Требование: о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А07-14886/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспорт" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2016 по делу N А07-14886/2016 (судья Харисов А.Ф.).
Закрытое акционерное общество "Уфаойл" (далее - ЗАО "Уфаойл", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Транспорт" (далее - ООО "Транспорт", ответчик) с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 12 800 руб. (т.1, л.д. 5-9).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 2 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.11.2016 исковые требования ЗАО "Уфаойл" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 2 000 руб. (т.1, л.д. 163-174).
В апелляционной жалобе ООО "Транспорт" просило решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 2, л.д. 3-5).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Транспорт" ссылалось на то, что истцом не подтверждены фактические затраты, связанные с простоем вагонов. Полагает, что под временем нахождения цистерн у грузополучателя стороны понимают время, исчисляемое с момента поступления груженных цистерн на станцию назначения до момента сдачи к перевозке порожних цистерн. Документальным подтверждением поступления груженных цистерн на станцию назначения являются оригиналы транспортной железнодорожной накладной. Документальным подтверждением возврата порожних цистерн перевозчику будут являться ведомости подачи и уборки вагонов. В связи с невозможностью отправки вагонов (цистерн) перевозчиком составляется акт общей формы (ГУ-23 ВЦ). Также считает, что к штрафным санкциям в данном случае применима норма ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерацию.
ЗАО "Уфаойл" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор поставки нефтепродуктов N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, в соответствии с которым поставщик обязался в течение срока действия договора поставить, а покупатель принять и оплатить продукцию нефтепереработки на условиях, предусмотренных договором.
Во исполнение заключенного договора истец поставил ответчику продукцию (бензин Премиум Евро 95, Регуляр Евро 92) в количестве согласно товарным накладным N 5826 от 28.06.2014, N 5775 от 26.06.2014, N10247 от 07.11.2014 (т.1, л.д. 56-58).
Продукция принята ответчиком в соответствии с условиями, заключенного договора. Продукция отгружена в адрес ответчика в в/цистернах N N 57970022, 51522738, 57297632, 58642042,73968042.
Поставленный по договору товар приобретен истцом на основании договоров поставки договоров поставки N БНФ/п/8/130/14/НПР от 10.01.2014, заключенного с ОАО АНК "Башнефть", N 100014/06950Д от 01.07.2014, заключенного с ОАО "НК "Роснефть", в соответствии с которыми поставщики обязались поставить в адрес истца, а истец принять и оплатить товар в количестве, ассортименте, по цене, условиям и срокам поставки, указанным в приложениях к договорам.
Поставку продукции по договорам N N БНФ/п/8/130/14/НПР от 10.01.2014 и 100014/06950Д от 01.07.2014 ОАО АНК "Башнефть", ОАО "НК "Роснефть" осуществляли путем отгрузки в адрес ответчика на основании отгрузочных разнарядок истца.
Согласно пункту 2.11. договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, поставка продукции может производиться в вагонах или в/цистернах парка ОАО "РЖД", либо в вагонах или в/цистернах, принадлежащих грузоотправителю, поставщику, экспедитору и (или) иному третьему лицу, на праве собственности, аренды (в т.ч. арендованные у ОАО "РЖД") или ином вещном праве, предусмотренном в Гражданском кодексе Российской Федерации, или в в/цистернах организации, с которой заключен договор на транспортные услуги (далее по тексту - "в/цистерны грузоперевозчика").
В силу пункта 2.12. договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, в случае поставки продукции в "в/цистернах грузоперевозчика" покупатель обязан за свой счет обеспечить своевременный возврат порожних очищенных внутри и снаружи согласно ст. 44 Устава ЖДТ РФ "в/цистерн грузоперевозчика" по полным перевозочным документам на станцию приписки, указанную в железнодорожной накладной.
Время нахождения у грузополучателя "в/цистерн грузоперевозчика" под выгрузкой либо время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя (далее по тексту - срок оборота "в/цистерн грузоперевозчика"), устанавливается в размере 24 (двадцать четыре) часа.
Срок оборота "в/цистерн грузоперевозчика" исчисляется с момента прибытия "в/цистерн грузоперевозчика" на станцию назначения, указанного в поле "Выгрузка груза железной дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя" железнодорожной накладной. Момент сдачи порожних "в/цистерн грузоперевозчика" железной дороге для возврата определяется по дате приема груза к перевозке, указанной в поле "Штемпель станции отправления" квитанции в приеме груза.
