г. Москва |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А40-10394/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Авиакомпания "Россия"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2016 по делу N А40-10394/16,
принятое судьей Л.А. Шевелевой,
по заявлению АО "Авиакомпания "Россия"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6
об оспаривании решения в части,
при участии:
от заявителя: |
Мазан В.В. по доверенности от 02.12.2016; |
от ответчика: |
Павлюченко М.Ю. по доверенности от 20.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее также - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным Решения N 18-12/19343299 от 21.05.2015 г. в части взаимоотношений с Amadeus IT GROUP, S.A. на сумму 28 483 539,00 р., из которых 20 254 843,00 р. - НДС, а также соответствующие суммы штрафа - 2 101 289,00 р. и пени - 6 127 407,00 р. (п. 2.1 мотивировочной части решения). Одновременно заявитель просит снизить размер штрафа по п. 3.1 спорного решения до 1 000 000,00 р.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.07.2016 по делу N А40-10394/16, в удовлетворении заявления Акционерного общества "Авиакомпания "Россия" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о признании недействительным Решения N 18-12/19343299 от 21.05.2015 г. в части взаимоотношений с Amadeus IT GROUP, S.A. на сумму 28 483 539,00 р., из которых 20 254 843,00 р. - НДС, а также соответствующие суммы штрафа - 2 101 289,00 р. и пени - 6 127 407,00 р., а также снижении штрафа по п. 3.1 спорного решения до 1 000 000,00 р. - отказано.
С решением не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу в которой просит, решение отменить, принять по делу новый судебный акт, признав недействительным пункт 2.1 Решения от 21.05.2015 года N 18/12/19343299 Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в части взаимоотношений с "Amadeus IT GROUP S.A." в размере 28 483 539 рублей; Признать недействительным пункт 3.1 Решения от 21.05.2015 года N 18/12/19343299 (в части размера штрафа) Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6. Снизить размер штрафа по п. 3.1 Решения до 1 000 000 рублей.
Ответчик возражал на доводы жалобы, представил отзыв.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2016 по делу N А40-10394/16 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в отношении заявителя, заинтересованным лицом проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г.
По результатам проверки составлен Акт N 18-12/19057745 от 16.02.2015 г.
По итогам рассмотрения материалов проверки, Акта и возражений налогоплательщика, было вынесено спорное в части решение N 18-12/19343299 от 21.05.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщик обжаловал решение в административном порядке. Решением ФНС России по апелляционной жалобе, было частично отменено, однако, в спорной части решение инспекции было оставлено без изменения, а жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.
Суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
Так, из материалов дела видно, что В пункте 2.1 решения инспекция пришла к выводу, что Обществом в нарушение положений п. 4 ч. 1 ст. 148, ч. 1, 2 ст. 161, ч. 4 ст. 173 НК РФ в 2011-2012 годах не исполнена обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДС со стоимости оказанных иностранными организациями услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, в общем размере 116 889 440 рублей, что повлекло привлечение Общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса в размере 11 825 458 рублей и начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса в сумме 36 125 633 рубля.
Так, инспекцией установлено в 2011-2012 годах общество не удерживало и не перечисляло НДС в бюджет при выплате вознаграждения за оказание услуг по обработке информации, местом реализации которых признается Российская Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса), следующим иностранным компаниям: SABRE INC. в сумме - 6 773 373 рубля (подпункт 1 пункта 2.1 Решения); JEPPESEN GMBH в сумме - 6 952 146 рублей (подпункт 2 пункта 2.1 Решения); Airline Tariff Publishing Company (АТРСО) в сумме - 1 105 204 рубля (подпункт 3 пункта 2.1 Решения); Amadeus IT GROUP, S.A. и Amadeus Global Travel Distribution, S.A. в сумме 73 362 005 рублей (подпункт 4 пункта 2.1 Решения); SIT Information Networking Computing (SITA) в сумме - 12 781 725 рублей (подпункт 5 пункта 2.1 Решения); TOP AS CO., LTD. в сумме - 91 077 рублей (подпункт 6 пункта 2.1 Решения); TRAVELPORT GLOBAL DISTRIBUTION SYSTEM B.V. в сумме -15 823 910 рублей (подпункт 7 пункта 2.1 Решения).
Налогоплательщик не согласен с выводами инспекции в части взаимоотношений с иностранной компанией Amadeus IT Group. В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что в проверяемый период действовало соглашение с Amadeus IT Group от 10.08.2005, предметом которого было хранение информации в базах данных, которые расположены в Германии, поэтому НДС с вознаграждения за услуги по хранению информации удерживаться и перечисляться в бюджет не должен.
