г. Киров |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А82-2378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании:
директора ООО "Ям-Лес" Михайловой Г.В., действующей на основании приказа от 10.01.2015 N 1, а также представителей истца Левандовского Л.Л., действующего на основании доверенности от 11.05.2016, Гусева Е.А., действующего на основании доверенности от 11.05.2016,
представителя ответчика Левашова Д.В., действующего на основании доверенности от 16.06.2016 N 03-20/62,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ям-Лес"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2016 по делу N А82-2378/2016, принятое судом в составе судьи Митрофановой Г.П.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ям-Лес" (ОГРН 1047601400043; ИНН 7616006933)
к департаменту лесного хозяйства Ярославской области (ОГРН 1077603000254; ИНН 7603035944)
третье лицо: департамент охраны окружающей среды и природопользования (ОГРН 1077604014872; ИНН 7602060560)
об обязании внесения изменений в договор аренды лесного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ям-Лес" (далее - ООО "Ям-Лес", истец, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к департаменту лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент лесного хозяйства, ответчик) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности N 45 от 08.07.2008, в части перерасчета арендной платы пропорционально уменьшению заготовки лесных ресурсов по рубкам главного пользования в эксплуатационных лесах.
К участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент охраны окружающей среды и природопользования (далее - Департамент природопользования, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2016 в удовлетворении иска Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению ООО "Ям-Лес", судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что в данном случае имеют место существенные изменения качественных и количественных характеристик лесного участка, переданного в аренду, поскольку расчетная лесосека уменьшилась на 16040 куб.м, при этом размер арендной платы остался прежним. Не согласен с выводами суда об отсутствии оснований для внесения изменений в договор аренды в связи с тем, что истцом не представлен проект освоения лесов (изменения), материалы для проведения государственной экологической экспертизы не поступали, не осуществлялось зонирование в порядке, утвержденном правительством Ярославской области от 27.09.2012 N 981 п "Об утверждении Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области" (далее - Порядок, Постановление N 981-п).
Департамент лесного хозяйства в отзыве на апелляционную жалобу отклонил заявленные доводы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Департамент природопользования в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что для установления факта существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка необходимо проведение лесоустройства. Относительно довода Истца о выделении зон ограниченного хозяйственного использования лицом, заинтересованным в осуществлении хозяйственной деятельности, поясняет, что пункт 3.4 Постановления N 981-п на дату вынесения решения Арбитражным судом Ярославской области действовал в редакции от 14.05.2015 (срок действия редакции истек 04.09.2016) и излагался иначе, чем указано истцом в апелляционной жалобе: "Для разработки проекта постановления Правительства области об изменении границ, зонирования ООПТ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования либо упразднении ООПТ (далее - проект постановления Правительства области) физическое или юридическое лицо, инициирующее изменение границ, зонирования ООПТ, выделение зон ограниченного хозяйственного использования либо упразднение ООПТ (далее - инициатор), обеспечивает подготовку следующих материалов...". Таким образом, именно физические или юридические лица выступали инициаторами изменения границ и пр. Вопрос зонирования связан с осуществлением рубок в заказнике, и предоставление лесных участков для осуществления рубок лесных насаждений (в виде изменения договора аренды) без выделенных зон ограниченного хозяйственного использования противоречит действующему природоохранному и лесному законодательству.
15.12.2016 Департамент природопользования дополнительно сообщил, что документации, свидетельствующей о проведении и согласовании Обществом зоны ограниченного хозяйственного использования для осуществления рубок в заказнике "Гаврилов-Ямский" не имеется, материалы для проведения государственной экологической экспертизы в целях определения возможности выделения таких зон в департамент не поступали; ООО "Ям-Лес" обращалось в департамент 05.11.2015 с заявлением о согласовании сплошных санитарных рубок и 02.12.2016 - за разъяснением о проведении лесохозяйственных мероприятий.
В дополнении к апелляционной жалобе от 20.12.2016 заявитель обращает внимание суда, что запрета на внесение изменений в договор аренды лесного участка при отсутствии зон ограниченного хозяйственного использования статья 74.1 Лесного кодекса РФ не содержит, на что указывают и департаменты в отзывах на жалобу.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы жалобы, представитель ответчика изложил правовую позицию по делу.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось до 21.12.2016 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент природопользования явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из материалов дела, 08.07.2008 между Департаментом лесного хозяйства и ООО "Лесозаготовительная компания "Кедр" заключен договор N 45 аренды лесного участка, расположенного на территории ГКУ ЯО "Гаврилов-Ямское лесничество". Лесной участок частично расположен в границах государственного природного (зоологического) заказника "Гаврилов- Ямский" (далее - заказник), а именно: 49 (частично), 58,59,67 (частично), 74, 75-81, 84 (частично), 85 (частично), 86-95, 96 (частично), 99 (частично), 100-109, 111 (частично), 112 (частично), 113-137 кварталы Ставотинского участкового лесничества ГУ ЯО "Гаврилов-Ямское лесничество".
26.11.2013 Постановлением Правительства Ярославской области N 1593-п внесены изменения в постановление Правительства Ярославской области от 15.12.2003 года N247 "О государственный заказниках Ярославской области" в силу чего, как указывает истец, проводить лесозаготовительные работы на территории зоологического заказника "Гаврилов-Ямский", т.е. на площади 6657,5 га., стало невозможно.
