Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2017 г. N Ф08-2159/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2016 г. |
дело N А32-1538/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 по делу N А32-1538/2016, принятое в составе судьи Данько М.М., по заявлению администрации муниципального образования город Краснодар к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, при участии третьего лица Коршунова Григория Владимировича, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление, заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или об отказе в безвозмездной передаче земельного участка, из федеральной собственности в муниципальную собственность;
обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171 площадью 761 кв. м, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" (далее - спорный земельный участок), безвозмездно из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 признан незаконным отказ управления от 16.10.2015 N 08/16-157 в безвозмездной передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную. Суд обязал управление в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу принять решение о передаче спорного земельного участка безвозмездно из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар и направить администрации муниципального образования город Краснодар решение о передаче.
Судебный акт мотивирован тем, что управлением не доказано наличие обстоятельств, препятствующих передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Также суд указал, что смена собственника земельного участка фактически не повлияет на права арендатора спорного земельного участка, поскольку в силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) переход права собственности на спорный земельный участок в другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды земельного участка, а влечёт только изменения арендодателя в существующем арендном правоотношении.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что спорный земельный участок находится в пользовании по договору аренды у Кутченко Д.А.; основания для досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по инициативе арендодателя, предусмотренные статьёй 619 ГК РФ, отсутствуют. Мотивы необходимости приобретения спорного земельного участка в муниципальную собственность в заявлении администрации не приведены, тогда как по смыслу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 N 234-О-Р, такое обоснование является обязательным. Также управление считает, что судом необоснованно не исследован вопрос о наличии на спорном земельном участке объектов капитального строительства, являющихся основанием для возникновения прав собственника недвижимости в отношении соответствующей части спорного земельного участка.
В дополнении к апелляционной жалобе управление указало, что предметом спора по настоящему делу является земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:172, тогда как решение принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171. Данный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:171 является предметом спора по делу N А32-1535/2016.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просила оставить решение суда без изменения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 осуществлена процессуальная замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кутченко Дениса Александровича на Коршунова Григория Владимировича.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно данным публичной кадастровой карты сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0119002:171 внесены в государственный кадастр недвижимости 22.04.2011, что подтверждается копией кадастрового паспорта на спорный земельный участок (том 1, л.д. 12 - 15).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.06.2015 N 23/001/058/2015-1379 собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171 площадью 761 кв. м, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Литовский, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", является Российская Федерация (том 1, л.д. 16 - 17).
В целях реализации положений, установленных пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса, администрация обращалась в управление с заявлениями от 22.07.2015 N 9737/01 (том 1, л.д. 10 - 11) и от 16.09.2015 N 12667/01 (том 1, л.д. 8 - 9) о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171 площадью 761 кв. м, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Письмом от 16.10.2015 N 08/16157 управление указало, что земельный участок находится в аренде для сельскохозяйственного использования, и согласно пункту 6 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, а также карте градостроительного зонирования территории муниципального образования город Краснодар находится в жилой территориальной зоне. В указанном письме управление разъяснило заявителю порядок представления земельных участков в аренду для жилищного строительства.
Не согласившись с бездействием управления по передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ) в Земельный кодекс внесена глава V.5 "Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон N 171-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2015 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов (пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ, вступившего в законную силу с 09.12.2015).
На момент обращения администрации в управление (22.07.2015 и 18.09.2015) норма подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса действовала в иной редакции, предусматривающей, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Таким образом, Земельным кодексом установлена возможность безвозмездной передачи земельного участка, при соблюдении установленного порядка, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса:
1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;
6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", и (или) Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства";
9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги";
12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен ст. 39.31 Земельного кодекса и заключается в следующем:
- передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества;
- в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости;
- в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости);
- не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Из материалов дела следует, что администрация обращалась в управление с заявлениями от 22.07.2015 N 9737/01 (том 1, л.д. 10 - 11) и от 16.09.2015 N 12667/01 (том 1, л.д. 8 - 9) о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171 площадью 761 кв. м, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 (п. 15) утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар.
Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 (п. 6) на территории муниципального образования город Краснодар утверждены правила землепользования и застройки.
Сведения о спорном земельном участке с кадастровым номером 23:43:0119002:171 внесены в государственный кадастр недвижимости 22.04.2011.
Пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса предусмотрены основания для принятия решения об отказе в передаче земельного участка в муниципальную собственность:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Отказывая в передаче испрашиваемого земельного участка, управление указало на то, что спорный земельный участок предоставлен в аренду для сельскохозяйственного использования. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодара вид разрешенного использования земельных участков изменен с "для сельскохозяйственного использования" на "для многоэтажного жилищного строительства" или "для индивидуального жилищного строительства".
По мнению управления, переход права собственности из федеральной в муниципальную на данные земельные участки не обеспечит соблюдение действующего земельного законодательства, надлежащее использование земельных участков.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства не предусмотрены в качестве оснований для отказа в передаче земельного участка из федеральной в муниципальную собственность в порядке главы V.5 Земельного кодекса.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в заявлениях администрации обязательного обоснования необходимости передачи земельного участка в муниципальную собственность не соответствует положениям главы V.5 Земельного кодекса, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции.
Наличие обременения в виде аренды со стороны третьего лица в отношении земельного участка в соответствии с положениями п. 7 ст. 39.31 Земельного кодекса не является основанием для отказа в передаче данного земельного участка в муниципальную собственность. Передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав арендатора. Согласно статье 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Таким образом, факт перехода прав на имущество, переданного в аренду к другому лицу, не может повлиять на арендные отношения и не влечет нарушение прав арендатора.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предметом спора по настоящему делу является земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:172, тогда как решение принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171, который, в свою очередь, является предметом спора по делу N А32-1535/2016, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе, заявлениям администрации от 22.07.2015 N 9737/01 (том 1, л.д. 10 - 11) и от 16.09.2015 N 12667/01 (том 1, л.д. 8 - 9) о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171 площадью 761 кв. м, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, пр. 1-й Лиговский, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Вместе с тем в ходе рассмотрения апелляционной жалобы судом установлено, что Кутченко Д.А. уступил свои права по договору аренды спорного земельного участка Коршунову Г.В. В подтверждение указанного обстоятельства Коршунов Г.В. представил копию решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 09.06.2016 по делу N 2-2728/16, договор уступки прав по договору аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171, выписку из ЕГРП, подтверждающую регистрацию обременения данного земельного участка в виде аренды в пользу Коршунова Г.В.
Также судом было установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 09.06.2016 по делу N 2-2728/16 были удовлетворены, в том числе, требования Коршунова Г.В. об обязании управления заключить договор купли-продажи спорного земельного участка в пользу указанного лица.
Апелляционным определением от 27.09.2016 решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 09.06.2016 оставлено без изменения.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции управление обязано заключить договор купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:171 с Коршуновым Григорием Владимировичем по цене кадастровой стоимости 8 751,50 рублей.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность, поскольку иное нарушит права и законные интересы третьего лица - Коршунова Г.В., право которого на приобретение земельного участка в собственность установлено вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции.
В связи с чем решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, в удовлетворении заявления администрации надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 по делу N А32-1538/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1538/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2017 г. N Ф08-2159/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО город Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Третье лицо: Коршунов Григорий Владимирович, Кутченко Д А, Кутченко Денис Александрович, Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае