Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2017 г. N Ф09-126/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора, о признании недействительным права собственности, о применении последствий недействительности договора аренды, по договору безвозмездного пользования в отношении земельного участка
Вывод суда: исковые требования частично удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Челябинск |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А07-6208/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2016 по делу N А07-6208/2016 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - Розова М.М. (доверенность от 29.12.2015 N 280);
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Фазлетдинова Э.Ю. (доверенность от 19.01.2016 N 204);
общества с ограниченной ответственностью "Ивушка" - Агишева Н.В. (доверенность от 10.05.2016).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковых заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик-1), обществу с ограниченной ответственностью "Ивушка" (далее - ООО "Ивушка", общество, ответчик-2) о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи от 25.09.2012 N 705-ЮМ/12 земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 02:47:181101:286, площадью 176 671 кв. м, от 05.06.2012 N 605/Ю-ЮМ/12 земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 02:47:181101:5, площадью 161 422 кв. м, заключенных между ООО "Ивушка" и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации; применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде отмены государственной регистрации права собственности ООО "Ивушка" на земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м; об обязании ООО "Ивушка" возвратить земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м в собственность Российской Федерации; о снятии с учета государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее также - ТУ Росимущества, третье лицо), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра", третье лицо), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, третье лицо), Кировский районный отдел судебных приставов города Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан (далее также - Кировский отдел судебных приставов, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.08.2016 (резолютивная часть объявлена 08.08.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. Так, податель жалобы указывает, что при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда данные земельные участки признаются государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. Министерством было представлено заключение экспертизы от 20.05.2016 N 091-374, согласно которому в результате наложения векторных данных материалов лесоустройства 1996 и 2014 годов и кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м определено, что спорный земельный участок расположен в границах Уфимского лесничества, Юматовского участкового лесничества квартала N 75 выделов N N 2, 4, 5, 10, 11, 13, 20-25, 31 по материалам лесоустройства 1996 года, квартала N 75 выделов N N 4, 5, 10-12, 20-26, 34, 42, 44, 47 по материалам лесоустройства 2014 года. Площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 02:47:181101:287 с землями лесного фонда равна 308 525 кв. м. Исходя из норм Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (статьи 4.1, 4.2, 4.4) и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (часть 6 статьи 47), если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, так как лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.09.2013 N ВАС-11792/13). Документы, свидетельствующие об осуществлении перевода земель из одной категории в другую, или доказательства исключения спорного земельного участка из земель лесного фонда в материалы дела не представлены. Министерство также отмечает, что на момент покупки земельных участков у Администрации ООО "Ивушка" арендовало данные же участки, занимаемые базой отдыха, у Министерства, соответственно, знало о том, что участки относятся к землям лесного фонда, но при этом, действуя недобросовестно, приобрело участки у неуполномоченного лица без согласия собственника земельного участка. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут), аренды, безвозмездного пользования (статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 13.10.2016 судебное разбирательство было отложено на 07.11.2016.
На основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Богдановская Г.Н. заменена на судью Карпачеву М.И.
На основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2015 в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Карпачева М.И. заменена на судью Соколову И.Ю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились. С учетом мнения представителей истца и ответчиков и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дополнительно пояснил, что Министерство обладает полномочиями на предъявление рассматриваемого иска. Представил дополнительные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных пояснения, представленных в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Представитель Администрации среди прочего отметил, что у истца отсутствуют полномочия на обращение в суд с рассматриваемым иском от имени Российской Федерации. Также Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, так как спорные договоры заключены с Управлением земельных и имущественных отношений Администрации, которое в настоящее время ликвидировано.
Представитель ООО "Ивушка" также указал на то, что у Министерства отсутствуют полномочия на обращение в суд с рассматриваемым иском. Настаивал на пропуске истцом срока исковой давности. Дополнительно отметил, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.07.2010 между Министерством (арендодатель) и ООО "Ивушка" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 34, согласно которому в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 2.194 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 30.06.2010 арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (лесной участок) (пункт 1.1 договора) (т. 1, л. д. 19-28).
Лесной участок площадью 22,6 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан, в границах государственного учреждения "Уфимское лесничество" Юматовское участковое лесничество квартал N 75, выделы N N 10, 20, 31, для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1.2 договора).
Договор 10.08.2010 был зарегистрирован, о чем свидетельствует штамп регистрационной надписи на договоре (т. 1, л. д. 28).
По акту приема-передачи от 06.07.2010 указанный лесной участок был передан арендатору (т. 1, л. д. 33).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 20.08.2004 серии 02АА N 303049 лесной участок, занятый объектами лесхоза, общей площадью 49 510 000 кв. м, находящийся в Уфимском районе Республики Башкортостан, является собственностью Российской Федерации, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись от 20.08.2004 N 02-01/01-2/2004-275 (т. 1, л. д. 36).