В ходе проверки было установлено, что между Обществом и иностранной организацией Amadeus IT Group, S.A. (Королевство Испания) (кратко "AMADEUS") заключен дистрибьюторский договор от 17.10.2011 N 876/11 (т. 4 л.д. 141-150).
Также в ходе проверки Обществом было представлено Соглашение от 01.07.2005 заключенное с AMADEUS GLOBAL TRAVEL DISTRIBUTION, S.A. (Королевство Испания) т.1 л.д. 66-143) об оказании услуг информационных технологий и маркетинга (далее - Соглашение), договор от 17.10.2011 N 875/11 (на оказание дополнительных услуг) т.4 л.д. 53-140) и дополнительное соглашение от 01.06.2011 к глобальному дистрибьюторскому соглашению о полном ассортименте и паритете каналов, заключенное с компанией Amadeus IT Group, S.A. (т. 3 л.д. 121-133). Требования Инспекции и ответы Общества представлены в материалы дела т.4 л.д.10-31.
При доначислении НДС Инспекция исходила из данных содержащихся в указанных договорах, инвойсах, а также из данных отраженных в бухгалтерском и налоговом учете Общества (расчет т. 4 л.д.46-52).
Согласно инвойсам, представленным в Инспекцию в ходе проверки, Обществом оплачивались услуги компании Amadeus IT Group по обработке информации, основной из которых выступают операции бронирования.
Общество с данным утверждением не спорит, о чем прямо указало в своем заявлении (последний абзац страницы 2 заявления Общества).
Операции бронирования, согласно договору от 17.10.2011 N 876/11 и дополнительному соглашению от 01.06.2011 к глобальному дистрибьюторскому соглашению о полном ассортименте и паритете каналов, выполняются иностранной компанией в глобальной дистрибутивной системе (ГДС).
В соответствии с преамбулой к договорам от 17.10.2011 N 875/11 (т. 4 л.д. 55) и N 876/11 (т. 4 л.д. 141), ГДС - собирает, хранит, обрабатывает, отображает и/или распространяет посредством компьютерных терминалов и иных устройств информацию, относящуюся к воздушным и/или наземным перевозкам, временному пребыванию, позволяет туристическим компаниям бронировать или иным образом подтверждать использование, или делать запросы, или получать информацию в отношении таких продуктов и услуг.
Таким образом, в проверяемый период Amadeus IT Group оказывало обществу услуги по обработке информации, место реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса определяется по месту нахождения покупателя, то есть в настоящем случае - Российская Федерации.
Фактически налоговый орган не оспаривает того обостоятельства, что в перечень услуг компании Amadeus IT Group входят услуги по хранению данных, вместе с тем, такие услуги являются вспомогательными, поскольку само по себе хранение данных не является целью заключенных договоров. Кроме того, такие услуги отдельно в инвойсах не выделены.
В этой связи к таким услугам стоит применять положения пункта 3 статьи 148 Кодекса, согласно которым в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
Услуга, под наименованием "Hosted Services" на которую ссылается Общество как на услугу по хранению данных, в действительности также является услугой по обработке информации на основании следующего.
На примере инвойса N 260167 за период с 31.12.2011 по 30.01.2012 (т. 3 л.д. 134-136).
В инвойсе, помимо остальных услуг, выделена таблица с наименованием "PRODUCT TYPE: Hosted Services" которая расшифровывается на услугу под наименованием "Passenger Boarded Charges".
Буквальный перевод данных услуг означает: Hosted Services - услуги хостинга, Passenger Boarded Charges - сборы за посадку пассажиров.
Хостинг означает размещение чего-либо на сервере с предоставлением необходимых сервисов (Постановление Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП, ссылка сделана на основании статьи И Кодекса). Правильность данной ссылки Общество не опровергает.
-Вместо этого, Общество указывает, что перевод слова Hosting, с учетом специфики оказания услуг, должен быть переведен как хранение.
Данные доводы Общества не могут быть признаны обоснованными, поскольку иностранное слово Hosting имеет закрепленный перевод и определение, данное в Постановлении Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП.
Кроме того, хранение информации с русского языка на английский переводится как "Data storage". В этой связи, очевидно, что Общество пытается ввести суд, в заблуждение относительно перевода услуг под наименованием "Hosted services))
Кроме того, согласно пункту 3.3.1 Соглашения, в Приложении N 2 и Приложении N 3 оговорены услуги, которые Amadeus обязуется предоставить Обществу.'
