Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции отменено
г. Ессентуки |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А22-833/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А22-833/2016
по иску открытого акционерного общества "Калмыцкое дорожное управление" (ОГРН 1080816004488, ИНН 0816005701),
к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (ОГРН 1050866796133, ИНН 0814166710), Министерству финансов Республики Калмыкия (ОГРН 1020800769208, ИНН 0814026720)
о взыскании денежных средств в размере 3 827 914, 34 руб.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Калмыцкое дорожное управление": представитель Лиджиев А.В. по доверенности от 26.09.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Калмыцкое дорожное управление" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - министерство) о взыскании задолженности по внедоговорным объемам стоимости работ на общую сумму 2 815 070, 93 руб., из которых задолженность за фактически выполненный объем работ сверх лимитов по зимнему содержанию автомобильных дорог по договорам N 31-36 от 08.12.2015 в размере 325 954, 93 руб., задолженность за фактически выполненный объем работ сверх лимитов по зимнему содержанию автомобильных дорог в 2016 году по договорам N 33-43 от 11.01.2016 в размере 2 489 116 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2016 в удовлетворении исковых требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в отсутствии договора, либо соглашения об увеличении объема и цены выполняемых работ по договорам, подрядчик в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не может требовать от заказчика оплаты стоимости дополнительно выполненных работ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение от 30.06.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что отсутствие дополнительного соглашения к договорам или нового договора не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку работы по факту выполнены и приняты ответчиком без замечаний.
Определением от 04.10.2016 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А22-833/2016 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел судом первой инстанции, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Республики Калмыкия (далее - министерство финансов).
В ходе рассмотрения искового заявления истец частично отказался от иска на сумму 980 000 руб. задолженности за выполненные работы по зимнему содержанию автомобильных дорог в 2016 году по договорам N 33-43 от 11.01.2016 и 32 843, 41 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.07.2016 по 17.03.2016.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Данный отказ не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права третьих лиц.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от иска в указанной истцом части. В связи с этим производство по делу в части подлежит прекращению с отменой в части по данному основанию принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представитель общества поддержал частичный отказ от иска, просил исковые требования на сумму 2 815 070, 93 руб. удовлетворить.
От министерства финансов поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому просили в удовлетворении исковых требований общества отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 14.11.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводы заявителя апелляционной жалобы, отзывов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для отмены оспариваемого судебного акта, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В пункте 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, дается понятие государственного или муниципального контракта как договора, заключенного органом государственной власти или органом местного самоуправления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего спора является взыскание задолженности за фактически выполненный объем работ (сверх лимитов) по зимнему содержанию автомобильных дорог по договорам.
Согласно Положению о Министерстве финансов Республики Калмыкия, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2005 N 418 (в редакции от 02.08.2011 N 242), Министерство финансов Республики Калмыкия является финансовым органом, организующим исполнение республиканского бюджета в пределах фактических поступлений доходов в республиканский бюджет, устанавливает порядок доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
Частью 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
Принимая по внимание изложенное, и учитывая, что оспариваемым решением затрагиваются права министерства финансов, как распорядителя бюджетных средств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с привлечением его к участию в деле в качестве соответчика в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу заявленных требований суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца о взыскании задолженности за фактически выполненный объем работ (сверх лимитов) по зимнему содержанию автомобильных дорог по договорам подлежат удовлетворению, на основании следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы закона, в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, 08.12.2015 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 31 на выполнение работ по зимнему содержанию в 2015 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста - Арзгир-Минеральные воды км. 0 - км. 34 (далее - договор N 31). По условия договора N 31 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 14-18).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.12.2015; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 500 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
08.12.2015 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 32 на выполнение работ по зимнему содержанию в 2015 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Арзгир - Минеральные воды км. 34 - км. 76,83 (далее - договор N 32). По условиям договора N 32 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 19- 23).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.12.2015; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 98 500 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
08.12.2015 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 33 на выполнение работ по зимнему содержанию в 2015 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Ики-Бурул-Чолун Хамур км. 0 - км. 52 (далее - договор N 33). По условиям договора N 33 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 24-28).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.12.2015; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 90 000 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
08.12.2015 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 34 на выполнение работ по зимнему содержанию в 2015 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Ики-Бурул-Чолун Хамур км. 52 - км. 92 (далее - договор N 34). По условиям договора N 34 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 29-33).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.12.2015; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 70 000 руб. 00 коп.. является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
08.12.2015 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 35 на выполнение работ по зимнему содержанию в 2015 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Ремонтное (далее - договор N 35). По условиям договора N 35 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 34-38).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.12.2015; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 80 000 руб. 00 коп.. является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