Позднее было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 22.11.2013 серии 04АД N 847949 на земельный участок, категории - земли лесного фонда, с разрешенным использованием - под Уфимский лесхоз, кадастровый номер 02:47:000000:381, о чем в реестр внесена запись N 02-04-01/313/2013-519 (т. 1, л. д. 37).
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:381, площадью 60 551 891 кв. м, категория - земли лесного фонда, с разрешенным использованием - под Уфимский лесхоз, поставлен на кадастровый учет 29.02.2008, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 18.10.2016 N 99/2016/8669216 (представлен Администрацией при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции). В кадастровом паспорте имеется указание на то, что участок находится в собственности Российской Федерации. В графе 15 "Особые отметки" указано, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с неуплатой арендной платы со стороны ООО "Ивушка" Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о взыскании задолженности по арендной плате и расторжении договора аренды в связи с существенными нарушениями условий договора со стороны арендатора. При этом ООО "Ивушка" заявило встречный иск о признании недействительными аукциона и договора аренды лесного участка от 06.07.2010 N 34.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2013 по делу N А07-9363/2013 исковые требования Министерства удовлетворены частично: в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате в размере 1 133 002 руб. 73 коп., требование о расторжении договора аренды оставлено без рассмотрения. В удовлетворении встречного иска ООО "Ивушка" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2013 было отменено, исковые требования Министерства и ООО "Ивушка" удовлетворены частично: с ООО "Ивушка" в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 06.07.2010 N 34 в размере 1 133 034 руб. 80 коп. Аукцион от 30.06.2010 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и договор аренды лесного участка от 06.07.2010 N 34 признаны недействительными, применены последствия недействительности сделки.
Основанием для признания недействительными договора и аукциона явилось то, что Министерством была избрана неверная форма заключения договора - не применена действовавшая на тот момент статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при соблюдении требований которой договор аренды надлежало заключить без проведения аукциона.
В рамках исполнительного производства по делу N А07-9363/2013, возбужденного Кировским отделом судебных приставов, судебным приставом-исполнителем было подано в Арбитражный суд Республики Башкортостан заявление об обращении взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника.
Как указывает истец, именно из данного заявления Министерству стало известно о том, что за ООО "Ивушка" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м на основании договоров купли-продажи от 25.09.2012 N 705-ЮМ/12, от 05.06.2012 N 605/Ю-ЮМ/12 находящихся в государственной собственности земельных участков, которые, как утверждает истец, по материалам лесоустройства входят в состав государственного лесного фонда и являются федеральной собственностью.
Министерством был направлен запрос в Администрацию 15.01.2016 N 08/199 с просьбой предоставить правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, а также пояснить правовое основание распоряжения Администрацией земельным участком, входящим по материалам лесоустройства в состав земель лесного фонда (т. 1, л. д. 14, 15).
В ответ на запрос Администрацией направлено письмо от 11.02.2016 N 650 с приложением копий спорных договоров купли-продажи земельных участков от 25.09.2012 N 705-ЮМ/12, от 05.06.2012 N 605/Ю-ЮМ/12. Согласно сведениям, указанным в письме Администрации, земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286, которые были предметом указанных договоров (т. 1, л. д. 16-18).
Так, на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.09.2012 N 705-ЮМ/12 (т. 1, л. д. 63, 64), заключенного между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации и ООО "Ивушка", последнее приобрело в собственность земельный участок, находящийся по адресу: Республика Бащкортостан, Уфимский район, с/с Юматовский, Юматовское лесничество, Уфимский лесхоз-техникум, с кадастровым номером 02:47:181101:286, площадью 176 671 кв. м (пункт 1.1 договора).
На участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности покупателю (ООО "Ивушка"): нежилое здание общей площадью 134,3 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185233; баня, назначение: нежилое, общей площадью 10,7 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185237; коттедж-5, назначение: нежилое, общей площадью 81,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184939; сауна, назначение: нежилое, общей площадью 48,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184940; коттедж-4, назначение: нежилое, общей площадью 81,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184941; коттедж-3, назначение: нежилое, общей площадью 81,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185246; коттедж-6, назначение: нежилое, общей площадью 81,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184947 (пункт 1.2 договора).
Земельный участок площадью 176 671 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Юматовский, Юматовское лесничество, Уфимский лесхоз-техникум, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 20.06.2012, с кадастровым номером 02:47:181101:286, с разрешенным использованием: База отдыха, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 21.06.2012 N 02/12/1-290958 (т. 1, л. д. 66, 67).