Согласно пункту 2 (определение услуг) Приложения N 2 к Соглашению, Amadeus оказывает Обществу следующие услуги: Услуги по Реализации; Услуги по Разработке; Эксплуатационные Услуги; Услуги по Поддержке; Услуги по Оказанию Помощи при Прекращении.
Среди данного перечня отсутствуют услуги по хранению информации.
Ссылка Общества на пункт 7.1.3 приложения N 5 к Соглашению (т.1 л.д. 144-150, т,2 л.д. 1-14), не может быть принята во внимание на основании следующего.
Раздел 7 приложения N 5 к Соглашению называется "Прочие начисления". Пункт 7.1.3 конструктивно входит в параграф 7.1 именуемый "Коммуникационные услуги".
Согласно пункту 7.1.2 приложения N 5 "Заказчик будет осуществлять доступ к инфраструктуре сетрт Amadeus в Точке Присутствия, в которой будет обеспечиваться межсоединение между сетью Amadeus и сетью Заказчика". В пункте 7.1.3 приложения N 5 указано, что "Точка Присутствия определяется как Центр Данных Amadeus в Erding".
Указанные положения не содержат каких-либо условий о хранении данных.
Кроме того, Общество не учло содержание пункта 7.1.4 приложения N 5, согласно которому "коммуникационные услуги по связыванию Заказчика с этой Точкой Присутствия рассматриваются как услуги, выходящие за пределы сферы действия настоящего договора". В частности в расходы, связанные с оборудованием и поддержкой по другую сторону Точки (Точек) Присутствия не входят в сферу действия Соглашения от 01.07.2005 (см. подпункт "С" пункта 7.1.5 приложения N 5).
Таким образом, доводы заявителя противоречат фактическим обстоятельствам.
Довод общества о том, что услуга "Passenger Boarded Charges" - сборы за посадку пассажиров, является платой за хранение данных, опровергается содержание, Соглашения от 01.07.2005.
Так, из положений Соглашения следует, что все услуги Amadeus связаны с переходом Общества с системы SABRE Gabriel на систему Amadeus Altea Plan, Altea Sell (переход на новые платформы состоялся в 2005-2006 годах).
Согласно Приложению N 5 (Начисления) к Соглашению, компания Amadeus взымает с Общества плату за следующие услуги, которые связаны с использованием платформ Altea Sell (включая Услуги по Резервированию, Объявлению Тарифов, Продаже Билетов и Электронной Продаже Билетов), Altea Plan (Инвентарная система), Amadeus RTB DCS и Altea Fly (Контроль за Отправлением и Управление Полетами): За реализацию; L За операции; Коммуникационные услуги Каналы связи после реализации; Программный интерфейс приложения (API); Конвертер структуры данных (DSC); Сертификация роботизированных инструментальных средств; Работы по разработке; Ставки оплаты Человеко-Дней; Издержки; Обеспечение билетов; Перекладываемые издержки.
В Разделе 5 Приложения N 5 к Соглашению определены категории нормирования, на которых основываются Начисления за Операции ("Категории Ценообразования"), которые применяются с момента подключения Общества к Altea Sell и Plan. В пункте 5.2 Приложения N 5 к Соглашению определены Единицы Ценообразования для "Пассажиров, Допущенных к Посадке".
В соответствии с пунктом 5.2.2 Приложения N 5 к Соглашению, "Пассажиры, Допущенные к Посадке, это пассажиры, внесенные в документацию как допущенные к посадке на рейс, выполняемый Заказчиком, независимо от того, какая реально использовалась система регистрации, и независимо от места или канала, через который пассажир осуществил резервирование".
В пункте 5.2.4 Приложения N 5 к Соглашению указано: "Выставление Заказчику счетов за Пассажиров, Допущенных к Посадке, в первую очередь основывается на информации о резервированиях, зафиксированной в PNR. Эта информация будет дополняться при регистрации за счет информации о фактическом количестве Пассажиров, Допущенных к Посадке, отражающей количество пассажиров, реально вылетевших данным рейсом. Обновляемый подсчет по спискам Пассажиров, Допущенных к Посадке, выполняемый после рейса, буде'г использоваться в максимально возможной степени для определения объемов для выставления счетов - с взиманием платы за РВ применительно к каждому Пассажиру, Допущенному к Посадке".
Следовательно, плата за "Passenger Boarded Charges)) не является платой за хранение информации, а представляет собой плату за количество обработанных системой операций по бронированию пассажирами мест на рейсе (обрабатывается персональная информация, информация о рейсе, маршруте, типе ВС и т.д.). Иными словами, Общество уплачивает вознаграждение за количество операций произведенных в системе Amadeus - операций по обработке данных.
