригодна для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации и подтверждена техническим свидетельством. Проверке и подтверждению пригодности подлежит новая продукция, от которой зависят эксплуатационные свойства зданий и сооружений, их надежность и долговечность, безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества, а также окружающей среды, в том числе требования к свойствам и условиям применения которой полностью или частично отсутствуют в действующих строительных нормах и правилах, государственных стандартах, технических условиях и других нормативных документах (абз. 2 п.5 Правил подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве).
Поскольку используемые при строительстве металлические профили обладают толщиной менее 2 мм. и в СП 16.13330.2011. Свод правил. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 11-23-81* (далее - СП 16.13330.2011) отсутствуют нормативные требования по расчетам и конструированию несущих стальных каркасов и их монтажных узлов из тонкостенных холодногнутых профилей из оцинкованной стали, СП 16.13330.2011 (приложение В, таблица В.5) содержит нормативные и расчетные сопротивления стали только для листового, широкополосного универсального и фасонного проката с толщиной от 2 до 40 мм., также не содержит нормативных требований на соединения на саморезах. То есть на указанные стальные профили отсутствуют требования к свойствам и условиям применения, в связи с чем необходима проверка и подтверждение пригодности техническим свидетельством.
Таким образом, требования указанные инспекцией в пункте 2 оспариваемого предписания также основаны на нарушениях указанных в акте проверки и являются законными.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.09.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий - часть 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 6 названного Закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Таковым до 01.07.2015 являлся Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р (Перечень N 1047-р), после 01.07.2015 - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (Перечень N 1521).
Частью 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ установлено, что национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
В силу части 8 названной статьи в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания данных положений в их совокупности следует, что если конкретная проектная документация не основана на национальных стандартах и сводах правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, то проектирование и строительство должно осуществляться в соответствии со СТУ.
Приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 N 36 утвержден Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
Пунктами 1 и 2 указанного Порядка определено, что Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.
СТУ являются техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта. Из изложенного выше следует, что проектирование и строительство возможно или на основании национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, или на основании специальных технических условий, разработанных для конкретного объекта строительства. Как усматривается из проектной документации, административно-бытовой корпус (каркас здания) строится на основе стального гнутого С-профиля размерами 150*45*12*1,6 мм с креплением на саморезах.
Объект спроектирован на основании Свода правил СП 16.13330.2011 "СНиП II- 23-81*. Стальные конструкции". Однако указанный Свод правил (таблица В.5) содержит нормативные и расчетные сопротивления стали только для листового, широкополосного универсального и фасонного проката с толщиной от 2 до 40 мм.
Кроме того, предусматривает соединение только сваркой и болтами и не устанавливает требований для соединений на саморезах. В таком случае необходима разработка специальных технических условий (СТУ). Но СТУ разработаны не были. Таким образом, требования пункта 3 оспариваемого предписания также являются законными.
Аналогичный правовой подход высказан Арбитражным судом Центрального округа от 01.09.2016 года по делу А23-4969/2015.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 54 15 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является, в частности, соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Из изложенного следует, что инспекции для осуществления государственного строительного надзора необходимо сопоставлять работы и строительные материалы с техническими регламентами и проектной документацией.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно Порядку разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона России от 01.04.2008 N 36) СТУ являются техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта. Как установлено выше, проектирование и строительство объекта общества (административно-бытового корпуса) должно осуществляться на основании СТУ. Следовательно, применительно к положениям пункта 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ СТУ в данном случае являются техническим регламентом, на соответствие требованиям которого инспекция полномочна проверять выполнение работ и применение материалов.
Суд первой инстанции отклонил довод общества о том, что строительство объекта (административно-бытового корпуса) фактически ещё не начато. Судебная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет соответствующий довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
Так в акте проверки N 374 от 20.06.2015 указано, что на момент проведения проверки объекта строительство производственного здания завершено, что подтверждается фотографиями к акту и журналами работ: согласно журнала бетонных работ - работы начаты с 10.11.2014, согласно общего журнала работы начаты с 10.09.2014, согласно журнала бетонных работы ООО "Стройэталон" работы начаты с 16.11.2011 согласно общего журнала ООО "Стройэталон" работы начаты с 08.11.2011. Строительство объекта велось в отсутствие разрешения на строительство, т.к. разрешение на строительство выдано 15.02.2015. Кроме того, для целей государственного строительного надзора началом строительства является уведомление о начале строительства, которое инспекция от общества получила.
Суд первой инстанции правомерно оценил законность предписания на дату его выдачи с учетом тех документов, которые были предоставлены обществом в адрес инспекции при проведении государственного строительного надзора, приняв во внимание сопроводительное письмо Минстроя от 22.04.2016, в котором указано, что СТУ были представлено обществом в Министерство только 15.03.2016.
Доводы общества о том, что предписание не конкретизировано, не свидетельствуют о недействительности предписания, поскольку общество не было лишено возможности в случае неясности обратиться в инспекцию государственного строительного надзора за разъяснениями. Предписание выдано в целях устранения нарушений, перечисленных в акте проверки с указанием нарушенных норм. Осуществленное полномочным органом власти (инспекцией) в установленном порядке предъявление законного требования не ущемляет права и законные интересы общества.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 14.10.2016 по делу N А23-504/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-504/2016
Истец: ООО "Андромета", ООО Андромета
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Калужской области