г. Красноярск |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А33-15586/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от Первого заместителя прокурора Красноярского края - Кулябовой Ю.А. - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" октября 2016 года по делу N А33-15586/2016, принятое судьёй Кужлевым А.В.,
установил:
первый заместитель прокурора Красноярского края в интересах Российской Федерации в лице Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915, г. Красноярск), к промыслово-заготовительному обществу с ограниченной ответственностью "Мал-Яр" (ИНН 2442007373, ОГРН 1022401132390, д. Голубая) о признании недействительным в силу ничтожности договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается от 27.01.2016 N ВБР 24.0017.16, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и промыслово-заготовительным обществом с ограниченной ответственностью "Мал-Яр".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.10.2016 иск удовлетворен. Признан недействительным договор пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается от 27.01.2016 N ВБР 24.0017.16, заключенный министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и промыслово-заготовительным обществом с ограниченной ответственностью "Мал-Яр".
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что согласно части 2.1 статьи 33.4 Федерального закона Российской Федерации от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допускается осуществление промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах без предоставления рыбопромыслового участка, закон не содержит прямого запрета на осуществление промышленного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка; договор от 27.01.2016 N ВБР 24.0017.16 заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, в которых считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 19.12.2016.
В судебном заседании представитель Первого заместителя прокурора Красноярского края поддержал возражения на жалобу, изложенные в отзыве, согласен с решением суда первой инстанции. Представитель полагает, что предоставление права на пользование водными биоресурсами при отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка направлено на обход установленных законом процедур, что создает преимущественное положение по сравнению с иными заинтересованными лицами и ограничивает конкуренцию.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
27.01.2016 между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Мал-Яр" (пользователь), на основании статьей 16 и 33.4. Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами общий допустимый улов которых не устанавливается", заключен договор N ВБР.24.0017.16 пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора министерство, действующее в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, предоставляет, а пользователь приобретает право на добычу (вылов) следующих биологических ресурсов, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается (водные биоресурсы), в целях осуществления промышленного рыболовства на Саяно-Шушенском водохранилище (в границах залива Кантегир на территории Красноярского края): налим - 0,50 т., щука - 0,50 т., лещ - 0,50 т., плотва - 0,50 т., окунь - 0,50 т., всего в объеме 2,50 тонн.
В соответствии с пунктом 4 договор считается заключенным с даты его подписания сторонами. Срок действия договора установлен по 31.12.2016.
В материалы дела представлено письмо Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 11.05.2016 N МПР/7-13200, адресованное заместителю прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры, в котором сообщено, что за период февраль 2016 года - истекший период 2016 года заключено 10 договоров пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, в том числе с ООО "Мал-Яр" (N ВБР.24.0017.16) у которого отсутствует договор о предоставлении в пользование рыбопромыслового участка. При заключении договоров министерство руководствовалось решением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2011 N А03-4177/2010 и разъяснениями Федерального агентства по рыболовству от 14.01.2013 N 73-ВС/У05 и от 14.01.2013 N 74-ВС/У05, а также письмом Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 22.03.2013 N 03-18/319.
Ответчик (Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края), возражая против удовлетворения иска, представил в материалы дела следующие документы:
- письмо от 27.05.2014 N 3147-ВС/У05 Федерального агентства по рыболовству, адресованное Енисейскому территориальному управлению Росрыболовства, согласно которому при выдаче пользователям разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов рекомендовано руководствоваться разъяснениями Росрыболовства (письмо от 14.01.2013 N 74-ВС/У05);
- письмо от 30.05.2014 N 3236-ВС/У05 Федерального агентства по рыболовству, адресованное министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края о необходимости утверждения изменений в перечень рыбопромысловых участков, а также организации проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства;
- письмо от 14.01.2013 N 73-ВС/У05 Федерального агентства по рыболовству, адресованное территориальным управлениям Росрыболовства об осуществлении рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка;
- распоряжение N 5-р от 17.02.2012 о выдаче разрешений Азово-Черноморским и Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства на добычу вылов (водных) биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства;
- письмо от 14.01.2013 N 73-ВС/У05 Федерального агентства по рыболовству, адресованное территориальным управлениям Росрыболовства о направлении копии протокола от 27.12.2012 N 21-25;
- копию протокола совещания у директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности М.О. Орлова от 27.12.2012. N 21-25.
ООО "Мал-Яр" просило в иске отказать, ссылаясь на то, что нормами права установлена возможность осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водах без предоставления рыбопромыслового участка.
Прокурор, обращаясь с настоящим иском, полагает, что спорный договор N ВБР.24.0017.16 заключен с нарушением закона (статей статьями 19, 33.3, 33.4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а именно предоставление права на пользование водными биоресурсами при отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка направлено в обход установленных законом процедур) и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор пользования водными биологическими ресурсами, которые не отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается N ВБР 24.0017.16, заключенный 27.01.2016 между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и промыслово-заготовительным обществом с ограниченной ответственностью "Мал-Яр", является недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в нарушение требований статей 19, 33.3, 33.4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" заключен в отсутствие договора на предоставление рыбопромыслового участка.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании договора от 27.01.2016 N ВБР 24.0017.16 пользования водными биологическими ресурсами недействительным (т.1 л.д. 16-18, 39-41).
Порядок возникновения права пользования водными биологическими ресурсами и заключения соответствующих договоров регламентирован Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 названного Закона.
В силу части 2.1 статьи 33.4 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.
Частями 1, 3 статьи 33.3 Закона о рыболовстве предусмотрено, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Перечень рыбопромысловых участков Красноярского края утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 17.07.2014 N 1/760-д.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае осуществление промышленного рыболовства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями возможно только при наличии договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка. При этом, только наличие последнего дает возможность заключить договор пользования водными биологическими ресурсами.
Согласно части 2 статьи 14.1 Закона о рыболовстве органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.
Заключение договоров пользования водными биологическими ресурсами в отсутствие договора о предоставлении рыбопромыслового участка, который должен быть заключен с соблюдением публичной процедуры конкурса на право заключения такого договора, нарушает требования статей 14.1, 19, 33.3, 33.4 Закона о рыболовстве и свидетельствует о создании более выгодных условий деятельности ООО "Мал-Яр" по сравнению с другими юридическими и физическими лицами, которые могут получить право пользования водными биологическими ресурсами при условии заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка по результатам проведения конкурса.
Достаточным основанием для вывода о нарушении вышеуказанных требований закона является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, что имеет место в настоящем случае заключения ответчиками спорного договора без заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что предоставление права на пользование водными биоресурсами при отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка направлено на обход установленных законом процедур, что создает преимущественное положение субъектам деятельности и ограничивает конкуренцию, является обоснованным.
Ввиду того, что договор от 27.01.2016 N ВБР 24.0017.16 заключен с нарушением требований, установленных Законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ, чем затрагиваются права и интересы третьих лиц, суд правомерно признал оспариваемый договор недействительным в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на распоряжение Росрыболовства от 17.02.2012 N 5-р, письма Росрыболовства от 14.01.2013 N 74-ВС/У05, от 27.05.2014 N 3147-ВС/У05, которые не содержат обязательных к применению правовых норм, основанием для иного толкования вышеуказанных положений законодательства не является и на выводы суда не влияет.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права относительно сложившихся правоотношений сторон и не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств, поэтому подлежат отклонению в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-15586/2016 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" октября 2016 года по делу N А33-15586/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15586/2016
Истец: Енисейское ТУ Федерального агентства по рыболовству, Первый заместитель прокурора Красноярского края
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ООО Промыслово-заготовительное "Мал-Яр"