г. Челябинск |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А47-13206/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Ершовой С.Д., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романовской А.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2016 по делу N А47-13206/2015 (судья Пирская О.Н.).
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (ОГРН 1095658014616, далее - министерство, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Любимовой Галине Михайловне (ОГРНИП 307565832300231, далее - ответчик) о взыскании гранта в размере 8 814 200 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Оренбургской области (далее - третье лицо).
Решением суда от 19.09.2016 (резолютивная часть от 07.09.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился истец, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить полностью и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что факт нецелевого расходования средств гранта установлен в ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Оренбургской области в марте 2015 года. Счетной палатой выявлено 28 фактов нецелевого расходования средств гранта, за выявленные нарушения ответчик привлечен к административной ответственности.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам заседания конкурсной комиссии, оформленной протоколом от 23.05.2014 N 5, победителями конкурса на предоставление, создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и единовременной помощи на обустройство начинающим фермерам признаны 35 заявителей, в том числе Любимова Г.М. "Молочное направление КРС", сумма гранта 8 814 200 рублей (т. 1 л.д. 43-46).
В целях реализации Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 858-п "О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, 04.06.2014 между министерством и ответчиком заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы (далее - Соглашение, т. 1 л.д. 11-15), по условиям которого, министерство предоставляет участнику программы денежные средства в виде гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм (далее - грант) в размере 8 814 200 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3 878 248 рублей, средств областного бюджета 4 935 952 рублей путем перечисления на его расчетный счет, а участник программы принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и требованиями, установленными соглашением и действующим законодательством (пункт 1.1. Соглашения).
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166, Порядком, в рамках реализации мероприятия ведомственной Программы, министерством ответчику предоставлен грант на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 8 814 200 рублей. Средства бюджета Оренбургской области перечислены в сумме 4 935 952 рублей (платежное поручение N 251239 от 11.06.2014, т. 1 л.д. 24); средства федерального бюджета в сумме 3 878 248 рублей (платежное поручение N 475475 от 16.06.2014, т. 1 л.д. 25).
Планом расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ответчика общей стоимостью 8 814 200 рублей предусмотрено: реконструкция, модернизация животноводческой фермы в сумме 12 250 000 рублей (в том числе за счет средств гранта 7 350 000 рублей), приобретение и монтаж оборудования для фермы в сумме 2 440 330 рублей (в том числе за счет средств гранта 1 464 200 рублей(т. 1 л.д. 17).
В соответствии с пунктами 2.3.2, 2.3.4 соглашения ответчик взял на себя обязанности использовать грант в соответствии с планом расходов. Грант используется в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2.3.6 соглашения ответчик оплачивает не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования.
В соответствии с пунктом 2.3.13 соглашения ответчик обязан ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным кварталом, представлять в Министерство отчет об использовании гранта с приложением заверенных копий документов, подтверждающих завершение очередного этапа реализации проекта, указанного в графике реализации проекта.
Пунктом 2.2.2 соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения начинающим фермером, взятых на себя обязательств, министерство вправе расторгнуть в одностороннем порядке соглашение, уведомив об этом начинающего фермера за 7 календарных дней до даты расторжения соглашения.
Согласно отчету за 2015 год об использовании гранта, денежные средства были использованы на следующие цели:
- приобретение и доставка молочно-холодильной установки, стоимость оборудования - 240 000 рублей, доставка - 31 200 рублей, оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 144 000 рублей (оборудование), 18 720 рублей (доставка);
- приобретение телеги самогрузочной, стоимость - 670 000 руб., оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 402 000 рублей;
- реконструкция, модернизация молочной фермы, стоимость - 670 000 руб., оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 402 000 рублей;
- приобретение транспортера навозоуборочного, стоимость - 300 000 руб., оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 180 000 рублей;
- приобретение стойлового оборудования, стоимость - 400 000 руб., оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 240 000 рублей; (
- приобретение доильной установки, стоимость - 850 000 руб., оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 510 000 рублей;
- приобретение электростанции переносной, стоимость - 97 000 руб., оплата произведена, в том числе за счет средств гранта 58 200 рублей;
- приобретение молокопровода, стоимость - 238 182 руб., оплата произведена за счет собственных средств.
Итого по плану расходов Любимовой Г.М. израсходовано 17 408 882 руб., в том числе за счет средств гранта 8 814 200 руб. (т. 2 л.д. 12).
По результатам проверки использования бюджетных средств, в том числе, в отношении Любимовой Г.М., Счетной палатой Оренбургской области выявлены факты нецелевого использования средств гранта в сумме 1 990 436 рублей 57 копеек, невозможности проверки использования средств по назначению в сумме 4 433 563 рубля 43 копейки (отчет счетной палаты от 21.08.2015 - т. 1 л.д. 89-122).
Как следует из отчета Счетной палаты Оренбургской области от 21.08.2015 N 1-22/29, в качестве подтверждения использования наличных денежных средств ответчиком представлены оправдательные документы, а именно, договор купли-продажи от 17.06.2014 на поставку транспортера навозоуборочного, квитанции к приходному кассовому ордеру N 12 от 17.06.2014 на сумму 100 000 руб., N 15 от 18.06.2014 на сумму 100 000 руб., договор купли-продажи от 17.06.2014 на поставку стойлового оборудования, акт приема-передачи оборудования от 17.06.2014, квитанция к приходному кассовому ордеру N 13 от 17.06.2014 на сумму 100 000 руб., договор купли-продажи от 18.06.2014 на поставку стойлового оборудования, акт приема-передачи оборудования от 18.06.2014, квитанция к приходному кассовому ордеру N 14 от 18.06.2014 на сумму 100 000 руб., платежное поручение N 5 от 17.06.2014 о перечислении ООО "Уралвторресурс" суммы 192 000 руб. за металлоконструкцию для летнего лагеря для коров, локальный сметный расчет, платежное поручение N 8 от 19.06.2014 о перечислении ООО "Рустэк-Петролиум" суммы 300 000 руб. за дизельное топливо в рамках договора от 28.04.2014 N 02/04/2014-00 о реконструкции коровника, акты о приемке выполненных работ, договор купли-продажи от 19.06.2014 на приобретение электростанции переносной, акт приема-передачи от 19.06.2014, квитанция к приходному кассовому ордеру N 16 от 19.06.2014 на сумму 97 000 рублей, платежное поручение N 9 от 20.06.2014 на сумму 2 000 000 рублей по счету N 310 от 20.06.2014 (приобретение заменителя цельного молока), платежное поручение N 47 от 25.06.2014 на сумму 1 000 000 рублей за семена ячменя, суданки, озимого проса по счету N 4 от 25.06.2014, платежные поручения N 90 от 31.07.2014 на сумму 300 000 рублей, N 19 от 04.08.2014 на сумму 199 000 руб., N 21 от 06.08.2014 на сумму 500 000 рублей на реконструкцию коровника по счету N 46 от 24.07.2014, договор купли-продажи от 05.09.2014 на поставку линейной доильной установки в молокопровод стоимостью 850 000 рублей, договор купли-продажи от 05.09.2014 на поставку вагончика бытового стоимостью 120 000 рублей и иные документы.
Указанные обстоятельства не оспариваются истцом.
25.08.2015 министерством в адрес ответчика направлено требование о возврате бюджетных средств и о расторжении в одностороннем порядке соглашения (т. 1 л.д. 49).
Поскольку ответчиком денежные средства не возвращены, истец обратился с настоящим иском в суд, в обоснование которых ссылается на то, что ответчиком допущено нецелевое использование денежных средств.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт осуществления мероприятий, предусмотренных графиком реализации проекта, а именно отчеты за 9 месяцев 2015 года, за 2015 год, за 1 квартал 2016 года об использовании гранта на развитие животноводческой фермы.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства из бюджета выделяются посредством бюджетных ассигнований, в том числе на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 858-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, пункт 12 которого определяет, что грант и/или единовременная помощь подлежат возврату начинающим фермером в областной бюджет при выявлении факта нарушения обязательств, установленных следующими подпунктами соглашения: 2.3.1, 2.3.2, 2.3.6, 2.3.9, 2.3.11 - в объеме средств, использованных начинающим фермером с нарушением обязательств; 2.3.3 - 2.3.5, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.10 - в полном объеме.
Факт перечисления истцом на расчетный счет ответчика денежных средств в заявленной сумме подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, и не оспаривается ответчиком.
Факт расходования полученных средств гранта на приобретение сельскохозяйственного оборудования, семян, на проведение реконструкции подтвержден материалами дела, не оспорен, не опровергнут.
Приобретение оборудования и проведение реконструкции осуществлялось не только на средства гранта, но и с привлечением собственных средств ответчика, как это предусмотрено утвержденным планом расходов, при этом, цена приобретения оборудования соответствует утвержденному плану расходов.
Документы в подтверждение несения расходов на реконструкцию помещения, приобретение оборудования в установленном порядке не оспорены и не опровергнуты, о фальсификации их не заявлено.
Доказательств того, что реконструкция помещений не осуществлена, отсутствует оборудование, материалы дела не содержат.
Таким образом, по мнению апелляционной инстанции, в дело не представлено доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требований о возврате гранта.
Ссылка суда первой инстанции на нормы материального права (статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации), которая утратила силу на момент принятия решения, не привела к принятию неправильного решения.
Таким образом, принимая во внимание, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", заключенное между истцом и ответчиком Соглашение от 04.06.2014 предусматривают возврат полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства лишь в случае его нецелевого использования, в то время как представленные истцу документы подтверждают расходование средств гранта в соответствии с целями его предоставления, оснований для взыскания с ответчика полученных денежных средств гранта не имелось. Довод апелляционной жалобы об обратном несостоятелен и судом отклоняется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2016 по делу N А47-13206/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13206/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Ответчик: ИП Любимова Галина Михайловна
Третье лицо: Счетная палата Оренбургской области, МИФНС России N 10 по Оренбургской области, Отдел адресно-справочной работы Управления федеральной миграционной службы по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13871/16