г. Челябинск |
|
14 ноября 2016 г. |
Дело N А07-13110/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2016 по делу N А07-13110/2016 (судья Кручинина Н.Е.).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Билалова Айгуль Хайдаровна (доверенность от 27.09.2016 N 196).
Местная мусульманская религиозная организация "Махалля N 1994 "Нур" (далее - заявитель, религиозная организация Махалля N 1994 "Нур") обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, 02:47:150118:208, выраженного сообщением N 04/301/064/2015-609, 616, 618, 619 от 29.03.2016 (требования изложены с учетом уточнения заявителем состава заинтересованных лиц).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), Управление архитектуры и градостроительства Уфимского района Республики Башкортостан (далее вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2016 (резолютивная часть оглашена 31.08.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным сообщение N 04/301/064/2015-609, 616, 618, 619 от 29.03.2016 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об отказе в государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, 02:47:150118:208. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в срок, не превышающий четырнадцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности местной мусульманской религиозной организации "Махалля N 1994 "Нур" на земельный участок с кадастровым номером 02:47:150118:112 и государственную регистрацию права собственности местной мусульманской религиозной организации "Махалля N 1994 "Нур" на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, 02:47:150118:208.
С вынесенным решением не согласились заинтересованное лицо и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на изначальное предоставление земельного участка религиозной организации "Махалля N 1994 "Нур" в рамках процедуры выбора земельного участка для строительства мечети и изменение разрешенного использования земельного участка после завершения строительства - для обслуживания мечети. По мнению апеллянта, при образовании из исходного земельного участка и осуществлении государственной регистрации права собственности на земельные участки с разрешенным использование - "блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью" заявитель преследовал цель получения земельных участков для жилищного строительства в собственность в обход предусмотренных законом процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства. Кроме того, при наличии цели изменения разрешенного использования земельного участка, такой спор подлежал рассмотрению по правилам искового производства.
Администрация ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии доступа к образуемому земельному участку с кадастровым номером 02:47:150118:206 на счет земель общего пользования, поскольку по данным Правил землепользования и застройки сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 237 от 12.05.2011 (далее Правила землепользования и застройки) земельный участок расположен в общественно-деловой зоне, имеет доступ к хозяйственному проезду, который относится к землям общего пользования, но не имеет статуса улиц и красные линии для него не устанавливаются.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра ссылается на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в привлечении к участию в деле Управления архитектуры и градостроительства Уфимского района Республики Башкортостан не имеющего статуса юридического лица, а также рассмотрении спора с участием некоммерческой организации, при отсутствии обоснования нарушения прав религиозной организации в области предпринимательской или иной экономической деятельности. По этой причине производство по делу подлежало прекращению. Апеллянт указал на неправильное применение судом норм материального права, определяющих правила раздела земельных участков по основаниям, аналогичным приведенным в жалобе Администрации. Кроме того, по мнению апеллянта, изменение разрешенного использования образуемых при разделе исходного земельного участка, могло быть произведено только после возникновения права собственности на них.
Также Управление Росреестра сослалось на завышение взысканных в пользу религиозной организации расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан было отложено в связи с принятием к производству апелляционной жалобы Управления Росреестра, рассмотрение поданных на один судебный акт апелляционных жалоб назначено на 09 ноября 2016 года на 14 часов 30 минут.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, в связи с нахождением в отпуске судьи Богдановской Г.Н., произведена замена судьи в составе суда: судья Богдановская Г.Н. заменена судьей Карпачевой М.И.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание, за исключением представителей заявителя и третьих лиц, не явились. Администрацией направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержала доводы собственной апелляционной жалобы, признав обоснованной жалобу Администрации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования Чесноковский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан N 91 от 07.07.2004 "О согласовании размещения мечети в с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан для местной мусульманской религиозной организации Махалля N 1994 "НУР" было согласовано размещение мечети и утвержден акт выбора земельного участка под проектирование мечети в селе Чесноковка (л.д. 55-58 т. 1).
Из общедоступных сведений государственного кадастра недвижимости усматривается, что 06.09.2009 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:150118:112 площадью 6512 кв.м.
После завершения строительства мечети, постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 2275 указанный земельный участок предоставлен в собственность мусульманской религиозной организации Махалля N 1994 "НУР". Разрешенным использованием указанного земельного участка является обслуживание мечети.
Государственная регистрация права собственности религиозной организации произведена 27.01.2014 (свидетельство о государственной регистрации, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, л.д. 44, 64 т. 1).
