Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф05-1181/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А40-23265/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ДЕМОТЕХ",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2016
по делу N А40-23265/16
по иску публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048,ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЕФРЕМОВА,ДОМ 10)
к обществу с ограниченной ответственностью НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ДЕМОТЕХ" (ОГРН 1027739190940, адрес: 125130,ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК НОВОПОДМОСКОВНЫЙ 5-Й,4,2)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Майорников А.Н. по доверенности от 01.02.2016
от ответчика: Гаврильчук С.В. по доверенности от 25.04.2016, Демяненко Л.Н. по доверенности от 25.04.2016, Перминова О.И. по доверенности N 77 от 23.11.2016
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ДЕМОТЕХ" о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячую воду в размере 24.576.599 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3.042.663 руб. 17 коп. с учетом ходатайства об уменьшении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ. А именно истцом заявлено о взыскании задолженности за поставленные по договорам ресурсоснабжения тепловую энергию и горячую воду, в том числе: по договору N 02.110003-ТЭ от 01.01.2012 в размере 4 924 709,53 руб. за период ноябрь -декабрь 2015 года; по договору N 02.110003ГВС от 01.01.2012 в размере 8 706 349,41 руб. за период май 2014 - ноябрь 2015 года; по договору N 02.110033-ТЭ от 01.11.2012 в размере 9 502 596,34 руб. за период ноябрь 2014 - апрель 2015 года, октябрь -декабрь 2015 года; по договору N 02.110033ГВС от 01.11.2012 в размере 1 442 943,72 руб. за период май - август 2015 года, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 042 663,17 руб. в связи с просрочкой платежа, в том числе: по договору N 02.110003-ТЭ в размере 663 444,68 руб. за период 21.02.2015 - 26.01.2016; по договору N 02.110003ГВС в размере 1 035 864,32 руб. за период 21.10.2013 - 26.01.2016; по договору N 02.110033-ТЭ в размере 1 195 729,17 руб. за период 21.04.2014 - 26.01.2016; по договору N 02.110033ГВС в размере 147 625,00 руб. за период 21.03.2015 - 26.01.2016.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 20.10.2016, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2016 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между публичным акционерным обществом "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - истец, Теплонабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ДЕМОТЕХ" (далее - ответчик, потребитель) заключены договоры, согласно которым истец осуществил поставку тепловой энергии и горячей воды по договорам теплоснабжения N N 02.110003-ТЭ и 02.110033-ТЭ, договорам поставки горячей воды NN 02.110003ГВС и 02.110033ГВС. В указанных договорах стороны согласовали, что Теплонабжающая организация обязуется поставить ресурс потребителю, а последний обязуется его принять и оплатить в порядке и сроки, определенные договором (п. 1.1; 5.1.1 договоров). Согласно п. 7.3. договоров, Теплоснабжающая организация учитывает в счет исполнения потребителем обязательств по оплате поставленного ресурса: платежи от граждан, осуществляющих оплату на основании Единого платежного документа (ЕПД), поступающие на расчетный счет Теплоснабжающей организации; платежи, поступающие с расчетного счета потребителя; платежи от ГКУ ГЦЖС, в счет возмещения выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг. Согласно п. 7.4 договоров, если сумма поступивших платежей превышает стоимость потребленного ресурса, Теплоснабжающая организация резервирует сумму переплаты и засчитывает ее в счет платежей за последующие периоды. При наличии задолженности потребителя, сумма переплаты направляется на ее погашение.
В целях осуществления расчетов через систему ЕИРЦ на основании ЕПД, между истцом, ответчиком, АКБ "Банк Москвы" и ГКУ "ДЖКХиБ САО" заключен договор N 31-025/53/676-12 от10.12.2012 "Об организации расчетов населения за отопление и горячее водоснабжение на основании Единого платежного документа".
Согласно п. 2.3.1 четырехстороннего договора, истец обязан принимать перечисленные банком денежные средства плательщиков (населения) в счет оплаты поставленных ответчиком коммунальных ресурсов по договору теплоснабжения. Согласно п. 2.3.2. четырехстороннего договора, оплата учитывается следующим образом, если сумма поступивших платежей превышает сумму подлежащую оплате, поставщик резервирует сумму переплаты на своем расчетном счете и засчитывает ее в счет платежей последующих периодов. При наличии задолженности управляющей организации, сумма переплаты может быть направлена на погашение такой задолженности.
