Правоотношение: по договору аренды в отношении земельного участка, по образованию земельных участков
город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2016 г. |
дело N А32-10592/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Евсикова Юрия Анатольевича - Калякиной Е.А. по доверенности от 27.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Евсикова Юрия Анатольевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 по делу N А32-10592/2016, принятое в составе судьи Данько М.М., по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Евсикова Юрия Анатольевича к администрации поселкового сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края, при участии третьего лица администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Евсиков Юрий Анатольевич (далее - глава КФХ, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации поселкового сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 29.12.2015 N 141-1110/15-33 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 183 882 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, Поселковое сельское поселение, в границах ЗАО АФ "Красносельское", секция 5, контур 1 (далее - спорных земельный участок); об обязании администрации утвердить схему расположения спорного земельного участка и передать его в собственность заявителя за плату или в аренду.
В соответствии с заявлением об уточнении заявленных требований (том 2 л.д. 1, 9) предприниматель просил признать незаконным отказ администрации от 29.12.2015 N 141-1110/15-33, обязать администрацию утвердить схему расположения спорного земельного участка и передать его в аренду заявителю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что рассматривает заявленные требования с учетом намерения истца приобрести спорный земельный участок в собственность, как это следует из его заявления, поданного в администрацию. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имел право на приобретение земельного участка, площадь которого определяется без учета площади объектов незавершенного строительства. Вместе с тем согласно материалам дела и пояснениям участвующих в деле лиц схема расположения спорного земельного участка изготовлена с учетом всех принадлежащих предпринимателю объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, зарегистрированных за предпринимателем, а также иных объектов, права на которые не зарегистрированы. В связи с чем судом сделан вывод о том, что заявитель не обосновал площадь истребуемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение, признать незаконным отказ администрации от 29.12.2015 N 141-1110/15-33, обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка с последующей его передачей в собственность заявителя. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда не соответствуют положениям Земельного кодекса, предусматривающим преимущественное право собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка, необходимого для его использования. В дополнениях к апелляционной жалобе предприниматель сослался на то, что на земельном участке расположены объекты, учтенные органами технической инвентаризации и принадлежащие ему на праве собственности. Общая площадь всех зданий и построек, расположенных на земельном участке, с учетом акта обследования земельного участка МБУ "Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края" от 11.11.2015 N 03-12/21 составляет 17 847 кв. м. Таким образом, заявитель считает необоснованными выводы суда о непредставлении доказательства необходимости всего спорного земельного участка для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости. Соответствие площади истребуемого земельного участка требованиям нормативных документов подтверждено заключением автономной некоммерческой организации бюро независимых экспертов "Ритм" от 23.11.2016. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях предоставления земельного участка без проведения торгов может быть обеспечена заявителем. Основания для отказа в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка отсутствовали. Перечень документов, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, не предусматривает предоставление расчета минимальной площади приобретаемого земельного участка.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Евсикова Юрия Анатольевича в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела заключения специалиста, свидетельствующего о соответствии размера истребуемого земельного участка характеру деятельности и площади имеющихся на земельном участке объектов.
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", указанное заключение приобщено судом к материалам дела.
Представители администрации поселкового сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края и администрации муниципального образования Тимашевский район в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат шесть нежилых зданий общей площадью 7 126,8 кв. м и объекты незавершенного строительства общей площадью 3 136,4 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых представлены в дело.
Общая площадь объектов недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, составляет 10 263,2 кв. м.
Кроме того, согласно сведениям МБУ "Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края" от 11.11.2015 N 03-12/21 (том 1 л.д. 18 - 20) на спорном земельном участке имеются прочие незарегистрированные объекты, общая площадь которых составляет 7 583,80 кв. м.
Таким образом, согласно сведениям МБУ "Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края" от 11.11.2015 N 03-12/21 общая площадь застройки спорного земельного участка с учетом всех имеющихся на нем зарегистрированных и незарегистрированных объектов составила 17 847 кв. м.
Предприниматель 21.12.2015 обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка площадью 183 882 кв. м для сельскохозяйственного использования (животноводства) в собственность в порядке статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса (том 2 л.д. 3 - 4). Согласно заявлению с утверждением администрацией иного варианта схемы расположения земельного участка предприниматель не согласился.
Письмом от 29.12.2015 заявление предпринимателя оставлено без удовлетворения с указанием на то, что площадь испрашиваемого земельного участка 183 882 кв. м не соответствует нормативной площади участка, необходимого для использования принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества, равной 50 991, 43 кв. м.
Не согласившись с отказом администрации, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Повторно рассмотрев материалы дела, апелляционная коллегия пришла к выводу, что заявленные требования предпринимателя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Как следует из содержания письма администрации от 29.12.2015 N 141-1110/15-33, согласно полученному в порядке информационного взаимодействия уведомлению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 23.11.2015 N 2343/12/15-1327644 сведения об испрашиваемом земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка урегулирован нормами статьи 39.15 Земельного кодекса.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса.