По заданию религиозной организации в мае 2015 года кадастровым инженером был подготовлен межевой план в связи с образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:150118:112 (л.д. 29-43 т.1). Из заключения кадастрового инженера усматривается, что на одном из трех образуемых земельных участках имеется объект капитального строительства - мечеть, на двух других земельных участках объекты капитального строительства отсутствуют (л.д. 40 т. 1).
01.06.2015 в государственный кадастр недвижимости внесены временные сведения о трех земельных участках, образованных земельного участка с кадастровым номером 02:47:150118:112 - земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, 02:47:150118:208.
В соответствии с кадастровыми паспортами названных земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 02:47:150118:208 имеет вид разрешенного использования для обслуживания мечети, земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207- блокированные жилые дома с блок - квартирами на одну семью (л.д. 101, 116, 131 т. 1).
24.11.2015 религиозная организация Махалля N 1994 "Нур", как собственник участка с кадастровым номером 02:47:150118:112 обратилась в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:150118:112, расположенный по адресу Башкортостан, Уфимский район, Чесноковский с/с, с. Чесноковка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания мечети, общая площадь 6512 кв.м, с одновременной регистрацией права собственности на земельные следующие земельные участки: с кадастровым номером 02:47:150118:206, расположенный по адресу Башкортостан, Уфимский район, Чесноковский с/с, с. Чесноковка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью, площадь 900 кв.м; с кадастровым номером 02:47:150118:207, расположенный по адресу Башкортостан, Уфимский район, Чесноковский с/с, с. Чесноковка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью, площадь 3922 кв.м; кадастровый номер 02:47:150118:208, расположенный по адресу Башкортостан, Уфимский район, Чесноковский с/с, с. Чесноковка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания мечети, общая площадь 1690 кв.м., предоставив кадастровые паспорта вышеназванных земельных участков (л.д. 71, 91, 114, 129 т. 1).
29.03.2016 заявителем получен отказ в государственной регистрации N 04/301/064/2015-609616,618,619 прекращения и государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки (л.д. 17-18 т. 1). Отказ мотивирован несоответствием вида разрешенного использования образованных земельных участков виду разрешенного использования исходного участка, а также отсутствием доступа к землям общего пользования участка с кадастровым номером 02:47:150118:206.
В отказе Управление Росреестра сослалось на полученное на его запрос письмо Отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 25.12.2015, в котором указано, что в соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения Чесноковский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, исходный земельный участок с кадастровым номером 02:47:150118:112, расположенный в общественно-деловой зоне "ОД-2", назначение которой для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, имеет вид разрешенного использования для обслуживания мечети. Земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207 образованы и поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования "блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью", что не соответствует виду разрешенного использования исходного участка. Также в письме указано, что согласно принятых Правил землепользования и застройки и с учетом информационной системы обеспечения градостроительной деятельности образуемый земельный участок кадастровый номер 02:47:150118:206 не имеет доступа к установленной "красной линии" и землям общего пользования (л.д. 78-79 т. 1).
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в области экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Из смысла указанного положения, суд сделал вывод о возможности изменить фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Принимая во внимание нормы статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которая предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов, суд счел, что внесение в кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, образованных при размежевании исходного земельного участка - "блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью" означало подтверждение их разрешенного и фактического использования для планируемой застройки находящегося в собственности заявителя земельного участка. При этом, изменение вида разрешенного использования произведено в установленных законодательством разрешенных пределах, поскольку для территориальной зоны "ОД-2" (общественно-деловая зона) и зоны градостроительного контроля "ГК-4", в которых находятся спорные участки, основным видом разрешенного использования, среди прочих, является вид "блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью".
Сделав вывод о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, с видом разрешенного использования "блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью" произведена с учетом требований градостроительной документации, в том числе градостроительного регламента сельского поселения Чесноковский сельсовет, суд отклонил довод заинтересованного лица о том, что вид разрешенного использования образуемых участков должен в точности повторять вид разрешенного использования исходного участка, как основанный на неверном толковании норм земельного, градостроительного и кадастрового законодательства.
Довод заинтересованного лица об отсутствии доступа к местам общего пользования отклонен судом с учетом представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера, которым установлено, что фактический доступ к земельному участку с кадастровым номером 02:47:150118:206 осуществляется за счет земель общего пользования, расположенных в кадастровом квартале 02:47:150118, ширина проезда составляет 14,6 м и 14 м.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если не представлены документы, необходимые в силу названного закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Спорные правоотношения возникли по поводу государственной регистрации прекращения права собственности и одновременной регистрации права на образованные в результате раздела исходного земельные участки.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 11.2 и пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них в результате раздела земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступившего в этот орган в установленном законом порядке заявления и документов (часть 2 статьи 16, подпункты 2, 5 части 1 статьи 22 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
По мнению судебной коллегии, внесение в государственный кадастр недвижимости временных сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, 02:47:150118:208 (включая сведения о разрешенном использовании) не может быть признано подтверждением соответствия разрешенного использования земельных участков фактическому использованию.