Согласно п. 2.4.1 четырехстороннего договора, Управляющая организация обязана производить оплату отопления и горячего водоснабжения в порядке определенном настоящим договором, а в случае если перечисленных поставщику денежных средств будет недостаточно для исполнения обязательств по договору теплоснабжения, возместить разницу поставщику.
Суд первой инстанции установил, что обязанность Ответчика (Управляющей организации) оплачивать поставленный ресурс предусмотрена условиями вышеперечисленных договоров, а также нормами ст. 309, 310, п. 1 ст. 539, п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса РФ, п. 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ст. 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Суд признал обоснованным довод истца о том, что по договорам N N 02.110033-ТЭ и 02.110033ГВС ответчик осуществляет оплату исключительно со своего расчетного счета, зачет платежей истец производит в строгом соответствии с назначением платежа.
Между тем, по договорам N N 02.110003-ТЭ и 02.110003ГВС расчеты производятся на основании четырехстороннего договора.
Учитывая предусмотренное договорами ресурсоснабжения и четырехсторонним договором условие о зачете сумм переплаты в счет погашения задолженности ранних периодов, истец правомерно зачел переплаты сентября 2015, мая-сентября 2016 года на погашение задолженности за январь, февраль, март, апрель, октябрь и частично ноябрь 2015 года по договору N 02.110003-ТЭ, а также переплаты декабря 2015, февраля-марта 2015, мая-июля 2016 года на погашение задолженности за сентябрь 2013, январь - апрель 2014 и частично май 2014 года по договору N 02.110003ГВС.
Суд первой инстанции признал обоснованным довод истца о том, что законодательством предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг по представлению ресурсоснабжающей организации показаний индивидуальных приборов учета, что ответчиком не было сделано, следовательно расчет поставленной энергии был осуществлен по нормативу потребления.
Кроме того, согласно п. 3.1 договоров N N 02.110003-ТЭ, 02.110003ГВС, 02.110033-ТЭ и 02.110033ГВС, учет принятой Потребителем тепловой энергии /горячей воды осуществляется приборами учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих.
Согласно п. 3.3 указанных договоров, снятие показаний приборов учета производится ежемесячно по состоянию на 00:00 часов первого числа месяца, и не позднее второго рабочего дня, следующего за расчетным, предоставляются в Теплоснабжающую организацию. Расчет количества и стоимости поставленного ресурса осуществлен истцом на основании показаний приборов учета, установленных у потребителя (ответчик) в соответствии с тарифами, установленными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов (п. 6.1, 6.4, 6.5 договоров).
Расчет количества горячей воды в отношении многоквартирных домов, с неисправными общедомовыми приборами учета истец осуществил исходя из представленных ответчиком справок об объемах горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД, а случаях, если справки не были представлены - по нормативу потребления горячей воды.
Суд первой инстанции отклонил довод ответчика на то, что ГБУ МФЦ г. Москвы представляет истцу показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) в рамках четырехстороннего договора, поскольку с ГБУ "МФЦ" четырехсторонний договор заключен только с 20.11.2015 года (N 34206-5813/53/1160-15), до 20.11.2015 действовал четырехсторонний договор от 18.12.2012 с ГКУ "ДЖКХиБ САО" (N 31-025/53/676-12), согласно п. 2.1.5 которого, ГКУ "ДЖКХиБ САО" обязан ежемесячно, в срок до 25 числа текущего месяца представлять истцу отчеты о суммах, подлежащих оплате по каждому плательщику (жителю) с учетом начисленных мер социальной поддержки по форматам и формам, согласованным сторонами.
Суд первой инстанции с учетом положений ст. 431 ГК РФ установил, что стороны в договоре от 18.12.2012 N 31-025/53/676-12 согласовали, что ГКУ "ДЖКХиБ САО" обязано предоставлять ПАО "МОЭК отчеты о суммах, начисленных льготной категории населения, при этом на истца не возложена обязанность представления показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета.
