Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2017 г. N Ф07-2294/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А42-1074/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: Коломиец А.Е. дов. от 25.02.2016, Исакова А.И. дов. от 25.02.2016
от заинтересованного лица: Романова Е.Д. дов. от 22.01.2014 N 25-22/01008, Ларионовой А.Н. дов. от 17.05.2016 N 04-22/07318
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мурманской таможни (регистрационный номер 13АП-30096/2016) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2016 по делу N А42-1074/2016 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "Айсберг-Норд"
к Мурманской таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "Айсберг-Норд" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Мурманской таможни (183010, г.Мурманск, ул.М.Горького, д.15, ОГРН 1025100864095; далее - таможенный орган) от 30.12.2015 N 10207000/400/301215/Т0037, требования об уплате таможенных платежей от 20.01.2016 N 6 и возврате излишне уплаченных таможенных платежей и пени в размере 3 720 505,14 рублей, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "Айсберг-Норд" требования удовлетворены. Признаны недействительными решение Мурманской таможни от 30.12.2015 N 10207000/400/301215/Т0037 и требование от 20.01.2016 N6. Суд обязал Мурманскую таможню возвратить ООО "Айсберг-Норд" излишне уплаченную сумму таможенных платежей и пеней в размере 3 720 505,14 рублей. С Мурманской таможни в пользу ООО "Айсберг-Норд" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Мурманская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что материалами дела подтверждается несоблюдение обществом совокупности требований пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее-ТК ТС), выразившееся не только в возможности проведения операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения сохранности и эксплуатации судна, но и поддержания судна в состоянии, в котором оно находилось на день вывоза. Потребность в ремонте судна возникла еще до начала международной перевозки и была обусловлена необходимостью выполнения классификационных освидетельствований РМРС в установленный срок. Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения оспариваемых решения и требования, с доначислением обществу таможенных платежей.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 22.11.2014 рыбопромысловое судно М-0342 "Лазурный", собственником которого является ООО "Айсберг-Норд", было вывезено с таможенной территории Российской Федерации из порта Мурманск с целью осуществления промысла водных биологических ресурсов.
25.01.2015 судно прибыло в порт Мурманск, капитаном судна, как представителем судовладельца, поданы документы, которые свидетельствовали, что судно ввозится на таможенную территорию Таможенного союза после временного вывоза транспортного средства с полным освобождением от таможенных платежей.
В числе документов была подана генеральная декларация, из которой следовало, что осуществлен промысел с кратким описанием груза и в период нахождения судна за пределами таможенной территории Таможенного союза в отношении него был выполнен ряд ремонтных работ, а именно, произведен доковый ремонт судна М-0342 "Лазурный", в том числе, очистка (окраска) корпуса, замена цинковых протекторов на корпусе судна, ремонтные работы гребного устройства, уплотнений дейдвуда Simplex, рулевого устройства, ремонтные работы донно-забортной арматуры, забортных отливных клапанов, приварных патрубков, кингстонов и кингстонных выгородок, ремонтные работы горловины топливных танков, зачистка дейдвудной трубы, дополнительные работы по (теплоизоляции) бетонированию палубы в морозильном трюме N 2, ремонтные работы планетарного редуктора, поворотного ролла 1 к-т сетевыборочного комплекса Triplex, изоляция трюма.
Таможенным органом в отношении общества проведена камеральная проверка на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза по вопросу соблюдения таможенного законодательства, полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин и налогов при обратном ввозе 25.01.2015 на таможенную территорию Таможенного союза морского судна М-0342 "Лазурный".
В ходе проверки установлено, что 03.12.2014 по 24.12.2014 в порту Таллин (Эстония) проведен ремонт судна М-0342 "Лазурный" в связи с увеличением суточной утечки масла из носового дейдвуда (до выхода в рейс утечка масла составляла 10 литров, в рейсе утечка увеличилась до 13 литров).
По мнению таможенного органа, выполненные за пределами таможенной территории Таможенного союза в отношении судна М-0342 "Лазурный" ремонт и освидетельствование судна были направлены исключительно на выполнение требований РМРС для предъявления судна к промежуточному освидетельствованию в конкретный срок, а не в связи с возникшей необходимостью проведения ремонтных работ во время международной перевозки. Таможня считает, что в рассматриваемом случае невозможно применение подпункта 3 пункта 1 статьи 347 ТК ТС, поскольку обществом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие, что в период с 22.11.2014 по 03.12.2014 с судном М-0342 "Лазурный" произошел аварийный случай.
По результатам проверки таможенным органом составлен акт от 30.12.2015 и принято решение от 30.12.2015 N 10207000/400/301215/Т0037 о взыскании с общества в силу статьи 262 ТК ТС неуплаченных таможенных платежей в установленном порядке и выставлено требование об уплате таможенных платежей от 20.01.2016 N 6 на сумму 3 720 505,14 рублей, из которых 379 717,01 рублей таможенные платежи и 340 788,13 рублей пени.
ООО "Айсберг-Норд" не согласилось с решением таможенного органа по тем основаниям, что спорное транспортное средство международной перевозки, принадлежащее обществу, зарегистрировано в РМРС, поэтому освобождено от обязанности по уплате таможенных пошлин, выполненные на судне работы были направлены на поддержание судна в годном техническом состоянии в период эксплуатации. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, дал оценку обстоятельствам дела, указав на отсутствие правовых оснований для принятия спорного решения и выставления требования.
Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 285 ТК ТС временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.
Таможенная процедура временного вывоза действует до истечения сроков временного вывоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного вывоза (временного вывоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в соответствии со статьей 288 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром Таможенного союза и зарегистрировано на территории государства - члена Таможенного союза за лицом государства - члена Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названного пункта и пунктом 4 названной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
В силу пункта 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:
1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
Согласно статье 254 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают:
1) переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
3) ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
Таким образом, условиями освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки являются: совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза; потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке, а также в случае аварии.
Суд первой инстанции, оценив представленные обществом документы, сделал вывод, что произведенные на судне ремонтные работы относятся к текущему ремонту, выполняемому для поддержания технико-эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с заменой соответствующего оборудования, поэтому данные работы освобождаются от уплаты таможенных платежей. Указанный вывод является ошибочным.
Как следует из материалов дела, рыбопромысловое судно М-0342 "Лазурный" 22.11.2014 убыло с таможенной территории Российской Федерации из порта Мурманск с целью осуществления промысла водных биологических ресурсов.
24.11.2014 по распоряжению ООО "Айсберг-Норд" судно М-0342 "Лазурный" проследовало в порт Таллин (Эстония) для проведения ремонтных работ по устранению утечки масла через носовое уплотнение дейдвуда (до выхода в рейс утечка масла составляла 10 литров, в рейсе утечка увеличилась до 13 литров).
26.11.2014 между обществом и иностранной компанией Osauhing Tallinn Shipyard заключен контракт о ремонте судна N 3327, во исполнение которого в порту Таллин (Эстония) согласно исполнительной ведомости от 22.12.2014, акту сдачи-приемки судна из ремонта N 800203 на общую сумму 147 148 Евро был произведен доковый ремонт судна М-0342 "Лазурный", в том числе очистка (окраска) корпуса, замена цинковых протекторов на корпусе судна, ремонтные работы гребного устройства, уплотнений дейдвуда Simplex, рулевого устройства, ремонтные работы донно-забортной арматуры, забортных отливных клапанов, приварных патрубков, кингстонов и кингстонных выгородок, ремонтные работы горловины топливных танков, зачистка дейдвудной трубы, дополнительные работы по (теплоизоляции) бетонированию палубы в морозильном трюме N 2, ремонтные работы планетарного редуктора, поворотного ролла 1 к-т сетевыборочного комплекса Triplex, изоляция трюма.
В период с 01.12.2014 по 24.12.2014 в порту Таллин (Эстония) на основании договора N 26/11/14-1 компанией InterTrend Limited (Клайпеда, Латвия) проведены ремонтные работы главного двигателя судна М-0342 "Лазурный" в соответствии с предварительной сметой на общую сумму 52 820,00 Евро. Характер произведенных работ на судне подтверждается исполнительной сметой.
В период с 10.12.2014 по 17.12.2014, 19.12.2014 на основании договора ICE-13, заключенного 03.10.2014 между обществом и иностранной компанией OU DIESEL SERVICE (Таллин, Эстония), в порту Таллин (Эстония) произведены работы по ремонту охладителя масла и повторная компьютерная диагностика вспомогательного двигателя Caterpillar C18 DI-TTA, что подтверждается актами выполненных работ от 17.12.2014, 19.12.2014, инвойсом от 22.12.2014 N 491 на общую сумму 4 386 Евро.
Факт выполнения указанных работ подтвержден актами выполненных работ от 17.12.2014 N 171214, от 19.12.2014 N 191214, рапортом по ремонту, предварительной сметой ремонтных работ от 26.11.2014, исполнительной сметой ремонтных работ, исполнительной ведомостью от 22.12.2014.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что потребность проведения названных ремонтных работ возникла до начала использования судна в данной международной перевозке.
