Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф06-18782/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А06-9270/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Незнамовой Е.В.,
при участии в заседании:
от Астраханской таможни - Дорджиев Д.Ф., доверенность от 28.12.2015, Биймурзаева Ф.Р., доверенность от 08.12.2015 N 07-33/21032,
от открытого акционерного общества "Избербашнефть" - Куватов А.В., доверенность от 12.11.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 19 сентября 2016 года по делу N А06-9270/2015 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Избербашнефть" (367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 71 А, ОГРН 1020502332003, ИНН 0548008454)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42),
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Избербашнефть" (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, об изменении постановления Астраханской таможни (далее административный орган) N 10311000-384/2014 от 10.09.2015 в части назначения наказания, снизив сумму штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 19 сентября 2016 года изменено постановление Астраханской таможни N 10311000-384/2014 от 10.09.2015 г. о привлечении ОАО "Избербашнефть" к административной ответственности по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен с 15113877,97 рублей до 7556938,98 рублей.
Астраханская таможня, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части снижения штрафа отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 16 ноября 2016 года.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 13.12.2016, объявлялся перерыв до 19.12.2016 года до 16 часов 25 минут по местному времени (МСК+1).
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.09.2013 в зоне деятельности Астраханского таможенного поста Астраханской таможни (далее - Астраханский таможенный пост) ОАО "Избербашнефть" по декларации на товары (далее - ДТ) N 10311020/230913/0004598 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления были помещены товары:
- бывшая в эксплуатации автобуровая SGBS 400 на базе автомобиля марка "Mersedes-Benz", модель "Actros 4141", VIN WDB9323251L477082, рама WDB9323251L477082, тип двигателя дизельный, объем 11946 см3, мощность 408 л.с/300 квт, экологический класс 4, год выпуска 2010, таможенная стоимость товара составляет 12 756 179, 70 рублей, стоимость в валюте контракта составляет 297 000,00 евро;
- бывшая в эксплуатации автобуровая SGBS 800 на базе автомобиля марка "Mersedes-Benz", модель "Actros 4151", VIN WDB9323251L473962, рама WDB9323251L473962, тип двигателя дизельный, объем 15928 см3 мощность 510 л.с/375 квт. экологический класс 4, год выпуска 2010, таможенная стоимость товара составляет 14 130 582, 90 рублей, стоимость в валюте контракта составляет 329 000,00 евро.
Условия поставки DDU-ж/д ст. Избербаш. Отправителем автобуровых установок, являлась компания "Stavebni Geologie - Strojges, a.s.", Чешская Республика.
При таможенном декларировании товаров по ДТ N 10311020/230913/0004598 декларантом был представлен трехсторонний договор об обеспечении поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию от 23.10.2008 б/н, заключенный ОАО "Избербашнефть" в лице Шапи Магомедова (по доверенности, дата и номер доверенности не указаны), с компаниями "Engada Europe a.s.", Чешская Республика, в лице председателя правления Петра Кутны, и ООО "Mainline Development Eastern Е^оре", Россия, в лице генерального директора Любови Василенко.
В ходе проведения анализа договора об обеспечении поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию от 23.10.2008 года б/н установлено, что предметом поставки является обеспечение поставки, монтажа и введение в эксплуатацию технологического комплекса, транспортной техники и оборудования для добычи и хранения нефти.
Цена за единицу поставляемой техники в договоре поставки от 23.10.2008 б/н, а также в приложениях N 1,3, представленных при таможенном декларировании товаров по ДТN 10311020/230913/0004598, не указана.
ОАО "Избербашнефть" определил таможенную стоимость товара шестым резервным методом (статья 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза").
В ходе проведения камеральной проверки получены сведения о том, что цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, помещенные ОАО "Избербашнефть" под процедуру выпуск для внутреннего потребления по ДТ N 10311020/230913/0004598 составляет:
бывшая в эксплуатации автобуровая SGBS 400 на базе автомобиля марка "Mersedes-Benz", модель "Actros 4141", VIN WDB9323251L477082 - 1 106 155 евро;
бывшая в эксплуатации автобуровая SGBS 800 на базе автомобиля марка "Mersedes-Benz", модель "Actros 4151", VIN WDB9323251L473962 - 1 787 285 евро.
Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки установлено несоответствие сведений о таможенной стоимости, содержащихся в документах, представленных при декларировании, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что свидетельствует о занижении ОАО "Избербашнефть" таможенной стоимости при декларировании товаров по ДТN 10311020/230913/0004598.
В связи с чем, таможенным органом был произведен расчет суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов по ДТN 10311020/230913/0004598. Платежи, подлежащие доначислению, составили 19 338,160,62 руб.
Согласно проведенному расчету общая сумма неуплаченных таможенных платежей составила 30227755,983 руб., занижение таможенной стоимости товара составило 97386774,75 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза", заявленная декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
15.05.2015 по результатам камеральной таможенной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки N 10311000/400/150515/А0048 и вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТN 10311020/230913/0004598.
14.07.2015 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни Черновой М.А. в отношении ОАО "Избербашнефть" было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10311000-384/2015 по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
10.09.2015 и.о. заместителя начальника Астраханской таможни по правоохранительной деятельности Линьковым А.Н. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "Избербашнефть" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 15113877,97 руб.
ОАО "Избербашнефть", не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, установив в действиях предпринимателя состав вмененного административного правонарушения, и не выявив существенных нарушений порядка привлечения его к административной ответственности, изменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности в части определения меры административной ответственности, применив к данным правоотношениям правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П. Суд счёл возможным снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ до 7556938,98 рублей.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П (далее - Постановление N 4-П) установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее Федеральный закон от 31.12.2014 N 515-ФЗ), принятым, в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, статья 4.1 КоАП РФ "Общие правила назначения административного наказания" была дополнена новыми законоположениями, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 2.2); при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 2.3).
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований общество ссылается на тяжелое материальное положение в доказательство чего представлена справка об открытых счетах в кредитных организациях ИФНС РФ по Ленинскому району г. Махачкала ОАО "Избербашнефть", из которой следует, что общество имеет 3 банковских счета:
40702978660320000059 Сбербанк;
40702810160320000183 Сбербанк;
40702810604370000027 Россельхозбанк.
Согласно справкам из банков и выпискам из лицевого счета, счета N 40702978660320000059 Сбербанк, - 40702810160320000183 Сбербанк; -40702810604370000027 Россельхозбанк приостановленные (арестованы) в связи с требованиями таможенного органа РФ, налогового органа РФ.
В результате многочисленных судебных тяжб и возбуждении уголовного дела (в рамках которого были наложены аресты на Автобуровые SGBS-800, SGBS-400) ОАО "Избербашнефть" находится на грани разорения (банкротства).
Согласно бухгалтерскому балансу (стр. 6 "отчет о финансовых результатах" "выручка") финансовый оборот ОАО "Избербашнефть" составляет за год 16477 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу (статья 1230 Дебиторская задолженность) задолженность составляет 72 771 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу (статья 1410 Заемные средства по долгосрочным обязательствам) составляет 429 774 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу (статья 1520 Кредиторская задолженность) составляет 805 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу (статья 1150 основные средства) составляет 805 руб.
Согласно штатному расписанию N 2 от 01.07.2016 в ОАО "Избербашнефть" находятся 40 штатных единиц, что, так же может привести к потери 40 рабочих мест.
Апелляционный суд считает, что с учетом конкретных обстоятельств совершения заявителем административного правонарушения, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, признание вины обществом, совершение вменяемого в вину правонарушения впервые, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 15113877,97 руб. не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к обществу карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно изменил оспариваемое постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и снизил размер административного штрафа с 15113877,97 руб. до 7556938,98 руб.
Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
В рассматриваемой ситуации назначение предпринимателю административного наказания в виде штрафа в размере 7556938,98 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 15113877,97 в данном случае будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции об изменении постановления Астраханской таможни N 10311000-384/2014 от 10.09.2015 о привлечении открытого акционерного общества "Избербашнефть" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания со штрафа в сумме 15113877,97 руб. на наказание в виде административного штрафа в размере 7556938,98 руб.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 19 сентября 2016 года по делу N А06-9270/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Астраханской таможни без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9270/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф06-18782/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Избербашнефть", Представитель истца Куватов Александр Валерьевич
Ответчик: Астраханская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18782/17
26.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11213/16
15.11.2016 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9270/15
19.09.2016 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9270/15