Из сопоставления функциональных особенностей систем Amadeus Altea Sell и Altea Plan (приложение N 12 к Соглашению), с учетом методики ценообразования (приложение N 5 к Соглашению), становится очевидным тот факт, что предметом спорного соглашения выступают услуги по обработке информации. Никаких вознаграждений за услуги по хранению информации в адрес Amadeus Соглашение от 01.07.2005 прямо не предусматривает.
Кроме того услуга "Passenger Boarded Charges" подробно описана в дополнении к договору от 17.10.2011 N 875/11, согласно которым данная услуга заключается в бронировании места с регистрацией пассажира (обработка данных о рейсе, маршруте, времени в пути, данных пассажира и т.д.), выдаче посадочного талона пользователями системы ГДС (бланки выдаются под контролем. авиакомпании другими лицами) и предоставлении авиакомпании соответствующей информации. Как правило, такая услуга оказывается через офисы АТО и СТО (терминалы обслуживания в различных местах) компании Amadeus IT Group с использованием систем Amadeus.
Следовательно, данные услуги не являются услугами по хранению данных, как указывает Общество.
Таким образом, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией сделан правильный вывод о том, что Общество в нарушение положений подпункта п. 4 ч. 1 ст. 148, ч. 1, 2 ст. 161, ч. 4 ст. 173 НК РФ в проверяемом периоде не исполнило обязанность в качестве налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДС с сумм доходов, выплаченных в адрес иностранных компаний: Amadeus IT GROUP и Amadeus Global TraVel Distribution, S.A. за оказанные ими услуги.
В этой связи, Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса с начислением пени в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неудержанного и не перечисленного НДС.
В проверяемых периодах (2011-2012 годы) Инспекцией установлены случаи несвоевременного перечисления НДФЛ.
За период с 01.01.2011 по 21.05.2012 инспекция не привлекла
налогоплательщика к ответственности предусмотренной ст. 123 НК РФ на основании ч. 1 ст. 113 НК РФ (истечение срока давности).
За период с 22.05.2012 по 31.12.2012 общество привлечено к ответственности предусмотренной ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 19 482 599 рублей.
по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, ФНС России сумма штрафа уменьшена в два раза, до 9 741 299,50 рублей.
В своем заявлении, поданном в суд, общество указало аналогичные обстоятельства, которые уже были учтены налоговым органом в качестве смягчающих.
Вместе с тем, сам по себе тот факт, что общество является крупным налогоплательщиком не может быть основанием для вывода о наличии смягчающего обстоятельства, поскольку размер оборота в отрыве от других субъективных обстоятельств совершения нарушения налогового законодательства не может свидетельствовать о наличии препятствий для исполнения соответствующей обязанности. При этом следует учитывать, что именно размер оборотов пропорционально влияет на размер штрафа, учитывая порядок его начисления.
При этом отсутствие задолженности по налогам также не свидетельствует о наличии смягчающих обстоятельств, поскольку уплата налогов это обязанность налогоплательщика, предусмотренная законом, за неисполнение которой
предусмотрена ответственность.
Вместе с тем, факт признания вины в совокупности с периодами просрочки, одновременно учитывая предыдущие случаи подобного нарушения налогового законодательства, изложенные в решении позволяет снизить размер штрафа в 2 раза, что и было сделано ФНС России. Оснований для уменьшения штрафа в большем объёме, в том числе учитывая установленные выше обстоятельства не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется, а значит, все заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно вынес оспариваемое решение.
Судом установлено, что между Обществом и иностранной организацией Amadeus IT Group, S.A. (Испания) (далее - "AMADEUS") заключен дистрибьюторский договор от 17.10.2011 N 876/11 (т. 4 л.д. 141-150 (далее -Договор).
Также судом установлено, что в ходе проверки Обществом было представлено Соглашение от 01.07.2005 заключенное с AMADEUS GLOBAL TRAVEL DISTRIBUTION, S.A. (Испания) т.1 л.д. 66-143) об оказании услуг информационных технологий и маркетинга (далее - Соглашение), договор от 17.10.2011 N 875/11 (на оказание дополнительных услуг) т.4 л.д. 53-140) и дополнительное соглашение от 01.06.2011 к глобальному дистрибьюторскому соглашению о полном ассортименте и паритете каналов, заключенное с компанией Amadeus IT Group, S.A. (т. 3 л.д. 121-133). Требования Инспекции и ответы Общества представлены в материалы дела т.4 л.д.10-31.