Суд первой инстанции отметил, что указанные справки обязан представлять ответчик, доказательством чего являются представленные им в адрес истца справки об объемах горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД, подписанные уполномоченным представителем ООО НПФ "Демотех" и скрепленные печатью. Из выставленных к оплате счетов усматривается, что истец принял к учету именно те объемы, которые указаны в справках, представленных ответчиком.
Суд первой инстанции с учетом положений п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил N 354, п. 21 Правил N 124, указал, что истец правильно произвел расчет поставленной энергии на основании показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) - по оборудованным ими домам; на основании ИПУ - в случае отсутствия ОДПУ и своевременного предоставления истцу показаний ИПУ; на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов по домам, не оборудованным приборами учета (отсутствуют показания), либо не предоставления ИПУ ответчиком в адрес истца.
С учетом положений ст.329, 330, 395 ГК РФ, суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3.042.663 руб. 17 коп.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что собственники квартир, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО НПФ "Демотех", напрямую приобретая у Истца тепловую энергию самостоятельно за нее рассчитываются, а истец осуществляет неправомерный зачет платежей по своему усмотрению, суд апелляционной инстанции отклоняет исходя из следующего.
Поставка тепловой энергии и горячей воды осуществляется в рамках договоров теплоснабжения N N 02.110003-ТЭ и 02.110033-ТЭ, и поставки горячей воды NN 02.110003ГВС и 02.110033ГВС, согласно которым истец обязуется поставить ресурс ответчику, а последний обязуется его принять и оплатить в порядке и сроки, определенные договором (п. 1.1; 5.1.1 договоров).
Согласно п. 7.3. договоров, Теплоснабжающая организация учитывает в счет исполнения Потребителем обязательств по оплате поставленного ресурса:
- платежи от граждан, осуществляющих оплату на основании Единого платежного документа (ЕПД), поступающие на расчетный счет Теплоснабжающей организации;
- платежи, поступающие с расчетного счета Потребителя;
- платежи от ГКУ ГЦЖС, в счет возмещения выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг.
Согласно п. 7.4 договоров, если сумма поступивших платежей превышает стоимость потребленного ресурса, Теплоснабжающая организация резервирует сумму переплаты и засчитывает ее в счет платежей за последующие периоды. При наличии задолженности потребителя, сумма переплаты направляется на ее погашение.
В целях осуществления расчетов через систему ЕИРЦ на основании ЕПД, между Истцом, Ответчиком, АКБ "Банк Москвы" и ЕКУ "ДЖКХиБ САО" заключен договор N 31-025/53/676-12 от 10.12.2012 "Об организации расчетов населения за отопление и горячее водоснабжение на основании Единого платежного документа" (далее - четырехсторонний договор).
Согласно п. 2.3.1 четырехстороннего договора, истец обязан принимать перечисленные банком денежные средства плательщиков (населения) в счет оплаты поставленных Управляющей организации (Ответчик) коммунальных ресурсов по договору теплоснабжения.
Согласно п. 2.3.2. четырехстороннего договора, оплата учитывается следующим образом, если сумма поступивших платежей превышает сумму подлежащую оплате, Поставщик резервирует сумму переплаты на своем расчетном счете и засчитывает ее в счет платежей последующих периодов. При наличии задолженности управляющей организации, сумма переплаты может быть направлена на погашение такой задолженности.
Согласно п. 2.4.1, Управляющая организация обязана производить оплату отопления и горячего водоснабжения в порядке определенном настоящим договором, а в случае если перечисленных поставщику денежных средств будет недостаточно для исполнения обязательств по договору теплоснабжения, возместить разницу поставщику.
Таким образом, обязанность Ответчика (Управляющей организации) оплачивать поставленный ресурс предусмотрена условиями вышеперечисленных договоров, а также нормами ст. 309, 310, п. 1 ст. 539, п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса РФ, п. 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ст. 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Доводы Ответчика о том, что в рамках четырехстороннего договора N 34206-5813/53/1160-15 у ООО НПФ "Демотех" отсутствует права на получение сведений как в части начислений, так и оплат противоречат п. 2.1.8, 2.1.9 четырехстороннего договора.
