Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2017 г. N Ф04-7174/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А46-7465/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14274/2016) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 25 октября 2016 года по делу N А46-7465/2016 (судья Глазков О.В.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), о взыскании задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 255 151 руб. 86 коп.,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента финансов и контроля Администрации города Омска (ИНН 5503023701, ОГРН 1025500741067), департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199),
при участии в судебном заседании представителей:
от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Петровой О.С. (паспорт, доверенность);
от департамента финансов и контроля Администрации города Омска - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее- истец, ОАО "ОмскВодоканал") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ответчик, департамент) о взыскании задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 255 151 руб. 86 коп.
До вынесения судебного акта по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика задолженность за установку общедомовых приборов учета в сумме 132 756 руб. 59 коп.
Решением от 25 октября 2016 года по делу N А46-7465/2016 Арбитражный суд Омской области исковые требования ОАО "ОмскВодоканал" удовлетворил. С департамента в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскана задолженность за установку общедомовых приборов учета в сумме 132 756 руб. 59 коп., а также 4 982 руб. 69 коп. расходов по уплате государственной пошлины. ОАО "ОмскВодоканал" из федерального бюджета возвращено 3 641 руб. 31 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления платежным поручением от 17.05.2016 N 11681.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что расходы на установку общедомового оборудования должны нести наниматели жилых помещений (Постановление Президиума от 11.06.2013 N 15066/12). Отмечает, что согласно решению Омского городского совета от 27.01.2016 N 420 полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда от имени муниципального образования город Омск осуществляет департамент жилищной политики Администрации города Омска, следовательно, департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
ОАО "ОмскВодоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами ответчика.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей департамента и департамента финансов и контроля Администрации города Омска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" высказался согласно отзыву на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя ОАО "ОмскВодоканал", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 23.11.2009 (далее - Закон N 261-ФЗ) ОАО "ОмскВодоканал" в 2013 году произведено оснащение общедомовым прибором учета холодной воды в многоквартирных домах по адресам: ул. 27 Северная, д. 117, ул. 27 Северная, д. 121 Б, ул. 3 Молодежная, д. 73, ул. 5 Кордная, д. 69, ул. Бородина, д. 44А, ул. Дианова, д. 2 корп. 1, ул. Заозерная, д. 11 В, пр-т Комарова, д. 23 корп. 2, пр-т Космический, д. 101 корп. 1, ул. Краснознаменная, д. 2Б, пр-т Менделеева, д. 25 А, пр-т Менделеева, д. 25 Б, ул. Моторостроителей, д. 22, ул. Российская, д. 17, ул. Стрельникова, д. 5, ул. Химиков, д. 12, ул. 26 Северная, д. 19 корп. 1, ул. 6 Станционная, д. 19, ул. Гуртьева, д. 31, ул. 22 Апреля, д. 4Б, ул. 4 Транспортная, д. 32, ул. 5 Рабочая, д. 70 Б, ул. Гуртьева, д. 8А, ул. Жуковского, д. 31 корп. 2, ул. Звездная, д. 2Д, ул. Малиновского, д. 10Б, пр-т Менделеева, д.8А, ул. Моторная, д. 6 корп. 2, ул. Нефтезаводская, д. 31 В, ул. Фугенфирова, д. 2, ул. Фугенфирова, д. 11, ул. Фугенфирова, д. 2 корп. 1, ул. Энтузиастов, д. 23 Б, ул. 21 Северная, д. 165, ул. 22 Апреля, д. 3, ул. 24 Северная, д. 172 Г, ул. 24 Северная, д. 212А, ул. 27 Северная, д. 92, ул. 3 Кордная, д. 18, ул. 3 Молодежная, д. 75, ул. 4 Кордная, д. 45, ул. 5 Кордная, д. 71, ул. 6 Станционная, д. 13 корп. 1, ул. 6 Шинная, д. 18, ул. 6 Шинная, д. 17А, ул. Полторацкого А., д. 50, ул. Заозерная, д. 32, пр-т Космический, д. 97 Д корп. 2, ул. Куйбышева, д. 138, ул. 20 Линия, д. 59 Б, ул. Бархатовой, д. 4А, ул. Силина В.А., д. 7, ул. Гуртьева, д. 29, ул. Дианова, д. 6, ул. Рокоссовского, д. 16, ул. Лукашевича, д. 1 А, пр-т Мира, д. 18, ул. Герцена, д. 252, пр-т Менделеева, д. 2, пр-т Менделеева, д. 17 корп. 3, ул. Рокоссовского д. 10, ул. Блюхера, д. 22, пр-т Маркса, д. 20А.
Для установки общедомовых приборов учета, в том числе и в многоквартирных домах по указанным выше адресам, ОАО "ОмскВодоканал" по результатам конкурса заключило с обществом с ограниченной ответственностью Научно-техническое объединение "Рациональные энергетические системы" (далее ООО "НТО "РЭС") договоры поставки от 08.02.2013 N 334, от 10.04.2012 N 030/404 и договоры подряда от 08.02.2013 N 335, от 10.07.2013 N 979.
В соответствии с договорами поставки ООО "НТО "РЭС" поставило ОАО "ОмскВодоканал" общедомовые узлы учета холодной воды, что подтверждается товарными накладными N 20 от 15.05.2013, N 45 от 19.02.2012, N 10 от 11.04.2013, а также счетами-фактурами N 20 от 15.05.2013, N 45 от 19.02.2012, N 10 от 11.04.2013.
