Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2017 г. N Ф07-2110/17 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А26-5485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представитель Любутина А.П. по доверенности от 11.01.2016 г.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27794/2016) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Ильинская средняя общеобразовательная школа" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2016 г. по делу А26-5485/2016 (судья Борунов И.Н.), принятое
по иску Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Ильинская средняя общеобразовательная школа"
к АО "ТНС энерго Карелия"
об урегулировании разногласий
установил:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ильинская средняя общеобразовательная школа" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к АО "ТНС энерго Карелия" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта энергоснабжения N 04924, истец просит принять пункты 4.3. и 4.4. муниципального контракта в своей редакции.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2016 г. в удовлетворении иска отказано, спорные пункты муниципального контракта энергоснабжения N 04924 приняты в редакции АО "ТНС энерго Карелия".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ильинская средняя общеобразовательная школа" обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что судебным актом нарушаются права образовательной организации, ввиду чего имеются правовые основания для включения в контракт, заключаемый гарантирующим поставщиком на розничном рынке, условий, касающихся сроков внесения платежей по договору.
На основании изложенного, податель жалобы просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 23.11.2016 г. представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционный суд на стадии реплик объявил перерыв судебного заседания до 30.11.2016 г.
29.11.2016 г. в канцелярию суда поступили дополнительные пояснения по делу от АО "ТНС энерго Карели".
В судебном заседании 30.11.2016 г. стороны поддержали свои позиции, изложенные ранее. Исследовав материалы дела, апелляционный суд решил возобновить исследования по делу и запросить у сторон дополнительные документы, в связи с чем, определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 г. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 21.12.2016 г., истцу предложено представить: Устав учреждения и письменные пояснения с представлением доказательств (справка соответствующего финансового органа со ссылкой на нормы права) о невозможности авансовой формы расчетов.
В настоящем судебном заседании 21.12.2016 г. представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Истец, звещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела при заключении муниципального контракта энергоснабжения N 04924 на 2016 год между МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" (Потребитель) и АО "ТНС энерго Карелия" (Гарантирующий поставщик) возникли разногласия по п.п. 4.3., 4.4. муниципального контракта:
Гарантирующий поставщик считает, что порядок оплаты по п. 4.3. контракта должен предусматривать 2 авансовых платежа:
- 30% стоимости электрической энергии - до 10 числа месяца, за который производиться оплата;
- 40% стоимости электрической энергии - до 25 числа месяца за который производиться оплата.
Такой порядок оплаты предусмотрен п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.
По-мнению Потребителя порядок оплаты должен предусматривать только один платеж - до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Поскольку стороны не согласовали спорные пункты договора, истцом принято решение о передаче в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса РФ возникших по договору разногласий на рассмотрение суда.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Заключаемый между сторонами договор является публичным, его заключение носит обязательный характер для ресурсоснабжающей организации.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса РФ возникающие при заключении такого договора разногласия передаются на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья Гражданского кодекса РФ).
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, считает необходимым при рассмотрении настоящего спора учесть следующее.
Представитель истца пояснил суду, что порядок оплаты, предусматривающий два авансовых платежа необходимы для того, чтобы взыскивать неустойку за просрочку оплаты каждого авансового платежа (п. 6.4. контракта).
Ответчик является казенным учреждением.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств конкретного бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы; заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В силу ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 БК РФ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ (ст. 3 БК РФ).
В пункте 36 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно п. 7 Распоряжения Правительства РК от 31.12.2015 г. N 840р-П О мерах по реализации Закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2016 год" получателям средств бюджета Республики Карелия: при заключении договоров (государственных контрактов) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг разрешить предусматривать авансовые платежи в размере до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду классификации расходов бюджетов.
Ответчик финансируется из средств бюджета Олонецкого национального муниципального района. Муниципальный акт о порядке исполнения бюджета на 2016 г. не принят.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Апелляционный суд применяет к спорным правоотношениям п. 36 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и п. 7 Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.12.2015 г. N 840р-П О мерах по реализации Закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2016 год", которыми установлено, что получатели бюджетных средств при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размере, не превышающем 30% от суммы договора (контракта).
Учитывая изложенное, в п. 4.3. проекта договора N 04924 подлежат исключению слова: "- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца";
в п. 4.4. проекта договора подлежат исключению слова: "_и 25-го _".
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2016 г. подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2016 г. по делу N А26-5485/2016 отменить.
Изложить п.п. 4.3., 4.4. муниципального контракта энергоснабжения N 04924 между акционерным обществом "ТНС энерго Карелия" и муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Ильинская средняя общеобразовательная школа" в следующей редакции:
п. 4.3. Потребитель обязуется производить оплату электрической энергии (мощности) по настоящему муниципальному контракту в следующем порядке: - 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
п. 4.4. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) для расчета размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем 10-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии, определяется исходя из объема потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период и нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен. В случае отсутствия данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждена Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004.) и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5485/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2017 г. N Ф07-2110/17 настоящее постановление отменено
Истец: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ильинская средняя общеобразовательная школа"
Ответчик: АО "ТНС энерго Карелия"