г. Пермь |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А50-8519/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
при участии:
от истца Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586) - Седусова И.А., паспорт, доверенность от 06.09.2016;
от ответчика Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) - Мантуров А.Н., паспорт, доверенность от 14.12.2016;
от третьего лица Правительство Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края (ОГРН 1025900524980, ИНН 5902290709) - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 сентября 2016 года
по делу N А50-8519/2016,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по заявлению Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края
к Министерству финансов Пермского края
третье лицо Правительство Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края
о признании недействительными требований о представлении документов и сведений,
установил:
Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края (далее - заявитель, Министерство физической культуры) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Министерству финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с заявлением о признании недействительными требований о представлении документов и сведений от 18.01.2016 N 1, от 21.01.2016 N 7, от 22.01.2016 N 8, от 25.01.2016 N 9, от 27.01.2016 N 10, от 04.02.2016 N 12, от 11.02.2016 N 17, от 12.02.2016 N 18, от 16.02.2016 N 21, от 25.02.2016 N 27, частично недействительными требований о представлении документов и сведений от 18.01.2016 N 2, N 3, N 4, от 19.01.2016 N 5 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство физической культуры обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что в нарушение п.1.13 Порядка N 157-п в оспариваемых требованиях установлен срок предоставления документов менее 1 рабочего дня. Заявитель жалобы также указывает, что требования предъявлены с нарушением пункта 3.3.2.2.2 Административного регламента. Считает, что при толковании понятия "дата получения запроса" необходимо учитывать положения Инструкции по делопроизводству от 16.03.2009 N 19-р. Заявитель ссылается также на большое количество запрашиваемой информации, недостаточное количество сотрудников, большая загруженность сотрудников министерства, ограниченные сроки предоставления информации и ограниченность в ресурсах.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Министерство финансов представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения проверок соблюдения заявителем требований бюджетного законодательства и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Министерством финансов в адрес заявителя направлены требования о представлении документов и сведений от 18.01.2016 N 1, N 2, N 3, N 4, от 19.01.2016 N 5, от 21.01.2016 N 7, от 22.01.2016 N 8, от 25.01.2016 N 9, от 27.01.2016 N 10, от 04.02.2016 N 12, от 11.02.2016 N 17, от 12.02.2016 N 18, от 16.02.2016 N 21, от 25.02.2016 N 27.
Не согласившись с указанными ненормативными актами Министерства финансов, Министерство физической культуры обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
При этом выставленные заинтересованным лицом требования о представлении документов и сведений от 18.01.2016 N 1, от 21.01.2016 N 7, от 22.01.2016 N 8, от 25.01.2016 N 9, от 27.01.2016 N 10, от 04.02.2016 N 12, от 11.02.2016 N 17, от 12.02.2016 N 18, от 16.02.2016 N 21, от 25.02.2016 N27 оспариваются заявителем в полном объеме, в свою очередь, требования о представлении документов и сведений от 18.01.2016 N 2, N 3, N 4, от 19.01.2016 N 5 - частично, а именно: требование от 18.01.2016 N 2 части предоставления актов сверки взаимных расчетов между заявителем и федерациями за 2014, 2015 годы, приказов Министерства физической культуры о распределении финансирования по видам спорта на 2014, 2015 годы, приказов о предоставлении государственной аккредитации федераций, документов по закупкам, направленным на реализацию мероприятий "Организация проведения телевизионной олимпийской зарядки среди различных категорий населения"; требование от 18.01.2016 N 3 - в части предоставления документов по мероприятию "Предоставление выплат на приобретение (строительства) жилья спортсменам-призерам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионата мира и Европы, их главным тренерам"; требование от 18.01.2016 N 4 - в части предоставления документов по мероприятию "Приобретение машины для заливки и уборки льда" в 2015 году; требование от 19.01.2016 N 5 - в части предоставления документов - проектной документации ООО "Чайковскстройпроект", исполнительной документации по капитальному ремонту".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые требования соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменный отзыв на нее, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Пунктом 3 статьи 266.1 БК РФ закреплено, что объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования. Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом пункта 3 статьи 266.1 БК РФ, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) определено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения: а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Исходя из пунктов 1, 2, 4 части 27 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: - запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки; - при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа контроля о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю; - составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.
Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (часть 28 статьи 99 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Пермского края от 04.12.2013 N 1697-п "О наделении Министерства финансов Пермского края отдельными полномочиями" Министерство финансов Пермского края наделено полномочиями органа внутреннего государственного финансового контроля, а также определено органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края, а также муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Пермского края, в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, статьей 99 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, пунктом 3.2 постановления Правительства Пермского края от 04.12.2013 N 1697-п "О наделении Министерства финансов Пермского края отдельными полномочиями" постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2014 N 157-п утвержден Порядок осуществления Министерством финансов Пермского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок N 157-п).