По акту приема-передачи от 25.09.2012 указанный земельный участок передан покупателю (ООО "Ивушка") (т. 1, л. д. 68).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 05.06.2012 N 605/Ю-ЮМ/12 (т. 1, л. д. 70-72), заключенного между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации и ООО "Ивушка", последнее приобрело земельный участок, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Юматовский, с кадастровым номером 02:47:181101:5, площадью 161 422 кв. м (пункт 1.1 договора).
На участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности покупателю (ООО "Ивушка"): медпункт, общей площадью 25,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184946; корпус-9, общей площадью 38,3 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184943; корпус-27, общей площадью 38,3 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185236; насосная, общей площадью 15,2 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184945; корпус-17, общей площадью 441,5 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184944; коттедж-1, общей площадью 82,7 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184942; корпус-13, общей площадью 649,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185245; корпус-17/1, общей площадью 57,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185244; коттедж-2, общей площадью 82,7 кв. м; свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185245; корпус-25, общей площадью 57,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185243; корпус-11, общей площадью 217,1 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185241; ангар, общей площадью 449,5 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185240; корпус-26, общей площадью 57,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185239; коттедж-7, общей площадью 25,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185238; корпус-17/2, общей площадью 57,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185235; бар, общей площадью 51,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 185234; библиотека, общей площадью 25,4 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184951; ТП, общей площадью 6,2 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184950; столовая, общей площадью 566,1 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184949; корпус-12, общей площадью 217,1 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 10.09.2009 серии 04АВ N 184948 (пункт 1.2 договора).
Земельный участок площадью 161 422 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Юматовский, Юматовское лесничество, Уфимский лесхоз-техникум, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 24.10.2006, с кадастровым номером 02:47:181101:5, с разрешенным использованием: База отдыха Ивушка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 20.04.2012 N 02/12/1-181896 (т. 1, л. д. 74, 75).
По акту приема-передачи от 05.06.2012 указанный земельный участок передан покупателю (ООО "Ивушка") (т. 1, л. д. 76).
Указанные договоры купли-продажи заключены на основании постановлений Администрации от 10.09.2012 N 2004, от 25.05.2012 N 1125 (т. 1, л. д. 82, 83).
Земельный участок площадью 308 525 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Юматовский, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 15.07.2013, с кадастровым номером 02:47:181101:287 (предыдущие номера: 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286), с разрешенным использованием: База отдыха, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16.07.2013 N 02/13/1-546517 (т. 1, л. д. 134, 135).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.01.2016 N 02/262/002/2016-96 собственником земельного участка с кадастровым номером 02:47:181101:287 является ООО "Ивушка" (т. 1, л. д. 80, 81).
По мнению Министерства, согласно материалам лесоустройства (таксационным описаниям, описанию расположения, ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда, схеме лесхоза) спорный земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, находящийся в квартале 75, выделах 10, 20, 31 Юматовского участкового лесничества Уфимского лесничества, относится к землям лесного фонда. ООО "Ивушка" приобрело земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286, находящиеся в федеральной собственности, у лица, которое не имело права их отчуждать, при этом во время действия договора аренды лесного участка от 06.07.2010 N 34, заключенного с Министерством, следовательно, такая сделка является ничтожной, а земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287 подлежит возврату в федеральную собственность.
В ходе рассмотрения дела ООО "Ивушка" в отзыве на исковое заявление заявило о пропуске истцом срока исковой давности (т. 2, л. д. 132-135).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что доказательств отнесения спорных земельных участков к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченных в обороте, материалы дела не содержат, наличие иных оснований, по которым они ограничены в обороте, либо изъяты из оборота, материалами дела не подтверждено, в связи с чем ООО "Ивушка" имело право на приобретение их в собственность на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом суд отметил, что действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286 как земель особо охраняемых территорий и объектов в установленном порядке не оспорены, незаконными не признаны.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, пришел к следующим выводам.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 названного Кодекса в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков (часть 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 83 названного Кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений и другие.
В силу части 1 статьи 84 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в числе прочего владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
Полномочиями по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда в собственность иных лиц органы местного самоуправления не наделены.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
На землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (статьи 67, 68 названного Кодекса).
Согласно статье 69 названного Кодекса (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Статьей 91 названного Кодекса предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом на основании статьи 83 данного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 названного Закона).
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены частью 6 статьи 47 названного Закона, в соответствии с которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В связи с указанным ранее нельзя признать в качестве обоснованной ссылку арбитражного суда первой инстанции на то, что действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286 как земель особо охраняемых территорий и объектов в установленном порядке не оспорены, незаконными не признаны.