Согласно данным пунктам ГБУ МФЦ города Москвы предоставляет управляющей организации ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, сведения об общем количестве ЕПД, сформированных за расчетный месяц, и общей сумме платежей, подлежащих оплате Плательщиками за услуги отопления и горячего водоснабжения.
В силу п. 2.1.9 договора по письменному запросу управляющей организации ГБУ МФЦ города Москвы предоставляет сведения об оплатах, произведенных плательщиками за услуги отопления и горячего водоснабжения, а также информацию жилищного учета для ведения исковой работы.
Между тем, по договорам N N 02.110003-ТЭ и 02.110003ГВС расчеты производятся на основании четырехстороннего договора. Учитывая предусмотренное договорами ресурсоснабжения и четырехсторонним договором условие о зачете сумм переплаты в счет погашения задолженности ранних периодов, истец правомерно зачел переплаты сентября 2015, мая-сентября 2016 года на погашение задолженности за январь, февраль, март, апрель, октябрь и частично ноябрь 2015 года по договору N 02.110003-ТЭ, а также переплаты декабря 2015, февраля-марта 2015, мая-июля 2016 года на погашение задолженности за сентябрь 2013, январь
- апрель 2014 и частично май 2014 года по договору N 02.110003ГВС.
Учитывая частичную оплату задолженности по договорам N N 02.110003-ТЭ и 02.110003ГВС истец уточнил свои исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность:
- по договору N 02.110003-ТЭ от 01.01.2012 в размере 4 924 709,53 руб. за период ноябрь -декабрь 2015 года;
- по договору N 02.110003ГВС от 01.01.2012 в размере 8 706 349,41 руб. за период май 2014 - ноябрь 2015 года;
Как видно из предоставленных истцом справок о задолженности по выставленному счету по указанным договорам уточненный период по договору N 02.110003-ТЭ за период ноябрь -декабрь 2015 года, а также по договору N 02.110003ГВС за период май 2014 - ноябрь 2015 года имеет вместо задолженность, переплата за указанные периоды отсутствует.
Доводы ответчика о необоснованном зачете денежных средств на ранние периоды, не относится к уточненным истцом периодам. Требования и возражения ответчика могут быть предметом отдельного рассмотрения Арбитражным судом г. Москвы, в случае обращения ответчика с соответствующими исковым требованиями.
Учитывая, что по договорам N N 02.110033-ТЭ и 02.110033ГВС ответчик осуществляет оплату исключительно со своего расчетного счета, зачет платежей истец производит в строгом соответствии с назначением платежа.
В нарушение ст. 65 АПК РФ, документов, подтверждающих оплату задолженности в полном объеме, со стороны Ответчика в материалы дела не представлено.
Ссылка Ответчика на позицию 9ААС от 13.05.2015 по делу N А40-103676/2013 не может быть принята во внимание, так как рассматриваемый спор касался взыскания с ЖСК "Цветник" задолженности, возникшей в связи с неверным применением тарифа на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения в 2011 году, о чем указано в абз. 4-6 листа 3 постановления.
Также подлежит отклонению довод ответчика о нарушении истцом закона при определении количества поставленного ресурса.
Действующее нормативное регулирование отношений между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (ответчик, потребитель) предусматривает учет фактического потребления услуг одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях потребителя на границе эксплуатационной ответственности между ресрсоснабжающей организацией и потребителем, либо расчетным путем - по нормативам потребления коммунальных услуг (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В силу подп. "в" п. 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Доводы ответчика о том, что истец располагал сведениями о показаниях индивидуальных приборов учета, являются необоснованными, так как доказательства, подтверждающие представление истцу сведений по потребленной энергии по индивидуальным приборам учета ответчиком в материалы дела не представлены.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Кроме того, договорами не предусмотрена обязанность ПАО "МОЭК" самостоятельно истребовать сведения индивидуальных приборов учета.
В соответствии с подп. "ж" п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных Правилами N 354, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Согласно подп. "д" п. 18 Правил N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
В силу подп. "г" п. 18 Правил N 124 в состав предоставляемой исполнителем информации включаются показания индивидуальных приборов учета.
Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг, в данном случае обязанность ООО НПФ "ДЕМОТЕХ" по представлению ресурсоснабжающей организации показаний индивидуальных приборов учета.
Кроме того, согласно п. 3.1 договоров N N 02.110003-ТЭ, 02.110003ГВС, 02.110033-ТЭ и 02.110033ГВС, учет принятой потребителем тепловой энергии /горячей воды осуществляется приборами учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих.
Согласно п. 3.3 указанных договоров, снятие показаний приборов учета производится ежемесячно по состоянию на 00:00 часов первого числа месяца, и не позднее второго рабочего дня, следующего за расчетным, предоставляются в Теплоснабжающую организацию.
Расчет количества и стоимости поставленного ресурса осуществлен истцом на основании показаний приборов учета, установленных у потребителя (Ответчик) в соответствии с тарифами, установленными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов (п. 6.1, 6.4, 6.5 договоров).
Расчет количества горячей воды в отношении многоквартирных домов, с неисправными общедомовыми приборами учета истец осуществил исходя из представленных ответчиком справок об объемах горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД, а случаях, если справки не были представлены - по нормативу потребления горячей воды.
Ссылка ответчика на то, что ГБУ МФЦ г. Москвы представляет истцу показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) в рамках четырехстороннего договора, является несостоятельной, поскольку с ГБУ "МФЦ" четырехсторонний договор заключен только с 20.11.2015 года (N 34206-5813/53/1160-15), до 20.11.2015 действовал четырехсторонний договор от 18.12.2012 с ГКУ "ДЖКХиБ САО" (N 31-025/53/676-12).
Согласно п. 2.1.5 четырехстороннего договора от 18.12.2012 N 31-025/53/676-12, ГКУ "ДЖКХиБ САО" обязан ежемесячно, в срок до 25 числа текущего месяца представлять Поставщику (истец) Отчеты о суммах, подлежащих оплате по каждому Плательщику (жителю) с учетом начисленных мер социальной поддержки по форматам и формам, согласованным сторонами.
Исходя из буквального значения, содержащихся в п. 2.1.5 договора от 18.12.2012 N 31-025/53/676-12 слов и выражений, ГКУ "ДЖКХиБ САО" обязано предоставлять ПАО "МОЭК отчеты о суммах, начисленных льготной категории населения, и из него не следует обязанность представления ПАО "МОЭК" показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета
Напротив такие справки обязан представлять ответчик, доказательством чего являются представленные им в адрес истца справки об объемах горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД. подписанные уполномоченным представителем ООО НПФ "Демотех" и скрепленные печатью. Из выставленных к оплате счетов усматривается, что Истец принял к учету именно те объемы, которые указаны в справках, представленных ответчиком.
Учитывая вышеизложенное, расчеты за исковой период правомерно произведены истцом с учетом п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил N 354, п. 21 Правил N 124 (на основании показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) - по оборудованным ими домам; на основании ИПУ - в случае отсутствия ОДПУ и своевременного предоставления истцу показаний ИПУ; на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов по домам, не оборудованным приборами учета (отсутствуют показания), либо не предоставления ИПУ Ответчиком Истцу.
Вместе с тем, в случаях, указанных ответчиком в судебной практике, говорящей о необходимости применения показаний ИПУ в исковой период установлены иные обстоятельства дела, не учтенные стороной спора. Во всех судебных постановлениях (особенно в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 15259/13) указано на обязанность досудебного представления сведений по объемам, исчисленным по ИПУ. В данном споре стороной это условие выполнено ненадлежащим образом (стр. 2 Постановления Президиума ВАС РФ - в деле N 15259/13 данная обязанность напротив исполнена, что установлено судом).
Позиция Истца, изложенная в настоящем пункте, соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях от 09.11.2016 по делу N А40-97491/2015иот16.11.2016поделуNА40-97451/2015.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о необоснованности применения коэффициента 12/7.
Правовое регулирование отношений энергоснабжения предусмотрено § 6 главы 30 ГК РФ. Помимо правил § 6 гл. 30 ГК РФ к договору энергоснабжения как одному из видов договора купли-продажи в силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК РФ).
