г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А42-5498/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Тимухина И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30408/2016) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.10.2016 по делу N А42-5498/2016 (судья Тарасов А.Е.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области
к ООО "Плазма
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ООО "Плазма+" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 49 045 руб. 33 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.12.2008 N 97 за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 и 245 руб. 23 коп. пеней за просрочку платежей с 01.06.2016 по 20.07.2016.
Решением от 13.10.2016 с Общества в пользу Министерства взыскано 42 222 руб. 22 коп. задолженности, 211 руб.11 коп. пеней, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство, считая решение в части отказа в удовлетворении иска в полном объеме незаконным и необоснованным, просит решение в указанной части изменить, иск удовлетворить, полагая, что требование Министерства о взыскании задолженности по арендной плате с учетом индексации правомерно и обоснованно, запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, установленный частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ, к спорным правоотношениям не применим, поскольку данная правовая норма введена в действие только с 01.10.2015.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 30.12.2008 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2008 N 97, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду лесной участок площадью 3,5 га с кадастровым номером 51:00:000000:0002, расположенный в Кольском лесничестве, квартал 66 выделы 14, 15, 16, 18 Мурмашинского участкового лесничества, для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 19 договора срок аренды установлен с 30.12.2008 по 29.12.2057.
По акту приема-передачи от 10.01.2009 объект аренды передан арендатору.
Согласно пункту 5 арендная плата составляет 84 444 руб. 44 коп. в год.
Согласно приложению N 4 к договору арендная плата вносится в срок до 01 июня в сумме 42 222 руб. 22 коп. и в срок до 01 октября в сумме 42 222 руб.22 коп.
В пункте 7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ). Изменения арендной платы оформляется дополнительным соглашением к договору аренды, которое вступает в действие с момента подписания сторонами соглашения, либо с даты, указанной в данном соглашении.
Пунктом 13.2. договора установлена ответственность арендатора за нарушение сроков внесения арендной платы в виде пени в размере 0,01 % от суммы арендной платы за каждый календарный день просрочки платежа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора, наличие задолженности по арендной плате за период с 01.01.2016 по 30.06.2016, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, рассчитав арендную плату в 2016 с учетом коэффициента 1,24, установленного постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947.
Суд первой инстанции, сделав вывод, что основания для применения указанного коэффициента при расчете арендной платы у Министерства отсутствовали, удовлетворил иск частично, взыскал с ответчика 42 222 руб. 22 коп. задолженности, 211 руб.11 коп. пеней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в главе 8 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 79 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
В пункте 6 статьи 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса.
Как указано выше, пунктом 7 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательства того, что проект договора аренды, содержащийся в аукционной документации, не содержал спорный пункт 7, в материалах дела отсутствуют, на указанное обстоятельство ответчик не ссылался.
Запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, установленный частью 2 ст. 74.1 ЛК РФ, в данном случае не применим, поскольку названная норма введена в действие только с 01.10.2015.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, между тем статьей 6 Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ, которым введена в действе указанная норма, установлено, что он вступает в силу с 01.10.2015.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные Постановлением N 310, применяются с учетом применения коэффициента 1,24 в 2016.
При названных обстоятельствах заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Таким образом, расчет арендной платы с учетом данного коэффициента Министерством произведен правильно.
Указанная правовая позиция приведена в Определении ВС РФ от 08.12.2016 по делу N 303-ЭС15-19719, А73-2931/2015.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Расчет пеней проверен судом и признан соответствующим условиям договора.
При таких обстоятельствах с Общества в пользу Министерства подлежит взысканию 49 045 руб. 33 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.12.2008 N 97 за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 и 245 руб. 23 коп. пеней за просрочку платежей с 01.06.2016 по 20.07.2016.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.10.2016 по делу N А42-5498/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Взыскать с ООО "Плазма+" (адрес: Мурманская область, город Мурманск, улица Домостроительная, дом 16, офис 309, ОГРН: 1065101000249) в пользу Министерства природных ресурсов Мурманской области (адрес: Мурманская область, город Мурманск, проспект Кольский, дом 1, ОГРН: 1055100201815) 49 045 руб. 33 коп. задолженности, 245 руб. 23 коп. пеней.
Взыскать с ООО "Плазма+" (адрес: Мурманская область, город Мурманск, улица Домостроительная, дом 16, офис 309, ОГРН: 1065101000249) в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по иску, 3000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.А. Тимухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5498/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Плазма ", ООО "Плазма +"