В рамках настоящего спора и подлежит установлению факт того, входят ли указанные земельные участки, отчужденные обществу по спорным договорам купли-продажи, в лесной участок с кадастровым номером 02:47:000000:381 как ранее учтенный участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлены материалы лесоустройства, а именно: выдержка из таксационных описаний Уфимского лесничества, квартал 75 Юматовского участкового лесничества 2014 года (т. 1, л. д. 45-57), выдержка из лесохозяйственного регламента Уфимского лесничества (т. 1, л. д. 58-60), копия схемы Уфимского лесничества Юматовского участкового лесничества 1996 года (т. 1, л. д. 61), копия схемы Уфимского лесничества Юматовского участкового лесничества 2014 года, планшет N 9 (т. 1, л. д. 62).
При сопоставлении указанных материалов лесоустройства с приложением N 1 к названному ранее договору аренды лесного участка от 06.07.2010 N 34, заключенному между Министерством и ООО "Ивушка" (т. 1, л. д. 29), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что названные материалы лесоустройства относятся, в том числе, к лесному участку площадью 22,6 га, предоставленному в аренду ответчику истцом по указанному договору, с местоположением: Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан, в границах Уфимского лесничества Юматовского участкового лесничества, квартал N 75, выделы N N 10, 20, 31, для осуществления рекреационной деятельности.
Также Министерством было представлено заключение экспертизы от 20.05.2016 N 091-374, подготовленное федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" Федерального агентства лесного хозяйства, согласно которому в результате наложения векторных данных материалов лесоустройства 1996 и 2014 годов и кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м определено, что спорный земельный участок расположен в границах Уфимского лесничества, Юматовского участкового лесничества, квартала N 75, выделов N N 2, 4, 5, 10, 11, 13, 20-25, 31 - по материалам лесоустройства 1996 года, квартала N 75, выделов N N 4, 5, 10-12, 20-26, 34, 42, 44, 47 - по материалам лесоустройства 2014 года. Площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 02:47:181101:287 с землями лесного фонда равна 308 525 кв. м (т. 2, л. д. 136-142).
Указанное заключение подготовлено на основании материалов лесоустройства 1996 и 2014 годов.
Кроме того, данное заключение выдано учреждением, подготовившим материалы лесоустройства 2014 года, что подтверждает, в том числе, компетенцию данного учреждения и свидетельствует о достоверности приведенных выводов.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленная истцом лесоустроительная документация является подтверждением наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:381 как ранее учтенный участок лесного фонда.
Довод Администрации о том, что из участка с кадастровым номером 02:47:000000:381 образовано множество иных участков, среди которых спорные земельные участки отсутствуют (соответствующие доказательства (кадастровые паспорта) представлены Администрацией при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции), не опровергает приведенные выше выводы.
Доказательства того, что в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286 в установленном порядке была проведена процедура перевода их из земель лесного фонда в земли иной категории, ответчики в материалы дела не представили.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что Администрация, заключая спорные договоры купли-продажи, распорядилась землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом изложенного спорные договоры являются недействительными в силу их ничтожности.
Соответственно, исковое требование Министерства о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков от 25.09.2012 N 705-ЮМ/12 и от 05.06.2012 N 605/Ю-ЮМ/12, заключенных между Администрацией и ООО "Ивушка", подлежит удовлетворению.
Министерство в исковом заявлении, среди прочего, просит о применении последствий недействительности указанных ничтожных сделок в виде отмены государственной регистрации права собственности ООО "Ивушка" на земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м.
Одновременно истец просит и об обязании ООО "Ивушка" возвратить земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м в собственность Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Между тем, в абзаце втором пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, в настоящем случае не могут быть применены последствия недействительности спорных сделок в виде возврата всего полученного по сделке.
В силу нормы статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (пункт 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество не может быть признано добросовестным приобретателем спорных земельных участков.
Так, как верно отметил податель жалобы, на момент покупки земельных участков у Администрации ООО "Ивушка" арендовало данные же участки, занимаемые базой отдыха, у Министерства, соответственно, знало о том, что участки относятся к землям лесного фонда, но при этом, действуя недобросовестно, приобрело участки у неуполномоченного лица без согласия собственника участка.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что спорные участки были переданы обществу как по договору аренды лесного участка от 06.07.2010 N 34, так и по спорным договорам купли-продажи с учетом наличия на участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу. Соответственно, данный ответчик не мог заблуждаться относительно места расположения выкупаемых земельных участков на землях лесного фонда, одновременно арендуемых обществом.
Исходя из изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Юматовский, который был образован из спорных земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:181101:5 и 02:47:181101:286, подлежит истребованию из незаконного владения ООО "Ивушка" в собственность Российской Федерации.
Заявление общества о применении к исковым требованиям срока исковой данности не может быть принято в качестве обоснованного.
Так, согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Пунктом 1 статьи 200 названного Кодекса установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно пункту 1 статьи 181 названного Кодекса (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Согласно данному же пункту в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
При этом согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01.09.2013.
Применительно к указанному в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности и правилах их исчисления в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ, в том числе закрепленные в статьях 181, 181.4, пункте 2 статьи 196 и пункте 2 статьи 200 Кодекса, применяются к требованиям, возникшим после вступления в силу указанного Закона, а также к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01.09.2013.
Истец указывает на то, что о спорных договорах ему стало известно из материалов исполнительного производства по делу N А07-9363/2013.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по указанному делу вынесено 20.12.2013, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда - 27.02.2014. Соответственно, исполнительное производство по указанному делу не могло быть возбуждено ранее названных дат.
Непосредственно спорные договоры Министерство получило лишь с письмом Администрации от 11.02.2016 N 650.
В рамках настоящего дела с иском в суд Министерство обратилось 25.03.2016.
Соответственно, срок исковой давности истцом не пропущен.
Также не может быть принят довод Администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, так как спорные договоры заключены с Управлением земельных и имущественных отношений Администрации, которое в настоящее время ликвидировано.
Действительно, продавцом по спорным договорам являлось названное Управление.
Администрация арбитражному суду апелляционной инстанции представила копию постановления от 17.06.2015 N 1499 о ликвидации указанного управления, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.10.2016, содержащую аналогичную информацию.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции считает Администрацию надлежащим ответчиком по делу, так как указанное управление являлось функциональным органом местного самоуправления муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, осуществляло свою деятельность под непосредственным руководством главы Администрации и входило в структуру Администрации, что следует из пункта 1.2 Положения об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 22.03.2011 N 225.
Администрация являлась учредителем управления согласно поименованной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.10.2016.
Таким образом, выступая продавцом по спорным сделкам, указанное управление действовало от имени Администрации.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает довод ответчиков о том, что у Министерства отсутствую полномочия на подачу настоящего иска.
Так, согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, среди прочего, следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда (пункт 2); организация использования лесов (пункт 4); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (пункт 5).
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 285, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и пожарный надзор в лесах, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, среди прочего, в пределах своей компетенции владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан (пункт 3.2 Положения).
В силу пункта 4.3 Положения Министерство осуществляет за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерации в области лесных отношений: предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; организует использование лесов.
Согласно пункту 4.4 Положения должностные лица Министерства, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право: предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Таким образом, Министерство, наряду с прочим, обладает полномочиями по распоряжению лесными участками, организует использование лесов.
Именно на защиту данных полномочий направлены заявленные Министерством в рамках настоящего дела исковые требования.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что Российская Федерация в лице ТУ Росимущества, привлеченного к участию в деле, поддержала заявленные Министерством исковые требования в полном объеме (т. 1, л. д. 97-99).
Среди прочего Министерство в исковом заявлении просит о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:181101:287.
Между тем, требования к ФГБУ "ФКП Росреестра" истцом не заявлены, ФГБУ "ФКП Росреестра" привлечено к участию в деле лишь в качестве третьего лица.
Соответственно, указанное требование не может быть удовлетворено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что ввиду отсутствия возможности для применения в настоящем случае реституции по спорным договорам и истребования земельного участка с кадастровым номером 02:47:181101:287 у общества последнее имеет возможность в установленном законом порядке обратиться к продавцу за возвратом полученных по договорам от общества денежных средств.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковые требования Министерства подлежат удовлетворению частично - в указанной выше части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С ООО "Ивушка" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 12 000 руб., а также по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., всего 13 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2016 по делу N А07-6208/2016 отменить.
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и обществу с ограниченной ответственностью "Ивушка" удовлетворить частично.
Признать недействительными (ничтожными) договоры купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков от 25.09.2012 N 705-ЮМ/12 и от 05.06.2012 N 605/Ю-ЮМ/12, заключенные между Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Ивушка".
Истребовать из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Ивушка" в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 02:47:181101:287, площадью 308 525 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Юматовский.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ивушка" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 12 000 руб., а также по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., всего 13 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6208/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2017 г. N Ф09-126/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан
Ответчик: Администрация МР Уфимский район РБ, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО "Ивушка", ООО Ивушка
Третье лицо: Кировский РО СП г. Уфы УФССП по РБ, Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан, ТУ Росимущества в РБ, Управление Росреестра по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан, ФГБУ ФКП Росреестра по РБ