08.12.2015 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 36 на выполнение работ по зимнему содержанию в 2015 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения Северная объездная вокруг г. Элиста (далее - договор N 36). По условиям договора N 36 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 39-43).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.12.2015; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 58 938 руб. 07 коп.. является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 33 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Арзгир-Минеральные воды км. 0 - км 13 в 2016 году (далее - договор N 33). По условиям договора N 33 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 105-108).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 840 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 34 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Арзгир-Минеральные воды км. 13 - км. 34 в 2016 году (далее - договор N 34). По условиям договора N 34 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 109-112).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 848 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 35 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Арзгир-Минеральные воды км. 34 - км. 55 в 2016 году (далее - договор N 35). По условиям договора N 35 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 113-116).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 965 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 36 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Арзгир-Минеральные воды км. 55 - км. 76,83 в 2016 году (далее - договор N 36). по условиям договора N 36 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 117-120).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 410 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 37 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Ики-Бурул-Чолун Хамур км. 0 - км. 45 в 2016 году (далее - договор N 37). По условиям договора N 37 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 121-124).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 600 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 38 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Ики-Бурул-Чолун Хамур км. 45 - км. 92 в 2016 году (далее - договор N 38). По условиям договора N 38 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 125-128).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 99 840 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Так же 11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 39 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста-Ремонтное на участке км. 2,6 - км. 14,6 в 2016 году (далее - договор N 39). По условиям договора N 39 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 129-132).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 87 000 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 40 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Элиста - Ремонтное на участке км. 14,6 - км. 24,6 в 2016 году (далее - договор N 40). По условиям договора N 40 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 133-136).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 73 000 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 41 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Северная объездная вокруг г. Элиста на участке км. 0 - км. 3,5 в 2016 году (далее - договор N 41). По условиям договора N 41 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д.137-140).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 78 000 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 42 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Северная объездная вокруг г. Элиста на участке км. 3,5 - км. 6,8 в 2016 году (далее - договор N 42). По условиям договора N 42 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 141-144).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 73 497 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
11.01.2016 между министерством и обществом в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключен договор N 43 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Подъезд от автомобильной дороги федерального значения Подъезд к г. Элиста от автомобильной дороги федерального значения М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани к Аэропорту в 2016 году (далее - договор N 43). По условиям договора N 43 подрядчик обязался в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по договору, а заказчик принять и оплатить в соответствии с разделом 2 настоящего договора надлежащим образом выполненные работы (том 1, л.д. 145-148).
Из главы 1, 2 договора следует, что источником финансирования являются средства республиканского бюджета; окончание срока выполнения работ - 31.01.2016; работа считается выполненной после подписания сторонами акта выполненных работ; цена договора, подлежащая оплате за выполненные работы, в соответствии с п. 1.1 договора, составляет 70 000 руб. 00 коп., является твердой в течение срока выполнения работ и изменению не подлежит, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Главой 3 указанных выше договоров предусмотрено право заказчика изменять состав работ в зависимости от сложившихся погодных условий в пределах цены договоров, путем заключения дополнительных соглашений к договорам (пункт 3.4.5), а также обязанность заказчика отказаться от оплаты выполненных подрядчиком работ, не предусмотренных договором (пункт 3.2.3).
В доказательства заявленных исковых требований истец представил копии: актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 27.01.2016, справок о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) от 25.01.2016, журнала работ по зимнему содержанию в 2015-2016 году автомобильных дорог общего пользования регионального значения протяженностью 202,78 км., подписанных со стороны ответчика (заказчика) без возражений (том 1, л.д. 49-84, 93-104).
Истец, ссылаясь, что в результате выполнения принятых им обязательств по вышеуказанным договорам, осуществил работы на большую сумму, чем предусмотрено договорами, обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствии договора, либо соглашения об увеличении объема и цены выполняемых работ по договорам, подрядчик в силу положений Закона N 44-ФЗ не может требовать от заказчика оплаты стоимости дополнительно выполненных работ. Данный вывод суда является ошибочным на основании следующего.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договоров) предусмотрено, что должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договоров) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на закупку услуг для государственных (муниципальных) нужд регламентируется Законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Истец в подтверждение выполнения работ представил в материалы дела копии: актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 27.01.2016; справок о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) от 25.01.2016; журнала работ по зимнему содержанию в 2015-2016 году автомобильных дорог общего пользования регионального значения протяженностью 202,78 км., подписанных со стороны ответчика (заказчика) без возражений.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что работы выполнены истцом при отсутствии возражений со стороны ответчика, в том числе к объему и качеству.