При доначислении НДС Инспекция исходила из данных содержащихся в указанных договорах, инвойсах, а также из данных отраженных в бухгалтерском и налоговом учете Общества (расчет т. 4 л.д.46-52).
Согласно инвойсам, представленным в Инспекцию в ходе проверки, Обществом оплачивались услуги компании Amadeus IT Group по обработке информации, основными из которых выступают операции бронирования.
Детально операции бронирования описаны в договоре от 17.10.2011 N 876/11 и дополнительном соглашении от 01.06.2011 к глобальному дистрибьюторскому соглашению о полном ассортименте и паритете каналов, согласно которым, операции бронирования выполняются иностранной компанией в глобальной дистрибутивной системе (ГДС).
В соответствии с преамбулой к договорам от 17.10.2011 N 875/11 (т. 4 л.д. 55) и N 876/11 (т. 4 л.д. 141), ГДС - собирает, хранит, обрабатывает, отображает и/или распространяет посредством компьютерных терминалов и иных устройств информацию, относящуюся к воздушным и/или наземным перевозкам, временному пребыванию, позволяет туристическим компаниям бронировать или иным образом подтверждать использование, или делать запросы, или получать информацию в отношении таких продуктов и услуг.
Выполнение операций бронирования в ГДС системе является услугой по обработке информации, поскольку под "Бронированием" понимается пассажирский сегмент, созданный в маршрутной части PNR Amadeus, то есть запись об обработанной в ГДС системе информации, которая предоставляется третьим лицам.
Таким образом, иностранная компания Amadeus IT Group в проверяемом периоде оказывала Обществу услуги по обработке информации, место реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса определяется по месту нахождения покупателя, то есть в настоящем случае -Российская Федерации. Данные услуги являются основными для Общества.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекция не спорит с тем, что в перечень услуг компании Amadeus IT Group входят услуги по хранению данных.
Вместе с тем, услуги хранения информации не являются предметом Соглашения от 10.08.2005, и не являются основными, по отношению к услугам бронирования; им не отведены какие-либо отдельные положения в спорных соглашениях, то есть они являются вспомогательными.
В этой связи к таким услугам подлежат применению положения пункта 3 статьи 148 Кодекса, согласно которым в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
Также согласно пункту 2 (определение услуг) Приложения N 2 к Соглашению от 10.08.2005, Amadeus оказывает Обществу следующие услуги:
* Услуги по Разработке;
* Услуги по Реализации;
* Эксплуатационные Услуги;
* Услуги по Поддержке;
* Услуги по Оказанию Помощи при Прекращении.
Услуг по хранению информации в указанном перечне нет, какие-либо существенные условия договора хранения отсутствуют.
Инспекция обращает внимание суда апелляционной инстанции, что до 2005 года ОАО "Авиакомпания Россия" (ранее именуемое как ФГУАП "Пулково") пользовалось услугами предоставляемыми компанией SITA посредством инвенторной системы Gabriel.
В целях более эффективного использования ресурсов компании, было принято управленческое решение о переходе из системы SITA в систему Amadeus.
Соглашение от 10.08.2005 предусматривает, что AMADEUS GLOBAL TRAVEL DISTRIBUTION, S.A. будет создан "Базисный План" по миграции процессов бронирования из системы SITA в систему Amadeus (пункты 4.1.1-4.3.5 Соглашения от 10.08.2005).
Создание указанного плана входит в раздел услуг по Разработке. Соответственно выполнение плана входит в раздел услуг по реализации. Остальные услуги из перечня являются вспомогательными, но в них также отдельно не выделены услуги по хранению информации.
В соответствии с информацией размещенной 11.08.2005 на официальном сайте ОАО "Авиакомпания Россия" (http://www.russiya-airlines.com), Соглашение от 10.08.2005 подписано "с целью перехода в систему бронирования Amadeus", которая позволит Обществу:
"-более гибко и эффективно управлять ресурсами собственных рейсов, повысить их доходность;
-сосредоточить основную продажу в одной системе бронирования -Amadeus;
-использовать востребованные в настоящее время на рынке сервисные продукты - web-бронирование (бронирование через интернет), электронный тикетинг (оформление билетов только в электронном виде);
-получить возможность вступления в альянсы с другими перевозчиками и обеспечить перспективное развитие авиакомпании".
21 мая 2006 года Общество полностью перешло на систему бронирования компании Amadeus, которая включает в себя две части: Altea Plan и Altea Sell.
Согласно информации размещенной 23.05.2006 на официальном сайте ОАО "Авиакомпания Россия", модуль компании Amadeus "представляет собой систему резервирования, которая обеспечивает нейтральное отображение информации о расписании рейсов, наличии мест и тарифах, взаимодействует с инвенторными системами авиакомпаний и позволяет бронировать авиатранспортные и иные виды услуг".