С учетом публичного характера фактических договорных отношений энергоснабжения, сложившихся в спорный период между ПАО "МОЭК" как ресурсоснабжающей организацией и Управляющей организацией ООО НПФ "ДЕМОТЕХ" как абонентом, к отношениям сторон также подлежат применению обязательные правила, изданные Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно подп. б) пункта 1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) органам государственной власти субъектов РФ разрешено принятие решения до 15 сентября 2012 г. о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Во исполнение указанного пункта Правительством Москвы было издано постановление от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" (постановление Правительством Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП), согласно которому при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила N 307 с использованием норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий". При этом, пунктами 21, 25 Правил N 307 предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения многоквартирного дома составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.
Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии, установленная постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41, определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев, что подтверждается в том числе протоколом совещания по определения нормативов расходов тепла на отопление и горячее водоснабжение для жилых зданий г. Москвы от 18.11.93 г, утвержденного и.о. руководителя Департамента энергетики и энергоснабжения, а также Определением судебной коллегии Верховного суда РФ от 28.04.2016 по делу N За-745/2015.
Таким образом, норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.
Следовательно, в настоящее время на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41, постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, постановление Правительством Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.
Оплата общегодового (12 месяцев) нормативного количества тепловой энергии обеспечивается только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы, а применение такой ежемесячной платы в течение только отопительного периода (7 месяцев) приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Указание на годовой порядок применения норматива 0,016 Гкал/м2 содержится также в п. 1.3.1 главы I Порядка расчетов за услуги тепло-водоснабжения и водоотведения в жилищном хозяйстве г. Москвы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 26.12.2000 N 1009 "О состоянии расчетов за тепло-водоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию", в котором говорится: "Ежемесячные расчеты производятся исходя из установленных для соответствующих групп потребителей тарифов на ресурсы и нормативных объемов потребления ресурсов, рассчитанных:
- за отопление жилых помещений - по утвержденным Правительством Москвы нормативам расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений и общей площади жилых помещений (учитывая подачу тепла на отопление жилых помещений только в зимний период, норматив принимается 0,0274 Гкал на 1 кв. м общей площади)"
Положениями ст.ст. 309, 310 ГК РФ предусмотрено надлежащее исполнение договорных обязательств, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 предусмотрено, что оплата за потребленные коммунальные ресурсы осуществляется до 15-го числа месяца следующего за расчетным.
Таким образом, Правительством РФ установлен конкретный срок, до которого исполнитель коммунальных услуг должен осуществить оплату за фактически потребленные коммунальные ресурсы.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 7.1 договоров N N 02.110003-ТЭ и 02.110033-ТЭ оплата поставляемой в расчетном периоде тепловой энергии производится в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
В силу п. 7.2 указанных договоров Теплоснабжающая организация выставляет Потребителю, до 10 числа месяца следующего за расчетным, счет на весь объем (количество) потребленной тепловой энергии.
Согласно п. 4.1.1 указанных договоров Теплоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию Потребителю - в течение всего отопительного сезона.
Таким образом, стороны договорились производить расчет за весь объем фактически потребленной тепловой энергии, то есть в течение отопительного сезона, следовательно, расчет Истца с применением коэффициента 12/7 соответствует законодательству.
Исходя из условий Договора в спорный период, Истец производил начисления Ответчику за поставленную тепловую энергию на нужды отопления только в отопительный сезон, в то время как населению Ответчик производил начисления ежемесячно в течение всего круглого года.
Следовательно, для приведения величины норматива потребления коммунальной услуги отопления 0,016 Гкал/м2 в месяц от годовой величины к сезонной необходимо применение коэффициента 12/7.
Вместе с тем, во избежание неверного толкования и применения установленного уполномоченным органом норматива было принято постановление Правительства Москвы N 435-ПП от 14.07.2015 "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41", содержащее указанные разъяснения.
В примечании Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 (в редакции Постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 435-ПП) указано, что объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Предложенная ответчиком методика применения нормативного объема только в отопительный период приводит к искусственному занижению годового объема теплопотребления и, как следствие, убыткам ПАО "МОЭК" и неосновательному обогащению на стороне ответчика за счет отплат, осуществленных населением.
Ссылка ответчика на применение пунктов 59 Постановления N 354, является неправомерной, поскольку в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до 1 июля 2016 года действует Постановление N 307 в силу п. 6 Постановления N 354 и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N344.
Правомерность применения истцом коэффициента 12/7 при расчете количества тепловой энергии по нормативу следует из определения судебной коллегии ВС РФ от 28.04.2016 по делу N N За-745/2015, определения судебной коллегии ВС РФ от 18.08.2016 по делу N А40-39666/2015, определения ВС РФ от 14.09.2016 по делу N А40-33474/2015.
Необходимо отметить, что возражения ответчика по начислениям по тем домам, по которым ПАО "МОЭК" производил расчеты исходя из показаний общедомовых приборов учета, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчик признает, что размер задолженности физических и юридических лиц по спорным договорам составляет 33 440 767,19 руб. = 14 325 408,97 руб. + 19 115 358,22 руб., что отражено в отзыве ответчика.
Довод Ответчика о том, что он имеет переплату по всем спорным договорам в размере 3 861 974,98 руб. противоречит информации отзыва. Ответчик признает задолженность на общую сумму 22 657 131,28 руб., в том числе:
* по договору N 02.110033-ТЭ в размере 4 196 918,52 руб.,
* по договору N 02.110033ГВС в размере 1 386 799,25 руб., -по договору N 02.110003-ТЭ в размере 11 872 753,88 руб.,
по договору N 02.110003ГВС в размере 5 200 659,63 руб.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности выставлении истцом в адрес ответчика тепловых потерь противоречат законодательству РФ и предоставленным истцом в материалы дела доказательствам.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.07.2016) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 6.2 Договоров N N 02.110033-ТЭ, N 02.110003-ТЭ потерь теплоносителя, в том числе на наполнение системы теплоснабжения, производится исходя из объемов, определенных по показаниям узла (прибора) учета, либо расчетным способом с учетом цены на теплоноситель, указанной в Приложении N 3.
В соответствии с п. 3.8 договоров при установке узлов учета тепловой энергии не на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей, количество учтенной ими тепловой энергии увеличивается на величину потерь тепловой энергии на участке от места установки узла учета до границы раздела балансовой принадлежности. Ежемесячная величина потерь определяется как 1/7 часть годовых потерь тепловой энергии.
Потери тепловой энергии зафиксированы в Приложениях договорам, подписанных сторонами без разногласий.
Таким образом, количество тепловой энергии потребителю рассчитывается по показаниям прибора учета, в том числе, с учетом потерь тепловой энергии в сети от места установки приборов учета до границы раздела балансовой принадлежности.
Аналогичные требования содержатся и в нормативных документах, регламентирующих отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителем, а именно в п. 21 Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" указано, что договор теплоснабжения должен содержать существенные условия договора, одним из которых являются объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, п. 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954)
Доводы ответчика о несогласии с процентами за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции отклоняет исходя из следующего.
Ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, в которые истец осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды.
Денежные средства, поступающие от населения через систему ЕИРЦ на расчетный счет энергоснабжающей организации, последний принимает в соответствии со ст. 313 ГК РФ в счет исполнения денежных обязательств потребителя (Ответчик) по договорам теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии со ст. 403 ГК РФ в случае нарушения денежного обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение этого обязательства, проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, взыскиваются не с этих лиц, а с должника на тех же основаниях, что и за собственные нарушения, если законом не установлено, что такую ответственность несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 г. N 13/14).
Кроме того, договоры ресурсоснабжения заключены именно между сторонами со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями, а для установления ответственности за неисполнение денежного обязательства имеет значение
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 20.10.2016.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2016 по делу N А40-23265/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ДЕМОТЕХ"- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23265/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф05-1181/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Московская объединенная энергетическая компания", ПАО "МОЭК"
Ответчик: ООО НПФ ДЕМОТЕХ
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43142/17
26.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1181/17
31.01.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1181/17
26.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59617/16
20.10.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23265/16
19.07.2016 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36539/16