ОАО "ОмскВодоканал" в свою очередь оплатило счета - фактуры платежными поручениями N 5025 от 06.06.2013, N 1021 от 15.02.2013, N 6667 от 15.07.2013.
В соответствии с указанными договорами подряда, по вышеуказанным адресам были установлены узлы учета холодной воды, что подтверждается актами монтажа общедомовых узлов учета холодной воды.
За выполненные работы по монтажу узлов учета холодной воды ООО "НТО "РЭС" выставило счета - фактуры N 50 от 30.08.2013, N 58 от 30.09.2013, N 363 от 15.10.2013, N 23 от 31.05.2013, которые ОАО "ОмскВодоканал" оплатило платежными поручениями N 7138 от 31.03.2013, N 12822 от 17.12.2013, N 12270 от 27.11.2013, N 50 от 30.08.2013.
Таким образом, ОАО "ОмскВодоканал" понесло расходы на приобретение и монтаж общедомовых узлов учета холодной воды по вышеуказанным адресам, в связи с этим у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность их оплаты.
В соответствии с письмами департамента имущественных отношений Администрации города Омска N Исх-ДИО/21404 от 05.11.2013, N Исх-ДИО/19913 от 08.10.2013, N Исх-ДИО/13256 от 27.06.2013, N Исх-ДИО/18107 от 09.09.2013, N Исх-ДИО/15381 от 01.08.2013, N Исх-ДИО/13255 от 27.06.2013, N Исх-ДИО/20270 от 14.10.2013, N Исх-ДИО/19465 от 01.10.2013 в вышеуказанных многоквартирных домах имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г.Омска, утвержденному Решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества г. Омска.
На основании изложенных норм, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска является органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, расположенного в многоквартирных домах, где ОАО "ОмскВодоканал" осуществил установку общедомовых приборов учета и у ответчика возникает обязанность по несению расходов по оплате оказанных истцом услуг по установке указанных приборов учета.
ОАО "ОмскВодоканал" письмом N 4955/16 от 14.04.2016 направило ответчику счета-фактуры на оплату услуг по установке общедомовых приборов учета на общую сумму 255 151 руб. 86 коп. Расчет доли расходов ответчика на установку приборов учета приложен к данным счетам-фактурам.
Отсутствие действий ответчика по оплате оказанных услуг в сумме 132 756 руб. 59 коп. явилось основанием для обращения истца с соответствующим иском в суд.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приведенная норма распространяет свое действие на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирные дома также подлежали оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, осуществляющие снабжение водой или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны устанавливать, заменять и осуществлять эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Также названные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Организации указанной категории обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Поскольку собственники помещений в перечисленных выше многоквартирных жилых домах в установленный Законом N 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность и не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, обязанность оборудовать дома приборами учета в срок до 01.01.2013 перешла к истцу по закону.
Представленными истцом доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета холодной воды в спорных многоквартирных домах. Это обстоятельство не опровергнуто допустимыми доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Как предусмотрено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта (пункт 38.1 Правил).
При этом, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется на основании его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом, в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, приобретает обязанность оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания такого возмещения (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Поскольку из материалов дела следует и ответчиком по существу не оспорено, что в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, департамент обязан оплатить ОАО "ОмскВодоканал" понесенные им расходы на приобретение и установку таких приборов учета.
Обращаясь с требованием о взыскании расходов за установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 132 756 руб. 59 коп., ОАО "ОмскВодоканал" представило расчеты на софинансирование установки общедомового прибора учета.
Расчет истцом произведен исходя из площади находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, расположенных по вышеуказанным адреса по формуле: Si / Sобщ * Qpyб, где Si - площадь помещения, Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений, Qpyб - расходы на установку общедомового прибора учета.
Расчет задолженности ответчиком по существу не оспорен, контррасчет не представлен (учитывая, в том числе то обстоятельство, что расчеты на софинансирование установки общедомового прибора учета были направлены в Департамент одновременно со счетами-фактурами письмом N 4955/16 от 14.04.2016).
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что доказательств погашения задолженности за установку общедомовых прибора учета холодной воды в сумме 132 756 руб. 59 коп. ответчиком не представлено, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании основного долга в указанной сумме.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения содержит плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон N 185-ФЗ) под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
При этом часть 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо относит к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Принимая во внимание смысл приведенных норм действующего жилищного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды представляют собой расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные расходы несет именно собственник помещения многоквартирного дома. Несостоятельным при этом является довод ответчика о том, что расходы на установку общедомового оборудования должны нести наниматели жилых помещений.
Ссылка департамента на Постановление Президиума от 11.06.2013 N 15066/12, обоснованно не принята судом, поскольку данным постановлением разрешен вопрос относительно обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги. При этом расходы на установку общедомового оборудования, исходя из указанной нормы, не могут быть расценены как плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Апелляционный суд не принимает ссылку ответчика и на решение Омского городского совета от 27.01.2016 N 420, в обоснование довода о том, что департамент является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, поскольку ОАО "ОмскВодоканал" осуществило установку общедомовых приборов учета в 2013 году, а полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда перешли от ответчика к департаменту жилищной политики Администрации города Омска только с 2016 года.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25 октября 2016 года по делу N А46-7465/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7465/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2017 г. N Ф04-7174/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ОмскВодоканал"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Департамент городского хозяйства Администрации г Омска, Департамент финансов и контроля Администрации г Омска