27.04.2015 между ООО "Лесозаготовительная компания "Кедр" и ООО "Ям-Лес" с согласия Департамента лесного хозяйства заключен договор о передаче прав и обязанностей, согласно которому все права и обязанности по договору от 08.07.2008 N 45 перешли от ООО "Лесозаготовительная компания "Кедр" к ООО "Ям-Лес". Тем самым истец получил в аренду участок государственного лесного фонда в ГКУ ЯО "Гаврилов-Ямское лесничество", Ставотинское участковое лесничество, площадью 7616,6 га., в том числе площадь в заказнике 6657,5 га. Расчетная лесосека на данном лесном участке в 79 кварталах по вышеуказанному Договору аренды, составляет 21 520 кв.м древесины в год. Исходя из объема расчетной лесосеки установлен размер арендной платы, который составляет 1 154 710, 75 рублей в год.
Поскольку расчетная площадь лесосеки уменьшилась на 16 040 кв.м, а размер арендной платы остался прежним, Общество обращалось с предложением внести изменения в договор аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ям-Лес" в суд с иском о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности N 45 от 08.07.2008 в части перерасчета арендной платы в сторону уменьшения, пропорционально уменьшению заготовки лесных ресурсов по рубкам главного пользования в эксплуатационных лесах.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
По смыслу приведенных норм установление в законе специальных правил заключения договора аренды лесного участка имеет своей целью обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов к занятию предпринимательской деятельностью в данной области. Одновременно с этим заключение договора в указанном порядке гарантирует стабильность отношений в части определения условий использования лесных участков.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса РФ). Размер арендной платы по договору лесного участка в силу норм действующего специального законодательства зависит, в том числе, от количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса.
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Поскольку в рассматриваемом споре переданный по договору аренды лесной участок частично расположен в границах государственного природного (зоологического) заказника "Гаврилов-Ямский", к правоотношениям сторон помимо гражданско-правовых норм лесного законодательства подлежит применению природоохранное законодательство.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) и части 1 статьи 5 Закона Ярославской области от 28.12.2015 N 112-3 "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области" (далее Закон N 112-з) отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (ч.2 ст. 2 Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 102, частью 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, леса, в том числе в государственных природных заказниках, относятся к защитным лесам. Частью 5 статьи 102 установлено, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу части 1 и 3 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Правовой режим охраны природных объектов согласно статье 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды; запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В рассматриваемом споре границы, цели и задачи создания заказника "Гаврилов-Ямский" и режим особой охраны и использования территории заказника утверждены постановлением Администрации области от 15.12.2003 N 247 "О государственных зоологических заказниках Ярославской области" (в редакции постановления Правительства области от 26.11.2013 N 1539-п) (далее - Положение о заказнике).
В подпункте 2.7.2 пункта 2.7 раздела 2 Положения о заказнике установлено, что проведение выборочных и сплошных рубок (в том числе рубок, осуществляемых в целях предупреждения лесных пожаров) допускается, за исключением особо охранных частей заказника, иных особо защитных участков леса, а также мест обитания (произрастания) редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ярославской области, в специально выделенных в заказнике зонах ограниченного хозяйственного использования.
Указанные зоны выделяются постановлением Правительства области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающего допустимость воздействия планируемого использования лесов и иных покрытых древесной и древесно-кустарниковой растительностью участков на охраняемые природные объекты и комплексы заказника; в документации предусматривается перечень участков по заказнику для осуществления рубок и последовательность использования указанных участков при соблюдении ряда обязательных условий.
В этой связи апелляционный суд разделяет правовую позицию Департамента природопользования и Департамента лесного хозяйства, что для решения вопроса о внесении изменений в договор аренды необходимо установление факта существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка в результате проведения лесоустройства.
Вопреки мнению Общества об обратном вопрос зонирования, действительно, связан с осуществлением рубок в заказнике, и предоставление лесных участков для осуществления рубок лесных насаждений (в виде изменения договора аренды) без выделенных зон ограниченного хозяйственного использования противоречит действующему природоохранному и лесному законодательству. Соответственно, инициатором по выделению зон ограниченного хозяйственного использования либо упразднению особо охраняемых природных территорий (пункты 3.2, 3.4 Постановления N 981-п) должен выступить истец.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и ответчиком не опровергнуто, что зоны ограниченного хозяйственного использования для осуществления рубок в заказнике "Гаврилов-Ямский" по договору N 45 от 08.07.2008 Правительством Ярославской области не выделялись, материалы для проведения государственной экологической экспертизы в целях определения возможности зониро вания от ООО "Ям-Лес" либо иного юридического (физического) лица не поступали. Названные обстоятельства подтверждены на стадии апелляционного обжалования Департаментом природопользования.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой документации, определяющей пределы осуществления рубок (зонирование по ограниченному хозяйственному использованию), разработанной по инициативе и силами Общества и, как следствие, заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающего допустимость воздействия планируемого использования лесов и иных покрытых древесной и древесно-кустарниковой растительностью участков на охраняемые природные объекты и комплексы заказника, апелляционный суд не считает документально доказанным существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, соответственно не усматривает оснований для внесения изменений договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, на основании части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражным судом первой инстанции правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и заявителями апелляционных жалоб, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2016 по делу N А82-2378/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ям-Лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2378/2016
Истец: ООО "Ям-Лес"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Ярославской области
Третье лицо: Департамент охраны и окружающей среды и природопользования