Регламентирующее статус Министерства финансов Пермского края Положение утверждено постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 824-п (далее - Положение N 824-п).
Согласно указанному Положению Министерство финансов является органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Пермского края, в случаях, установленных законодательством, а также является органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
На основании подпункта 4.6.1 пункта 4.6, подпункта 4.12.1 пункта 4.12 Положения N 824-п Министерство финансов при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля правомочно запрашивать и получать в случаях, установленных законодательством, документы и информацию, необходимые для проведения ревизий, проверок и обследований, а при осуществлении контроля в сфере закупок - запрашивать и получать в случаях, установленных законодательством, документы и информацию, необходимые для проведения проверки.
Порядком N 157-п определены объекты внутреннего государственного финансового контроля, которыми исходя из подпунктов 1.7.1, 1.7.2 пункта 1.7, в частности, являются: - главные распорядители (распорядители, получатели) средств бюджета Пермского края, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета Пермского края, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета Пермского края; - финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Пермского края.
Исходя из пункта 1.8 Порядка N 157-п, при осуществлении деятельности по контролю в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок для обеспечения нужд Пермского края, в рамках одного контрольного мероприятия могут быть реализованы полномочия Министерства финансов по внутреннему государственному финансовому контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено Порядком N 157-п (подпункт 1.10.1 пункта 1.10), в рамках реализации предоставленной компетенции должностные лица Министерства финансов, в том числе имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
Пунктом 1.12 Порядка N 157-п закреплено, что запросы о представлении информации, документов и материалов, предусмотренные этим Порядком, акты ревизий и проверок, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, справки о завершении контрольных действий, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
В силу пункта 1.13 Порядка N 157-п срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее 1 рабочего дня. В случае непредставления, несвоевременного представления, представления не в полном объеме или представления в искаженном виде информации, документов и материалов должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия, в течение 1 рабочего дня со дня окончания срока, указанного в запросе для представления информации, документов и материалов, составляется соответствующий акт.
Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике и (или) копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке (пункт 1.14 Порядка N 157-п).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверок соблюдения заявителем требований бюджетного законодательства и Закона N 44-ФЗ, Министерством финансов в адрес заявителя направлены требования о представлении документов и сведений от 18.01.2016 N 1, N 2, N 3, N 4, от 19.01.2016 N 5, от 21.01.2016 N 7, от 22.01.2016 N 8, от 25.01.2016 N 9, от 27.01.2016 N 10, от 04.02.2016 N 12, от 11.02.2016 N 17, от 12.02.2016 N 18, от 16.02.2016 N 21, от 25.02.2016 N 27.
Как определено пунктом 1.13 Порядка N 157-п срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе Министерства финансов и исчисляется с даты получения запроса; при этом такой срок составляет не менее 1 рабочего дня.
Из буквального толкования пункта 1.13 Порядка N 157-п следует, что исчисление срока представления документов (информации), который не может составлять менее 1 (одного) рабочего дня, осуществляется именно с даты получения запроса Министерства финансов.
Довод заявителя со ссылкой на Инструкцию по делопроизводству в администрации губернатора Пермского края, аппарате Правительства Пермского края, исполнительных органах государственной власти Пермского края, утвержденную распоряжением Губернатора Пермского края от 16.03.2009 N 19-р, подлежит отклонению.
Спорная Инструкция не отменяет положения пункта 1.13 Порядком N 157-п, который утвержден в учетом БК РФ, определяющие обязанность по представлению информации именно с даты получения запроса Министерства финансов, а не со дня его регистрации в информационной системе заявителя и присвоения входящего номера.
Более того, Инструкция предусматривает лишь порядок регистрации входящей и исходящей документации, тогда как отдельно взятый факт нарушения такой Инструкции сам по себе не свидетельствует о неправомерности и незаконности оспариваемых требований.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемых требований пункту 3.3.2.2.2 Административного регламента отклоняются, поскольку в иерархии нормативных актов Административный регламент ниже по статусу Порядка N 157-п, который и подлежит применению при оценке обоснованности спорных ненормативных актов.
Кроме того, незначительность предоставленного ответчиком срока на представление документов имеет значение при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за неисполнение соответствующего требования, но не признания его недействительным.
Ссылаясь на большое количество запрашиваемой информации, недостаточное количество сотрудников, большую загруженность сотрудников Министерства, ограниченные сроки предоставления информации и ограниченность в ресурсах, заявитель по сути оспаривает не выставленные требования, а привлечение его к ответственности за их несвоевременное исполнение.
Между тем в рамках настоящего дела суд не может делать выводы, направленные на оценку правомерности или неправомерности привлечения заявителя к административной ответственности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства и с учетом имеющихся в деле доказательств, которым в порядке статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
При таком положении решение арбитражного суда первой инстанции принято без нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2016 года по делу N А50-8519/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8519/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17121/16