На основании пункта 5.5. договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, за превышение срока оборота "в/цистерн грузоперевозчика", указанного в п. 2.12. настоящего договора, простой, несвоевременный возврат "в/цистерн грузоперевозчика" покупатель независимо чья вина в этом - покупателя и (или) грузополучателя, указанного в дополнительном соглашении, уплачивает поставщику штраф в размере, установленном Уставом ЖДТ РФ, либо собственником в/цистерны, при этом неполные сутки округляются в сторону увеличения и рассматриваются как полные.
В случае, если между поставщиком и его контрагентом (грузоотправителем, собственником или грузоперевозчиком) установлены иные санкции за превышение срока оборота вагонов-цистерн грузоперевозчика и просрочку возврата порожних вагонов-цистерн покупатель оплачивает их в полном объеме на основании претензии поставщика.
Покупатель, при несогласии с выставленной претензией обязан обосновать отсутствие вины своей и (или) грузополучателя, с приложением заверенных надлежащим образом копии железнодорожной накладной (груженый рейс) с проставленной датой в графе "прибытие на станцию назначения" и копии квитанции в приеме груза к перевозке (порожний вагон).
Договором, заключенными истцом с ОАО АНК "Башнефть" установлен следующий порядок оборота вагонов-цистерн.
Согласно п. 5.5.13.1. договора N БНФ/п/8/130/14/НПР от 10.01.2014 срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток.
В соответствии с п.5.5.13.2. договора срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной/ (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке".
В соответствии с п. 5.5.13.3. договора, срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данных Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД", либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
В соответствии с п. 5.5.13.4. договора, отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем при прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления, либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Не полные сутки считаются полными.
В соответствии с п. 5.5.13.5 договора, дата отправки порожней цистерны определяется по календарному штемпелю станции отправления в транспортной железнодорожной накладной. Покупатель обязуется обеспечить слив товара и отправку порожних цистерн в указанные в подпункте 5.5.13.1 настоящего Рамочного договора сроки (л.д. 35).
В соответствии с п. 5.5.13.7. договора в случае превышения покупателем (грузополучателем) срока использования (нахождения) цистерн, в соответствии с п. 5.5.13.1. договора, поставщик, руководствуясь данными
из автоматизированной базы данных ОАО "РЖД", производит расчет неустойки и направляет покупателю претензию, которая должна быть удовлетворена покупателем в полном объеме. К претензии поставщик прикладывает документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего претензию, а также расчет суммы неустойки.
Аналогичные пункты содержатся также в договоре N 100014/06950Д от 01.07.2014, заключенным между истцом и ОАО "НК "Роснефть".
Истец указывает, что возврат цистерн (вагонов) произведен с нарушением срока, установленного п.2.12. договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, заключенного между истцом и ответчиком.
Истцом получены претензии поставщиков ОАО АНК "Башнефть" N 04-10-32/2367 от 18.08.2014, ОАО "НК "Роснефть" NN 73-8332/пр от 13.07.2015 об уплате штрафа за сверхнормативное пользование в/цистерн NN 57970022, 51522738, 57297632, 58642042, 73968042 на станции назначения на общую сумму 12 800 руб. (л.д. 43-52).
Даты прибытия груженых и возврата порожних в/цистерн, а также расчет суммы штрафных санкций, предъявленной ООО "Башнефть-Регион, ОАО "НК "Роснефть" к возмещению истцом, указаны в иске в виде таблицы (т. 1, л.д. 8).
Истец полагает, что сумма расходов в размере 12 800 руб. является для него штрафными санкциями, причиненными действиями ответчика в результате ненадлежащего исполнения последним своих обязанностей и нарушения установленного договором порядка и срока оборота вагонов на станции выгрузки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение ответчиком установленного договором порядка и срока оборота вагонов на станции выгрузки подтвержден материалами дела, доказательства добровольной оплаты штрафных санкций ответчиком не представлены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах закона, материалах дела.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно пункту 5 статьи 393 ГК РФ суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Поставленная продукция приобретена истцом на основании выше перечисленных договоров поставки. Поставку продукции по договорам N БНФ/п/8/130/14/НПР от 10.01.2014, N 100014/06950Д от 01.07.2014 ООО "Башнефть-Регион и ОАО "НК "Роснефть" осуществляли путем отгрузки в адрес ответчика на основании отгрузочных разнарядок истца.
Впоследствии ОАО АНК "Башнефть" и ОАО "НК "Роснефть" предъявили истцу претензии N N 04-10-32/2367 от 18.08.2014, 73-8332/пр от 13.07.2015 об уплате штрафа за сверхнормативное пользование в/цистерн NN 57970022, 51522738, 57297632, 58642042, 73968042 на станции назначения на общую сумму 12 800 руб.
Договорами, заключенными истцом с ОАО АНК "Башнефть", ОАО "НК "Роснефть" установлен порядок оборота вагонов-цистерн, в соответствии с условиями указанных договоров срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции выгрузки не должен превышать 2-х (двух) суток.
Факт нарушения времени оборота вагонов-цистерн, определенных условиями договора поставки, подтверждается товарными накладными и транспортными железнодорожными накладными, в которых указаны номера вагонов-цистерн.
Товарные накладные имеют ссылку на договор поставки N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, содержат подписи уполномоченных представителей сторон и оттиски печатей юридических лиц.
Доказательств оплаты в пользу истца штрафа за сверхнормативный простой цистерн ответчик в материалы дела в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования ЗАО "Уфаойл" о взыскании убытков по уплате штрафных санкций в размере 12 800 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка подателя жалобы на определение срока оборота в/цистерн по ведомостям подачи и уборки вагонов, является несостоятельным.
Согласно пункту 2.11. и 2.12 договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013, срок оборота "в/цистерн грузоперевозчика" исчисляется с момента прибытия "в/цистерн грузоперевозчика" на станцию назначения, указанного в поле "Выгрузка груза железной дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя" железнодорожной накладной. Момент сдачи порожних "в/цистерн грузоперевозчика" железной дороге для возврата определяется по дате приема груза к перевозке, указанной в поле "Штемпель станции отправления" квитанции в приеме груза.
В случае, если между поставщиком и его контрагентом установлен иной порядок исчисления сроков оборота вагонов-цистерн, например:
- момент прибытия вагонов-цистерн грузоперевозчика на станцию назначения и момент отправления порожних вагонов-цистерн грузоперевозчика определяется на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД" в электронном формате, либо
- момент прибытия вагонов-цистерн грузоперевозчика на станцию назначения определяется согласно штампа станции назначения на железнодорожной накладной, время отправления вагонов-цистерн грузоперевозчика со станции выгрузки определяется согласно штампа станции выгрузки на железнодорожной накладной на отправку порожней вагона-цистерны либо иной другой порядок, то покупатель в бесспорном порядке соглашается с данным порядком исчисления срока оборота вагонов-цистерн.
Такой же порядок был установлен договорами N БНФ/п/8/130/14/НПР от 10.01.2014, N 100014/06950Д от 01.07.2014, заключенными истцом с ООО "Башнефть-Регион" и с ОАО "НК "Роснефть".
Согласно условиям указанных договоров срок оборота вагонов-цистерн определяется по данным транспортной железнодорожной накладной на груженный рейс (графа "Прибытие на станцию назначения") и транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожнего вагона-цистерны (графа "Оформление приема груза к перевозке").
В соответствии с условиями договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013 ответчик бесспорно согласился с применение указанного порядка исчисления срока оборота.
Таким образом, условиями договора N УОЛ-ПК-13-0514/ТИ от 03.07.2013 было определено, что срок нахождении цистерн у ответчика определяется по данным транспортной железнодорожной накладной на груженный вагон (при прибытии вагона на станцию назначения) и транспортной железнодорожной накладной на порожний вагон (при убытии вагона со станции назначения), в связи с чем исчисление указанного срока по ведомостям подачи и уборки вагонов и памяткам приемосдатчика, является необоснованным.
Период времени, в течение которого производилась разгрузка вагонов-цистерн на путях необщего пользования, который определяется по памяткам приемосдатчика и ведомостям подачи и уборки вагонов, является лишь частью согласованного сторонами в договорах срока оборота вагонов-цистерн, так же срок выгрузки вагонов условиями договора поставки не определялся. Следовательно, данные документы не являются надлежащими доказательствами соблюдения ответчиком установленных договором сроков и отсутствия сверхнормативного простоя.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что к штрафным санкциям в данном случае применима норма ст. 333 ГК РФ, подлежит отклонению.
Из существа сложившихся между сторонами обязательственных отношений и конкретных обстоятельств настоящего дела, несмотря на квалификацию судом первой инстанции указанных правоотношений в качестве штрафных санкции (неустойки), в действительности предметом спора являются убытки по уплате штрафных санкций.
Таким образом, правила ст. 333 ГК РФ к убыткам неприменимы.
Довод ответчика на недоказанность истцом фактических затрат, связанных с простоем вагонов, отклоняется по следующим основаниям.
Истцом в материалы дела представлены доказательства понесенных убытков в результате ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком.
ООО "Транспорт" доказательства неправомерности взыскания 12 800 руб. убытков в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2016 по делу N А07-14886/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспорт" - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В.Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14886/2016
Истец: ЗАО "Уфаойл"
Ответчик: ООО "ТРАНСПОРТ"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15321/16