Аналогичные сведения опубликованы в журналах "Amadeus NewsLetter" N 8 за октябрь 2005 года и N 12 за май 2006 года (размещены на официальном сайте компании Amadeus http://www.amadeus.ru).
После перехода в систему Amadeus Обществом были подписаны соглашения об оказании дистрибутивных услуг (услуги бронирования), в том числе действующие в проверяемом периоде (договорам от 17.10.2011 N 875/11 (т. 4 л.д. 55) и N 876/11 (т. 4 л.д. 141)).
В этой связи, очевидно, что договоры от 17.10.2011 N 875/11 и N 876/11 связаны с Соглашением от 10.08.2005, поскольку оно изначально заключалось е целях использования услуг ГДС системы Amadeus, которая оказывает посредством Altea Sell и Altea Plan использование которых регулируется приложением N 12 к Соглашению от 10.08.2005.
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 12 к Соглашению, Altea Sell обеспечивает функциональные возможности для резервирования, позволяющие:
конфигурировать индивидуальные продукты и услуги Заказчика, в частности, сведения о его заказчиках, характеристики пассажиров, часто пользующихся рейсами Заказчика, сведения о наличии мест, тарифы и предложения по электронной продаже билетов (предложения по электронной продаже билетов за дополнительную плату) (сбор информации);
-обеспечить для Заказчика возможность предлагать пассажирам свои продукты и услуги (обработка информации);
-обеспечивать возможность выбора пассажиром этих продуктов или услуг;
-обеспечивать для пассажиров возможность резервирования (предоставление информации);
-упростить процесс продажи билетов таким пассажирам;
-обеспечить возможность последующих внесений изменений в резервирования, оформляемые пассажирами;
-получать и обрабатывать все сведения о резервированиях, относящихся к сегментам маршрутов Заказчика, оформленных в Системах Третьих Лиц
(начисления осуществляются с использованием вознаграждения за Добавленное Резервирование Третьего Лица);
-получать и обрабатывать все данные электронной продажи билетов, валидизированных Заказчиком и оформленных в Системах Третьих Лиц (услуги, связанные с электронными билетами - за дополнительное вознаграждение).
Например, "для полетов: Функциональные возможности Модуля 1 Altea Sell позволяют Заказчику конфигурировать свои собственные, предпочтительные экраны сведений о наличии мест и графики доступа, а также использовать экраны со сведениями о наличии мест для целей оформления резервирований. Сюда входит информация о графиках, расписаниях, о наличии мест и о схемах установки пассажирских кресел".
Для земли - "Функциональные возможности Модуля 1 Altea Sell позволяют Заказчику осуществлять доступ к экранам расписаний и данных о наличии мест, генерируемым другими провайдерами информации в Amadeus, например, провайдерами размещения в отелях и проката автомобилей, с которыми Amadeus заключила договор о распространении информации, - при условии, что эти провайдеры разрешат Заказчику доступ к этой информации"
Согласно пункту 4.5.1 приложения N 12 к Соглашению процесс управления расписанием Altea Plan обеспечивает возможность:
-автоматического приема расписаний из внешних систем (например, из собственных систем планирования или операционных систем Заказчика) или от определенных партнеров Заказчика по совместному использованию кодов; и
- осуществляемого вручную создания записей расписания через Altea Plan GUI или внесения модификаций в эти записи (сбор информации);
-Выполняется валидизация формата и содержания. В соответствии с правилами автоматизации, определенными Заказчиком, обработка расписания в этом случае запускается автоматически или после того, как пользователь проведет рассмотрение и проверку полученного расписания. Эти расписания затем сохраняются в памяти и распространяются по мере необходимости до требуемого уровня периода рейсов (этот процесс называют также "отделка рейса" - при этом информация, сохраняемая в справочных данных, добавляется к рейсу) (обработка информации).
Если производится обработка модификаций к существующим расписаниям, то при необходимости может быть запущено перераспределение пассажиров;
Затем информация о рейсе используется для создания инвентарных ведомостей дат выполнения индивидуальных рейсов, в которых поддерживаются счетчики имеющихся в наличии свободных мест и резервирований (предоставление информации).
Данная система также позволяет публиковать полученную и обработанную информацию в других системах, в том числе в системах ГДС.
Следовательно, заключение спорных соглашений в отрыве друг от друга (одного из них без заключения другого) не имело бы никакой цели и результата, поэтому услуги, оказанные по Соглашению от 10.08.2005, являются вспомогательными, по отношению к основным услугам по осуществлению операций бронирования.
С учетом изложенных обстоятельств, довод Общества о том, что целью заключения соглашения от 10.08.2005 является создание "Центра Производственных Данных (дата центра)", который был создан в городе Эрдинг (Германия), не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку целью соглашения от 10.08.2005 является миграция в систему бронирования Amadeus.
Дата центр в Эрдинге в действительности создан задолго до заключения Соглашения от 10.08.2005 и предназначен не для хранения данных (которое, безусловно, в нем осуществляется, но не является целью предоставления услуг), а обработки информации.
Так, согласно информации размещенной на официальном сайте Amadeus (http://www.amadeus.com/about/) "Центр обработки данных компании Amadeus в Эрдинге (Германия) является одним из крупнейших в мире центров, специализирующихся на туризме. Ежедневно в Центре осуществляется более 280 миллионов транзакций и обрабатывается более 3 миллионов операций бронирований. В системе Amadeus единовременно могут быть активны более 75 миллионов регистрации пассажиров (PNR или бронирование). В пиковый период через систему проходит более 8700 запросов от пользователей ежесекундно, что в результате составляет более 500 000 обращений к жесткому диску в секунду".
Следовательно, Центр обработки данных компании Amadeus в Эрдинге (Германия) создан, прежде всего, для обработки информации.
В инвойсе, помимо остальных услуг, выделена таблица с наименованием "PRODUCT TYPE: Hosted Services" которая расшифровывается на услугу под наименованием "Passenger Boarded Charges".
Буквальный перевод данных услуг означает; Hosted Services - услуги хостинга, Passenger Boarded Charges - сборы за посадку пассажиров.
Хостинг означает размещение чего-либо на сервере с предоставлением необходимых сервисов (Постановление Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП, ссылка сделана на основании статьи 11 Кодекса). Правильность данной ссылки Общество не опровергает.
Вместо этого, Общество указывает, что перевод слова Hosting, с учетом специфики оказания услуг, должен быть переведен как хранение.
Данные доводы Общества не могут быть признаны обоснованными, поскольку специфика Соглашения от 10.08.2005 сводится к переходу в систему бронирования Amadeus, а не к оказанию услуг по хранению.
Кроме того, иностранное слово Hosting имеет закрепленный перевод и определение, данное в Постановлении Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП.
Хранение информации с русского языка на английский переводится как "Data storage". В этой связи, очевидно, что Общество пытается ввести суд в заблуждение относительно перевода услуг под наименованием "Hosted services".
Согласно пункту 3.3.1 Соглашения, в Приложении N 2 и Приложении N 3 оговорены услуги, которые Amadeus обязуется предоставить Обществу.
Согласно пункту 2 (определение услуг) Приложения N 2 к Соглашению, Amadeus оказывает Обществу следующие услуги:
* Услуги по Реализации;
* Услуги по Разработке;
* Эксплуатационные Услуги;
* Услуги по Поддержке; и
* Услуги по Оказанию Помощи при Прекращении.
Среди данного перечня отсутствуют услуги по хранению информации.
Ссылка Общества на пункт 7.1.3 приложения N 5 к Соглашению (т.1 л.д. 144-150, т.2 л.д. 1-14), обоснованно не принята судом первой инстанции на основании следующего.
Раздел 7 приложения N 5 к Соглашению называется "Прочие начисления", что подтверждает довод Инспекции о второстепенном характере услуг по хранению информации. Пункт 7.1.3 конструктивно входит в параграф 7.1 именуемый "Коммуникационные услуги".
Согласно пункту 7.1.2 приложения N 5 "Заказчик будет осуществлять доступ к инфраструктуре сети Amadeus в Точке Присутствия, в которой будет обеспечиваться межсоединение между сетью Amadeus и сетью Заказчика". В пункте 7.1.3 приложения N 5 указано, что "Точка Присутствия определяется как Центр Данных Amadeus в Erding".
Указанные положения не содержат каких-либо условий о хранении данных.
Общество не учло содержание пункта 7.1.4 приложения N 5, согласно которому "коммуникационные услуги по связыванию Заказчика с этой Точкой Присутствия рассматриваются как услуги, выходящие за пределы сферы действия настоящего договора". В частности в расходы, связанные с оборудованием и поддержкой по другую сторону Точки (Точек) Присутствия не входят в сферу действия Соглашения от 01.07.2005 (см. подпункт "С" пункта 7.1.5 приложения N5).
В Разделе 5 Приложения N 5 к Соглашению определены категории нормирования, на которых основываются Начисления за Операции ("Категории Ценообразования"), которые применяются с момента подключения Общества к Altea Sell и Plan.
Так, в пункте 5.2 Приложения N 5 к Соглашению определены Единицы Ценообразования для "Пассажиров, Допущенных к Посадке":
Компонент - Услуги, связанные с Продажами и Планом Altea;
Категория Ценообразования - Пассажиры, допущенные к посадке на рейсы, выполняемые Заказчиком;
Единица Ценообразования - Плата за Пассажиров, Допущенных к Посадке (РВ).
В соответствии с пунктом 5.2.2 Приложения N 5 к Соглашению, "Пассажиры, Допущенные к Посадке, - это пассажиры, внесенные в документацию как допущенные к посадке на рейс, выполняемый Заказчиком, независимо от того, какая реально использовалась система регистрации, и независимо от места или канала, через который пассажир осуществил резервирование".
В пункте 5.2.4 Приложения N 5 к Соглашению указано: "Выставление Заказчику счетов за Пассажиров, Допущенных к Посадке, в первую очередь основывается на информации о резервированиях, зафиксированной в PNR. Эта информация будет дополняться при регистрации за счет информации о фактическом количестве Пассажиров, Допущенных к Посадке, отражающей количество пассажиров, реально вылетевших данным рейсом. Обновляемый подсчет по спискам Пассажиров, Допущенных к Посадке, выполняемый после рейса, будет использоваться в максимально возможной степени для определения объемов для выставления счетов - с взиманием платы за РВ применительно к каждому Пассажиру, Допущенному к Посадке".
Следовательно, плата за "Passenger Boarded Charges" не является платой за хранение информации, а представляет собой плату за количество обработанных системой операций по бронированию пассажирами мест на рейсе (обрабатывается персональная информация, информация о рейсе, маршруте, типе ВС и т.д.). Иными словами, Общество уплачивает вознаграждение за количество операций произведенных в системе Amadeus - операций по обработке данных.
Вознаграждение в данном случае рассчитывается от реально пролетевших пассажиров и составляет большую сумму, чем обычное бронирование (например, в дальнейшем отмененное).
В этой связи судом верно указано, что никаких положений, относящихся к хранению информации, названные положения не содержат.
Помимо этого, пункт 5.3 Приложения N 5 к Соглашению, предусматривает порядок ценообразования за услуги Резервирования, которые подробно определены в договоре участвующего перевозчика (от 17.10.2011 N 876/11) и представляют собой услуги по обработке информации, с чем Общество не спорит.
Кроме того, судом установлено, что услуга "Passenger Boarded Charges" также подробно описана в дополнении N 6 к договору от 17.10.2011 N875/11, согласно которым данная услуга заключается в бронировании места с регистрацией пассажира (обработка данных о рейсе, маршруте, времени в пути, данных пассажира и т.д.), выдаче посадочного талона пользователями системы ГДС (бланки выдаются под контролем авиакомпании другими лицами) и предоставлении авиакомпании соответствующей информации. Как правило, такая услуга оказывается через офисы АТО и СТО (терминалы обслуживания в различных местах) компании Amadeus IT Group с использованием систем Amadeus.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не оценил соразмерность штрафа совершенному правонарушению, факт признания правонарушения, добровольную уплату, отсутствие вредных последствий, краткосрочность нарушения и осуществление значительных платежей в бюджеты разных уровней, являются необоснованными.
Так, в решении суда установлено, что Общество заявило те же смягчающие обстоятельства, которые заявляло на стадии апелляционного обжалования i вышестоящий налоговый орган. Данный вывод суда Общество в апелляционное жалобе не опровергло. Напротив, Общество указывает, что суд должен бьи оценить те же основания.
В решении суд указал, что факт признания вины в совокупности < периодами просрочки, одновременно учитывая предыдущие случаи подобной нарушения налогового законодательства, позволяют снизить размер штрафа в \ раза, что и было сделано ФНС России. Данные основания из всего перечн. заявленных Обществом являлись обоснованными, как по мнению ФНС России так и по мнению суда первой инстанции.
В этой связи суд правомерно указал, что оснований для уменьшения штраф в большем объеме, в том числе учитывая установленные выше обстоятельства н имеется.
При этом, согласно абзацу 2 пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ с 30.07.2013 N 57 уменьшение штрафа более чем в два раза является правом суда, не обязанностью.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.07.2016 по делу N А40-10394/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10394/2016
Истец: АО "Авиакомпания "Россия", ОАО "Авиакомпания "Россия"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6, ФНС России МИ по крупнейшим налогоплательщикам N 6