Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф09-84/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора, об установлении платы по договору долевого строительства в отношении жилья, в отношении земельного участка, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А07-9867/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.09.2016 по делу N А07-9867/2016 (судья Кутлин Р.К.).
В заседании приняли участие представители:
Государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" - Мигранова А.А. (доверенность N 207 от 24.07.2015),
открытого акционерного общества "Уфимский хлопчатобумажный комбинат" - Стрижова О.Н. (доверенность N 2 от 11.01.2016), Гаймалеев Д.Р. (доверенность N 9 от 19.01.2016)
04.05.2016 Государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" (далее - заявитель, предприятие, ГУП ФЖСРБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее - тарифный орган, Комитет) о признании недействительным п.1 постановления N 510 от 08.12.2015 об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения объектов открытого акционерного общества "Уфимский хлопчатобумажный комбинат" в части тепловой нагрузки 9,422 Гкал/час. и размера оплаты 41 843 тыс. руб.
В оспариваемом постановлении для заявителя установлена оплата за технологическое подключение 11 объектов (жилых домов) с общим размером тепловой нагрузки 18 665 Гкал/час. В их перечень включены жилые дома с литерами 6,7 и 8 микрорайона "Бакалинский", застройщиком которых является другое лицо - открытое акционерное общество "СтройПроектЦентр", на которое должны быть отнесены спорная нагрузка и соответствующая стоимость подключения, а заявитель в части этих домов обязанности застройщика осуществлял на основании агентского договора, действие которого закончилось (т.1 л.д. 3-4, 134).
Тарифный орган возражал против заявленных требований, указывал, что стоимость подключения была определена по обращению третьего лица и представленных им документов, где лицом, в чью пользу проводится подключение, является ГУП ФЖСРБ. Нарушений закона при указании его в постановлении как лица, в чью пользу проводится подключение, не допущено (т.1 л.д. 95-100, 115-120).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "СтройПроектЦентр" (далее - ООО "СтройПроектЦентр"), открытое акционерное общество "Уфимский хлопчатобумажный комбинат" (далее - ОАО "Уфимский ХБК") (т.2 л.д. 1-3, 15).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Согласно письму ГУП ФЖСРБ от 05.11.2015 возникла необходимость подключения к системе теплоснабжения новых объектов - жилых микрорайонов "Бакалинский" и "Иремель" к котельной ОАО "Уфимский ХБК" с тепловой нагрузкой 18,665 Гкал/час. В постановлении N 510 от 08.12.2015 тарифный орган определил размер оплаты в сумме 82 892,47 тыс. руб.
Заявитель не представил доказательств незаконности расчета или определения иного размера тепловой нагрузки, им было подано заявление на подключение, получены для этого технологические условия. Тарифный орган принял постановление в рамках своих полномочий и с соблюдением процедуры установления платы за подключение.
Довод о том, что тепловая нагрузка по жилым домам 6,7 и 8 микрорайона "Бакалинский" должна быть распределена ОАО "СтройПроектЦентр", которое является застройщиком, отклонен судом. Согласно договору, заключенному с ОАО "СтройПроектЦентр", в части этих домов ГУП ФЖСРБ является агентом, действующим от имени принципала и принимает на себя обязательства получать технические условия на период проведения строительных работ, в т.ч. осуществлять функции застройщика в отношение спорных домов (т.2 л.д. 44-56).
20.10.2016 от ГУП ФЖСРБ поступила апелляционная жалоба об отмене решения. Суд первой инстанции не учел, что заявитель не является застройщиком в части спорных домов и не вправе устанавливать для них тепловые мощности.
Условия агентского договора не представляют ему такие полномочия. Агентский договор действовал только в период строительства и после окончания работ считается исполненным, прекратил свое действие.
Все жилые дома введены в эксплуатацию, обязанности ГУП ФЖСРБ в отношение них прекратились, обязанности перешли к принципалу ОАО "СтройПроектЦентр".
ГУП ФЖСРБ пояснило, что ОАО "СтройПроектЦентр" получило разрешение на строительство жилых многоквартирных домов в порядке долевого строительства, реализовывало доли, получало оплату. Строительство не было завершено, и распоряжением Правительства Республики Башкортостан функции застройщика были переданы заявителю.
Установлением тарифа у ГУП ФЖСРБ возникают обязанности оплатить подключение, хотя фактическим застройщиком он не является, а обязанности по агентскому договору у него окончились после строительства объекта.
ОАО "Уфимский ХБК" возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным актом. Третье лицо имеет в собственности тепловую котельную, является энергоснабжающей организацией, и заявитель обратился к нему с заявлением о подключении к источнику энергии построенных жилых домов, представил расчеты и документы. Для организации подключения были проведены работы, сведения о расходах представлены в тарифный орган, который на законных основаниях определил стоимость подключения и правомерно отнес ее на ГУП ФЖСРБ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников заявителя и третье лицо, установил следующие обстоятельства.
ГУП ФЖСРБ зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 13.10.2012 (т.1 л.д.37-59), ОАО "СтройПроектЦентр" зарегистрировано 15.03.2013 (т.1 л.д. 59-66).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 375-р от 21.04.2011 с целью обеспечения прав граждан - дольщиков индивидуального строительства ГУП ФЖСРБ поручено завершить строительство жилых домов NN 6, 7 и 8 в районе "Бакалинский", ему переданы обязанности арендатора земельного участка, он обязан вступить в обязанности застройщика, заключить соответствующие договоры с гражданами, определены источники финансирования (т.2 л.д.35).
Между ГУП ФЖСРБ и ОАО "СтройПроектЦентр" заключен агентский договор N 6295/11 от 01.09.2011, по которому заявитель обязался осуществлять функции заказчика - застройщика, в том числе, проводить технический надзор, представлять интересы заказчика в процессе строительства (т.1 л.д. 72-75).
27.02.2015 Администрацией г. Уфы жилые дома введены в эксплуатацию, разрешение на введение в эксплуатацию жилых домов N 6,7 и 8 в микрорайоне "Бакалинский" выдано ОАО "СтройПроектЦентр" (т.1 л.д. 79-88).
13.07.2012 ГУП ФЖСРБ обратилось к ОАО "УХБК" с заявлением о заключении договора теплоснабжения от котельной третьего лица, указан размер тепловой нагрузки (т.2 л.д.36-37), принято на себя обязанность по реконструкции котельной (т.2 л.д.38).
Сторонами определены технические условия подключения (т.1 л.д.16). 05.11.2015 ГУП ФЖСРБ обратилось к третьему лицу с заявлением об изменении технических условий подключения, в том числе, спорных домов (т.1 л.д.112), в ответе ОАО "Уфимский ХБК" согласился с измененным вариантом подключения (т.1 л.д.144).
23.10.2015 в тарифный орган поступило заявление ОАО "Уфимский ХБК" об установлении платы за подключение жилых домов (т.1 л.д. 110). Составлено экспертное заключение по формированию платы (т.1 л.д. 107-108).
Постановлением N 510 от 08.12.2015 тарифный орган установил индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) жилых домов к системе теплоснабжения ОАО "Уфимский ХБК" с тепловой нагрузкой 18,655 Гкал/час в размере 82 892,47 тыс. руб. (т.1 л.д. 11).
В технических условиях от 19.01.2016 указаны подключенные жилые дома микрорайонов "Бакалинский" и "Иремель" (т.1 л.д. 16).
По утверждению подателя жалобы - ГУП ФЖСРБ суд первой инстанции неосновательно возложил на заявителя обязанности по оплате технологического подключения жилых домов, которые были построены другим застройщиком.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 8). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (часть 9). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 11).
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования цен), определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Пунктом 109 Постановления N 1075, предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (пункт 110 Основ ценообразования).
Спор по размеру оплаты за подключение, правильности определения тепловой нагрузки, процедуре принятия управленческого решения отсутствует, указанные величины тарифным органом определены правильно.
Доводу ГУП ФЖСРБ о том, что обязанности по оплате за подключение должны быть возложены на другое лицо оценка дана судом первой инстанции.
Судом установлено, что между ГУП "ФЖС РБ" (Агент) и ОАО "СтройПроектЦентр" (Принципал) был заключен агентский договор N 6295/11 от 01.09.2011, согласно пункту 1 Агентского договора в целях завершения строительства и ввода в эксплуатацию Объекта "Жилые дома N N 6, 7, 8 по ул. Бакалинская в Кировском районе города Уфы" Агент обязуется за вознаграждение осуществлять от имени и за счет Принципала:
- функции Заказчика-Застройщика при выполнении работ по строительству Объекта, в том числе ведение технического надзора, надлежащий и своевременный ввод в эксплуатацию Объекта и привлечение в этих целях генподрядной и иных организаций, имеющие необходимые свидетельства о допуске к выполнению соответствующих работ;
- представление интересов Принципала в процессе строительства;
- осуществление контроля на стадиях проектирования и строительных работ;
- выполнение работ, необходимых для обеспечения процесса строительства.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Агентского договора при выполнении строительных работ Агент принимает на себя обязательства получать технические условия соответствующих эксплуатационных органов и владельцев коммуникаций для использования на период проведения строительных работ действующих коммуникаций источников водо-, тепло- и энергоснабжения, связи и передать генподрядной организации необходимые согласования и разрешения.
Согласно пунктам 3.1 и 3.3 Агентского договора в целях исполнения договора, Агент выступает от имени Принципала в государственных органах, контролирующих и надзорных службах, коммерческих и хозяйствующих организациях. Договор действует до полного исполнения сторонами обязательств, условие о прекращении его действия после сдачи объектов строительства в эксплуатацию отсутствует.
От его имени поданы заявления о подключении, расчеты и у третьего лица и тарифного органа не было оснований считать, что обязанности по осуществлению подключения принадлежат другому лицу.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого постановления и отказал в удовлетворении заявленных требований. Основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.09.2016 по делу N А07-9867/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Вернуть Государственному унитарному предприятию "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину 1 500 руб. в связи с подачей апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9867/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф09-84/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ФОНД ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН", ГУП "Фонд жилищного строительства РБ"
Ответчик: Государственный комитет РБ по тарифам
Третье лицо: АО "СТРОЙПРОЕКТЦЕНТР", АО "СТРОЙПРОЕКТЦЕНТР" (внешний управляющий Идрисов Азат Рашитович), ОАО "СтройПроектЦентр", ОАО Уфимский хлопчатобумажный комбинат