Из объяснений старшего инженера Мурманского филиала РМРС Еременко И.В., осуществлявшего освидетельствование судна М-0342 "Лазурный" в г.Мурманске следует, что на судне установлен тип дейдвудного уплотнения Supreme 380, соответственно размер допустимой утечки масла в сутки составлял не более 1,9 литра масла в сутки (0,5% от 380).
На момент убытия судна в рейс 22.11.2014 утечка масла составляла 10 литров в сутки и превышала допустимое значение при эксплуатации дейдвудного уплотнения Supreme 380, то есть указанная неисправность имела место быть до убытия судна.
Кроме того, в материалы дела представлены:
- копия инвойса от 02.06.2016 N 5-06010 на приобретение ремкомплекта для носового дейдвудного уплотнения (т.10 л.д.60);
- электронное письмо в ООО "Айсберг-Норд" от 13.10.2014 по вопросу предстоящего ремонта в Таллине (т.10 л.д.9);
- электронное письмо от 14.10.2014 с прикреплением подписанного договора агентирования от 13.10.2014 N 12-2014/VB, в котором на агента возложена обязанность по координации и контролю, при необходимости закупок оборудования, ремонтных работ, работ по переоборудованию и модернизации оборудования и/или судна (т.10 л.д.15-18);
- электронное письмо от 24.10.2014 с направленным для подписания откорректированного договора и сметы по судну "Лазурный", место выполнения работ - порт Таллин, начало работ 01.12.2014 (т.10 л.д.20-24);
- электронное письмо от 13.11.2014 с прикрепленной подписанной генеральным директором ООО "Айсберг-Норд" ремонтной ведомостью по докованию судна в Таллине (т.10 л.д.29-30);
- электронное письмо от 25.11.2014 о направлении компанией InterTrend Limited подписанного договора от 24.10.2014 N 24/10/14-1 с печатью, на сервисное обслуживание главного двигателя, начало работ - 01.12.2014 (т.10 л.д.31);
- копия протокола допроса члена экипажа судна "Лазурный" Тарасова И.А., который указал, что ему достоверно было известно о следовании судна из порта Мурманск в порт Таллин в ремонт (т.10 л.д.40).
ООО "Айсберг-Норд" 27.11.2014 направило в Представительство РМРС в Эстонии письмо N 191 с просьбой осуществления надзора за ремонтом судна "Лазурный".
Апелляционный суд, оценив указанные доказательства, пришел к выводу, что потребность в проведении ремонта судна М-0342 "Лазурный" обусловлена необходимостью выполнения требований Регистра для предъявления судна к классификационному освидетельствованию в установленный срок и в надлежащем объеме, а не в связи с возникшей необходимостью во время международной перевозки. Срок предыдущего освидетельствования истекал 31.01.2015.
При этом суд обращает внимание, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие потребность проведения ремонтных операций по названным договорам во время международной перевозки, кроме дейдвудного устройства. Указанные договоры на проведение ремонтных работ были заключены до убытия судна с таможенной территории Таможенного союза.
В ремонт судно принято 03.12.2014 и до 23.12.2014 в порту Таллин (Эстония) проходило промежуточное освидетельствование, по результатам которого РМРС были составлены отчеты и акты (ФАУ РМРС N 14.01246.124 от 23.12.2014, ФАУ РМРС N 14.04679.150 от 19.11.2014, ФАУ РМРС N 13.01146.150 от 10.12.2014 и другие).
Таким образом, произведенный обществом ремонт судна М-0342 "Лазурный" не был внеплановым или внезапно возникшим, поэтому совершенные операции не подпадают под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
Поскольку общество не доказало потребность проведения ремонтных операций на судне во время международной перевозки, то при обратном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза судна М-0342 "Лазурный" пункт 1 статьи 347 ТК ТС применен заявителем неправомерно.
На основании пункта 2 статьи 347 ТК ТС данное судно должно было быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза подлежали уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с таможенным органом о наличии правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и требования о начислении обществу таможенных платежей и пеней.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба таможенного органа удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2016 по делу N А42-1074/2016 отменить.
ООО "Айсберг-Норд" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Борисова Г.В. |
Судьи |
Лопато И.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1074/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2017 г. N Ф07-2294/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Айсберг-Норд"
Ответчик: Мурманская таможня
Третье лицо: Коломиец Александр Евгеньевич