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса установлены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Статьей 11.9 Земельного кодекса установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно сведениям, предоставленным муниципальным бюджетным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства" муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края (том 1 л.д. 18 - 20) спорный земельный участок площадью 183 882 кв. м фактически представляет собой земельный участок в границах ЗАО АФ "Красносельская", секция 5, контур 1. Земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов, в границе санитарно-защитной зоны от предприятий, водозаборных сооружений с номером и границей 1-го пояса санитарно-охранной зоны водозаборов. По периметру земельного участка выполнен дренажный канал и имеется три отстойника. На участке расположены объекты недвижимости, входившие с состав свиноводческой товарной фермы (СТФ), принадлежащие заявителю. Общая площадь застройки всех строений составляет 17 847 кв. м.
В соответствии с представленными предпринимателем выкопировками из генерального плана Поселкового сельского поселения Тимашевского района и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Поселкового сельского поселения Тимашевского района, утвержденных решением Совета Поселкового сельского поселения от 26.05.2014 N 172, спорный земельный участок расположен в производственно-коммунальной зоне (ПК1), выделенной, в том числе, для строительства предприятий, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов. Границы зоны ПК1 следует устанавливать с учетом действующих санитарных норм и максимального эффективного использования территории (том 1 л.д. 25 - 32).
Согласно приложению к карте градостроительного зонирования отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Тимашевский район от 02.11.2015 N 06-24/1861 (том 1 л.д. 26 - 29) при расчете мощности объектов, размеров земельных участков для организаций, располагаемых в территориальной зоне ПК1, следует исходить из нормативной плотности застройки участка, предусмотренной для предприятий данной отрасли. Размеры земельного участка, предоставляемого для зданий производственного объекта, устанавливаются исходя из функционального назначения, мощности и прочих характеристик объекта, и определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Минимальная плотность застройки земельного участка под производственным объектом определяется в процентах как отношение площади застройки с площади земельного участка.
Согласно приложению "В" к "СП 19.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-97-76*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 788) минимальная плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий (свиноводческие товарные фермы, СТФ) составляет 35%.
Таким образом, в целях максимально эффективного использования спорной территории для размещения СТФ минимальная плотность застройки должна составлять не менее 35%.
Как следует из материалов дела, исходя из общей площади всех расположенных на спорном земельном участке объектов (17 847 кв. м), а также площади испрашиваемого земельного участка 183 882 кв. м, плотность застройки составляет всего 9,7%. Общая площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объектов, общая площадь которых составляет 17 847 кв. м, с учетом вышеназванных нормативных значений составляет 50 991,43 кв. м.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса у администрации отсутствовали основания для утверждения представленной предпринимателем схемы расположения испрашиваемого земельного участка. В связи с чем отсутствуют и основания для обязания администрации предоставить спорный земельный участок в собственность заявителя.
Представленное предпринимателем заключение автономной некоммерческой организации бюро независимых экспертов "Ритм" от 23.11.2016 не принимается судом апелляционной инстанции в качестве доказательства несоответствия вышеизложенных выводов обстоятельствам дела.
Как следует из представленного заключения, специалист некоммерческой организации бюро независимых экспертов "Ритм" при исследовании спорного вопроса, также руководствовался СП 19.13330.2011 и указал, что плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий должна быть не менее указанной в приложении "В" к указанным правилам. Минимальная плотность застройки для свиноводческой товарной фермы составляет 35%. Плотность застройки спорного земельного участка объектами заявителя составляет 9,7%. Таким образом, специалист пришел к выводу, что плотность застройки спорного земельного участка находится в пределах нормативной плотности, предусмотренной СП 19.13330.2011, не превышает ее. Следовательно, земельный участок площадью 183 882 кв. м соответствует размерам земельного участка, необходимого для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений заявителя.
Однако специалист в указанном заключении ошибочно оценил значение установленной СП 19.13330.2011 минимальной плотности застройки земельного участка, предназначенного для размещения сельскохозяйственных предприятий. По смыслу и содержанию данных правил минимальный процент плотности застройки означает, что только при его достижении может быть обеспечена эффективность использования земельного участка. В случае если плотность застройки менее минимального значения, как в рассматриваемом случае, использование земельного участка не отвечает требованиям эффективности. Следовательно, земельный участок площадью 183 882 кв. м не соответствует нормативно установленным размерам земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий и сооружений заявителя.
Таким образом, представленное заключение не опровергает выводы суда относительно несоответствия площади истребуемого земельного участка общей площади объектов, принадлежащих заявителю.
Доводы предпринимателя не опровергают вышеизложенные выводы суда, фактически выражают лишь несогласие с ними и не содержат конкретных обстоятельств, являющихся основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 по делу N А32-10592/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10592/2016
Истец: Евсиков Юрий Анатольевич, ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Евсиков Юрий Анатольевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛКОВОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Администрация МО Тимашевский район, Администрация муниципального образования Тимашевский район, Администрация Поселковского сельского поселения Тимашевского района