В силу правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 N 308-ЭС14-2538 и от 08.12.2015 N 22-КГ15-10, фактическое выполнение работ для государственных нужд без заключения государственного или муниципального контракта влечет возникновение неосновательного обогащения у государственного или муниципального заказчика лишь в случае, если отношения между заказчиком и подрядчиком носят длящийся (регулярный) характер, работы не терпят отлагательства, деятельность подрядчика направлена на защиту охраняемого публичного интереса, нет претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ.
Из материалов дела следует, что истец фактически на регулярной основе осуществлял выполнение работ для нужд Республики Калмыкия. Действия истца направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов. Выполнение истцом работ имело существенное значение для ответчика, поскольку необходимость и безотлагательность работ связана с содержанием автомобильных дорог общего пользования регионального значения в зимнее время.
В материалы дела представлено письмо Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" N 921 от 05.10.2016 о метеорологических данных по метеостанциям Элиста и Ики-Бурул за декабрь 2015, январь - февраль 2016 года, подтверждающее неблагоприятные погодные условия в спорный период. В подтверждение неблагоприятных погодных условий в материалы дела представлено предписание МВД по РК отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения по РК N 14 от 11.01.2016, адресованное министерству, согласно которому в целях устранения зимней скользкости необходимо произвести посыпку песчано-солевой смесью на автомобильных дорогах (том 3).
Кроме того, согласно письму N 3 от 11.01.2015 истец уведомляет ответчика, что для обеспечения безопасности проезда, ликвидации гололедицы и снежных заносов на дорогах, им выполнены работы сверх контрактных условий, просил уточнить о необходимости продолжения работ. Письмом N 02-09/54-КБ от 12.01.2016 министерство просило продолжить работы по зимнему содержанию обслуживаемых автомобильных дорог общего пользования в счет будущих заключенных контрактов в 2016 году. Следовательно, данную просьбу министерства следует расценивать как его согласие на выполнение обществом дополнительного объема работ. Таким образом, общество на регулярной основе продолжало выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства до момента заключения договора в установленном порядке. При этом, проявляя должную осмотрительность, заказчик не мог не знать о стоимости фактически выполненных работ, и должен был обеспечить соответствующее финансирование и при необходимости заключить дополнительное соглашение к договорам или заключить новый договор.
Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, то отсутствие заключенного между сторонами в соответствии с Законом N 44-ФЗ государственного контракта, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, установленных судом, не может влечь отказ в удовлетворении заявленных истцом требований.
Следовательно, отказ в иске является существенным нарушением норм материального права, которое повлияло на исход дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, проверив расчет истца, приняв во внимание длящийся характер отношений, отсутствие возражений ответчика по размеру исковых требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований общества.
В соответствии с Законом Республики Калмыкия "О республиканском бюджете на 2016 год" бюджетные ассигнования на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения по подпрограмме "Реализация мероприятий по осуществлению дорожной деятельности" государственной программы Республики Калмыкия "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2017 годы" предусмотрены Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в объеме 53,8 млн. рублей.
По заявке Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия за счет перераспределения увеличены бюджетные ассигнования на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в объеме 5 млн. рублей.
Следовательно, Министерство финансов Республики Калмыкия не является главным распорядителем средств по указанным расходам, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Таким образом, с министерства подлежит взысканию в пользу общества 2 815 070 руб. 93 коп. долга.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.06.2016 по делу N А22-833/2016 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении уточненных исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.06.2016 по делу N А22-833/2016 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять частичный отказ открытого акционерного общества "Калмыцкое дорожное управление" от иска на сумму 1 012 843 руб. 41 коп.
Производство в указанной части по делу прекратить.
Исковые требования открытого акционерного общества "Калмыцкое дорожное управление" удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (ОГРН 1050866796133, ИНН 0814166710) в пользу открытого акционерного общества "Калмыцкое дорожное управление" (ОГРН 1080816004488, ИНН 0816005701) 2 815 070 руб. 93 коп. долга и 3 000 руб. возмещения расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-833/2016
Истец: ОАО "КАЛМЫЦКОЕ ДОРОЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, ТРАНСПОРТУ И ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИИ
Третье лицо: Министерство Финансов Республики Калмыкия