Сделав такой вывод, суд первой инстанции не учел, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207 не являются застроенными капитальными объектами, а определение нового вида разрешенного использования произведено заявителем декларативно (пункт 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
Материалы дела свидетельствуют о предоставлении религиозной организации земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатации мечети, в порядке действующей на момент издания постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 2275 нормы пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении религиозным организациям в собственность бесплатно земельных участков, на которых находятся принадлежащие таким организациям здания и сооружения религиозного назначения.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка, предоставляемого в порядке данной нормы, и его площадь определялись с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из смысла и содержания названных норм, а также обстоятельств формирования и предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:47:150118:112, его размер 6 512 кв.м. определен исходя из целей эксплуатации мечети.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 5 названной нормы также установлен запрет на раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Исходя из названного, образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:150118:112 трех земельных участков, из которых земельный участок с кадастровым номером 02:47:150118:208 имеет вид разрешенного использования для обслуживания мечети, а разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207 является размещение блокированных жилых домов с блок - квартирами на одну семью, не может быть признано основанным на законе. Иной подход ведет к исключению правовых оснований возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:150118:112 (применительно к определению площади, необходимой для эксплуатации мечети).
В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Наличие таких исключений ввиду применения специального правового регулирования (например, строительство олимпийский объектов, объектов чемпионата мира по футболу) из материалов настоящего дела не усматривается.
Сделав вывод об осуществлении изменения вида разрешенного использования земельного участка в допустимых законодательством пределах, исходя из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил землепользования и застройки сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета муниципального района от 12.05.2011 N 237, предусматривающих в качестве основного вида разрешенного использования размещение в территориальной зоны "ОД-2" (общественно-деловая зона) и зоны градостроительного контроля "ГК-4", вид использования "блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью", суд первой инстанции не учел фактические обстоятельства настоящего дела и особенности, связанные с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
Земельным законодательством предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков под строительство объектов жилого назначения.
Процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент предоставления земельного участка в собственность религиозной организации регламентировалась статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный участок под указанные цели может быть предоставлен только посредством проведения аукциона.
Аналогичные требования содержатся и в новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент заключения оспариваемого соглашения (статьи 39.3, 39.6, 39.10, 39.11, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:150118:112 с целью размещения (строительства) на участке блокированных жилых домов, инициированное религиозной организацией в течение года после осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, безвозмездно предоставленный ей как собственнику сооружения религиозного назначения, не может быть признано добросовестным поведением. По существу оно направлено на обход процедур торгов, предусмотренных действующим земельным законодательством, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в момент предоставления земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из статей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85, 42, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного выше, обжалуемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на образуемые при разделе исходного земельные участки, не противоречит статье 20 Закона о государственной регистрации.
Поскольку суд первой инстанции не выяснил всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильно применил нормы материального права (пункты. 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового судебного акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе Управления Росреестра доводы о необходимости прекращения производства по делу ввиду привлечении к участию в деле Управления архитектуры и градостроительства Уфимского района Республики Башкортостан не имеющего статуса юридического лица, а также рассмотрении спора с участием некоммерческой организации, при отсутствия обоснования нарушения прав религиозной организации в области предпринимательской или иной экономической деятельности, подлежат отклонению.
Согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.
В силу подпункта 10 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации религиозные организации относятся некоммерческим организациям.
Согласно пункту 6 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации правила этого кодекса не применяются к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Поскольку настоящий спор возник из отношений по приобретению права собственности на земельные участки с разрешенным использованием "для строительства на участке блокированных жилых домов", он правомерно рассмотрен арбитражным судом.
Участие в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления архитектуры и градостроительства Уфимского района Республики Башкортостан также не могло служить основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с подачей апелляционной жалобы лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2016 по делу N А07-13110/2016 - отменить.
В удовлетворении требований местной мусульманской религиозной организации "Махалля N 1994 "Нур" о признании незаконным сообщения N 04/301/064/2015-609, 616, 618, 619 от 29.03.2016 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об отказе в государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:150118:206, 02:47:150118:207, 02:47:150118:208 - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13110/2016
Истец: Местная мусульманская религиозная организация "Махалля N1994 "Нур", Религиозная организация Местная мусульманская "Махалля N1994 "Нур"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства Уфимского района Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ
Третье лицо: Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан