Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А76-5513/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2016 по делу N А76-5513/2016 (судья Бахарева Е.А.).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпромнефть-Терминал" (далее - АО "Газпромнефть-Терминал", ответчик, податель жалобы, апеллянт) о взыскании 545 329 руб. 82 коп. платы за пользование железнодорожным путем общего пользования.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2016 исковые требования удовлетворены. Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 13 906 руб. 60 коп.
Не согласившись с указанным решением, АО "Газпромнефть-Терминал" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2016 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, в исковых требованиях ОАО "РЖД" отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что акты общей формы подписаны с разногласиями, из которых следует, что АО "Газпромнефть-Терминал" подтверждает возможность принятия вагонов
Также апеллянт утверждает, что акты общей формы удостоверяют лишь факт и продолжительность простоя вагонов на путях необщего пользования, памятки приемосдатчика содержат информацию о нахождении вагонов на указанных путях и не подтверждают вину грузополучателя в задержке вагонов на путях общего пользования.
По мнению подателя жалобы занятость путей общего пользования станции назначения и путей необщего пользования, указанная в качестве причины простоя в акте, возникла не по вине грузополучателя - АО "Газпромнефть-Терминал", а вызвана действиями перевозчика, который накапливает вагоны в пути следования при осуществлении перевозки, а затем неравномерно доставляет грузы в вагонах на станцию назначения - Асфальтная ЮУЖД, что и приводит к их простоям.
Ответчик считает, что судом первой инстанции не применена ст.785 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой перевозчик принял груз и обязался его доставить в пункт назначения - железнодорожную станцию Асфальтная Южно-Уральской железной дороги, тем самым подтвердив техническую возможность принятия данного груза станцией назначения.
АО "Газпромнефть-Терминал" указывает на то, что плата за пользование вагонами начислена истцом ранее установленного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, что противоречит ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и п.4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26. На момент бросания вагонов сроки доставки грузов нарушены не были.
Апеллянт отмечает, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов. Стороны в договоре на эксплуатацию согласовали условие о плате за простой вагонов на путях общего пользования без применения повышающего коэффициента (3,159).
От ОАО "РЖД" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых истец, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Также от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители сторон не явились.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2013 году между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Газпроменфть-Терминал" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Асфальтная ЮУЖД N 2/92 (далее - договор N2/92; т.1, л.д.20-26).
Сторонами к договору N 2/92 подписаны дополнительные соглашения от 15.05.2014 N 1, N 2, протокол разногласий от 10.09.2014, протокол согласования разногласий от 14.10.2014 (т.1, л.д.27-30).
В соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Асфальтная Южно-Уральской железной дороги стрелкой N 4 к продолжению 5-го пути и далее стрелочным переводом N 708 к железнодорожному пути необщего пользования ЗАО "Завод "Минплита", обслуживаемого локомотивом перевозчика (п.1 договора N 2/92).
На основании п.14 договора N 2/92 (в редакции дополнительного соглашения от 15.05.2014 N 1), максимальная суточная перерабатывающая способность пути необщего пользования по выгрузке нефтепродуктов установлена - не более 24 вагонов.
В соответствии с п.17.3 договора N 2/92 владелец уплачивает перевозчику предоплатой плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, не зависящим от перевозчика.
Оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту выгрузки до момента получения перевозчиком письменного уведомления о готовности к уборке всей одновременно поданной группы вагонов.
При наличии в убираемой группе не принятых перевозчиком вагонов оплачиваемое время пользования принятых вагонов исчисляется до момента отцепки не принятых вагонов локомотивом перевозчика или до устранения обнаруженных недостатков.
В силу п.17.4 договора N 2/92 в случае задержи приема и подачи вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика владелец оплачивает плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, в том числе при задержке таких вагонов в пути следования в размере 50% от ставок, установленных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В период с 11.03.2015 по 04.05.2015 на станции Асфальтная ЮУЖД на путях общего пользования в ожидании подачи простаивали 1337 вагонов по причине занятости путей необщего пользования, поскольку в указанный период станция была занята другими прибывшими в адрес ЗАО "Газпромнефть-Терминал" вагонами, о чем составлены акты общей формы N 4132 от 20.04.15, N 3976 от 17.04.15, N 4134 от 20.04.15, N 4136 от 20.04.15, N 4130 от 20.04.15, N 4206 от 22.04.15, N 4204 от 22.04.15, N 4210 от 22.04.15, N 4208 от 22.04.15, N 3974 от 17.04.15, N 3972 от 17.04.15, N 3980 от 17.04.15, N 4151 от 21.04.15, N 4147 от 21.04.15, N 4091 от 19.04.15, N 4155 от 20.04.15, N 4081 от 20.04.15, N 4089 от 20.04.15, N 4075 от 19.04.15, N 4087 от 20.04.15, N 4085 от 20.04.15, N 4083 от 20.04.15, N 4073 от 19.04.15, N 4071 от 19.04.15, N 4069 от 19.04.15, N 4069 от 19.04.15, N 4064 от 19.04.15, N 4033 от 18.04.15, N 4031 от 18.04.15, N 4035 от 18.04.15, N 4039 от 18.04.15, N 4037 от 18.04.15, N 4017 от 18.04.15, N 4014 от 18.04.15, N 4011 от 18.04.15, N 4443 от 27.04.15, N 4437 от 27.04.15, N 4435 от 27.04.15, N 4470 от 28.04.15, N 4468 от 28.04.15, N 4463 от 28.04.15, N 4495 от 29.04.15, N 4493 от 29.04.15, N 4491 от 29.04.15, N 3894 от 15.04.15, N 3890 от 15.04.15, N 3820 от 16.04.15, N 3856 от 14.04.15, N 3859 от 14.04.15, N 3969 от 17.04.15, N 3962 от 14.04.15, N 4006 от 18.04.15, N 3796 от 12.04.15, N 3918 от 16.04.15, N 3916 от 16.04.15, N 3892 от 15.04.15, N 4466 от 28.04.15, N 4489 от 29.04.15, N 4237 от 22.04.15, N 4354 от 25.04.15, N 4356 от 25.04.15, N 4335 от 24.04.15, N 4382 от 26.04.15, N 4352 от 25.04.15, N 4412 от 26.04.15, N 4408 от 26.04.15, N 4410 от 26.04.15, N 4380 от 26.04.15, N 4378 от 26.04.15, N 4231 от 22.04.15, N 4234 от 22.04.15, N 4239 от 22.04.15, N 4337 от 24.04.15, N 4333 от 24.04.15, N 4289 от 23.04.15, N 4294 от 23.04.15, N 4298 от 23.04.15, N 4296 от 22.04.15, N 4301 от 23.04.15, N 4830 от 04.05.15, N 4829 от 04.05.15, N 4828 от 04.05.15, N 4825 от 04.05.15, N 4766 от 04.05.15, N 4768 от 04.05.15, N 4685 от 02.05.15, N 4679 от 02.05.15, N 4691 от 02.05.15, N 4689 от 02.05.15, N 4687 от 02.05.15, N 4683 от 02.05.15, N 4681 от 02.05.15, N 4618 от 01.05.15, N 4614 от 01.05.15, N 4612 от 01.05.15, N 4610 от 01.05.15, N 4512 от 29.04.15, N 4591 от 30.04.15, N 4594 от 30.04.15, N 4597 от 30.04.15, N 4600 от 30.04.15, N 4603 от 30.04.15, N 4585 от 30.04.15, N 4529 от 29.04.15, N 4537 от 29.04.15, N 4533 от 29.04.15, N 4535 от 29.04.15, N 4527 от 29.04.15, N 4531 от 29.04.15, N 3308 от 31.03.15, N 3213 от 29.03.15, N 3268 от 30.03.15, N 3309 от 31.03.15, N 3274 от 30.03.15, N 3217 от 29.03.15, N 3272 от 33.03.15, N 3270 от 30.03.15, N 3215 от 29.03.15, N 3179 от 28.03.15, N 3155 от 27.03.15, N 3157 от 28.03.15, N 3805 от 13.04.15, N 3811 от 13.04.15, N 3807 от 13.04.15, N 3813 от 13.04.15, N 3809 от 12.04.15, N 2665 от 12.03.15, N 3557 от 06.04.15, N 3570 от 06.04.15, N 3546 от 05.04.15, N 3559 от 06.04.15, N 3919 от 16.04.15, N 3967 от 17.04.15, N 11720 от 29.12.14, N 11722 от 29.12.14, подписанные со стороны ответчика с разногласиями (далее - акты общей формы; т.3, л.д.17-150, т.4, л.д.1-150, т.5, л.д.1-150, т.6, л.д.1-150, т.7, л.д.1-150, т.8, л.д.1-2).
На основании указанных актов общей формы ОАО "РЖД" произвело расчет платы по грузополучателю ООО "Газпромнефть-Терминал" за нахождение собственных вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя в размере 545 329 руб. 82 коп. (с учетом НДС).
Претензией от 31.08.2015 N ЮУТЦТТОЮ-634/П (т.1, л.д.17-18) истец сообщил ответчику о начислении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 462 145 руб. 10 коп. (с учетом НДС - 545 331 руб. 21 коп.), которую предложено оплатить в течение 10 календарных дней с момента получения настоящей претензии.
Поскольку обязанности по внесению платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема ответчиком надлежаще не исполнено, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные истцом акты общей формы подтверждают несвоевременный прием вагонов грузополучателем на станции назначения.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п.2 ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с п.2 ст.793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), согласно п.34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учитывая положения ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст.4 и ст.6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии со ст.1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В договоре стороны согласовали взимание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования, в ожидании их подачи или приема грузополучателем в случае нарушения времени приема или подачи по причинам, зависящим от грузополучателя; определен размер такой оплаты.
Из буквального толкования условий договора N 2/92 следует, что стороны установили договорную плату за использование инфраструктуры железной дороги сверх установленного срока.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным ст.421 ГК РФ.
Согласно п.17.4 договора N 2/92 в случае задержки приема и подачи вагонов по причинам не зависящим от перевозчика, владелец вносит плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику (собственных или арендованных), в том числе при задержке таких вагонов в пути следования в размере 50% от ставок, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно п.22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
За время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2 (п.12 Тарифного руководства N 2).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятого в рамках оспаривания п.12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
ФСТ России в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с п.12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50% от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры)).
В момент заключения договора N 2/92 действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика об отсутствии согласования сторонами условий о взимании с заказчика платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и размере такой платы, как несостоятельные.
Взыскание платы за пользование путями общего пользования, по ставкам таблицы N 9 без учета коэффициента 3,159 являлось бы нарушением регулируемой государством цены.
Основаниями для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с положениями абз.3 ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации являются: задержка перевозчиком вагонов в пути следования; неприем вагонов станцией назначения; причина задержки зависит от владельца путей необщего пользования; задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно ст.119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п.4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно п.3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (п.3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, представленные ОАО "РЖД" подтверждают задержку вагонов на станции назначения. В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на промежуточных станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик подписал с разногласиями, что подтверждено подписями представителей перевозчика.
В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции Асфальтная ЮУЖД представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, причиной их составления указано: "по причине занятости пути необщего пользования".
Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на пути общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Произведенный истцом расчет платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Довод о том, что акты общей формы подписаны с разногласиями, из которых следует, что АО "Газпромнефть-Терминал" подтверждает возможность принятия вагонов, подлежит отклонению, так как само по себе подписание актов с разногласиями не означает недействительности актов и отраженных в них сведений, наличие готовности АО "Газпромнефть-Терминал" к приему груза и возможности приемки спорных вагонов не подтверждены материалами дела.
Довод о том, что акты общей формы удостоверяют лишь факт и продолжительность простоя вагонов на путях необщего пользования, памятки приемосдатчика содержат информацию о нахождении вагонов на указанных путях и не подтверждают вину грузополучателя в задержке вагонов на путях общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно ст.119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонов.
В соответствии п.14 договора N 2/92 на железнодорожные пути необщего пользования устанавливаются технологические нормы на разгрузочные операции с грузовыми вагонами.
Нарушение технологических норм выгрузки вагонов подтверждается памятками приемосдатчика (т.1, л.д.65-133).
Указание на то, что занятость путей общего пользования станции назначения и путей необщего пользования, указанная в качестве причины простоя в акте, возникла не по вине грузополучателя, а вызвана действиями перевозчика, судом апелляционной инстанции не принимается, как не подтвержденное материалами дела.
Ссылка на то, что судом первой инстанции не применена ст.785 ГК РФ, в соответствии с которой перевозчик принял груз и обязался его доставить в пункт назначения - железнодорожную станцию Асфальтная Южно-Уральской железной дороги, тем самым подтвердив техническую возможность принятия данного груза станцией назначения, подлежит отклонению, так как п.4.7 Правил N 26 предусмотрено, что в соответствии со ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В обоснование факта задержки вагонов представлены акты общей формы, причиной их составления указано: занятость пути необщего пользования.
Таким образом, АО "Газпромнефть-Терминал" как грузополучатель, должен вносить плату перевозчику за пользование железнодорожным путем общего пользования.
Довод о том, что плата за пользование вагонами начислена истцом ранее установленного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, что противоречит ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и п.4.7 Правил N 26, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно п.9 договора N 2/92 количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 12 вагонов.
В случае прибытия в адрес владельца вагонов под выгрузку в количестве, превышающем перерабатывающую способность железнодорожного пути необщего пользования владелец в суточный срок обязан принять меры по освобождению станционных путей, в том числе: предоставить заявку на переадресовку вагонов, предоставить заявку на отстой вагонов, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования других владельцев.
В спорный период времени на путях станции к подаче на пути необщего пользования простаивали вагоны в большем количестве, чем указано в договоре, что подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика на весь период задержки вагонов, а какие-либо меры ответчиком приняты не были.
В соответствии с пп.2 п.4.7 Правила N 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Таким образом, поскольку простой вагонов на путях общего пользования возник по причине занятости пути необщего пользования ранее поданными вагонами, ответчиком был нарушен технологический срок оборота вагонов, что в силу вышеуказанной нормы является основанием для взимания платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Довод о том, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов, судом апелляционной инстанции отклоняется по основаниям, приведенным в мотивировочной части постановления.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства по настоящему делу правильно установлены судом первой инстанции в результате надлежащей оценки всех представленных в дело доказательств в их взаимной связи и совокупности по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указано в мотивировочной части настоящего постановления. Иных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлено (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2016 по делу N А76-5513/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Терминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В.Мальцева |
Судьи |
О.Б.Фотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5513/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги""
Ответчик: АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ"