Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф09-11599/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
11 ноября 2016 г. |
Дело N А76-9965/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Калиной И.В., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевской Я.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2016 по делу N А76-9965/2016 (судья Мосягина Е.А.)
В заседании принял участие представитель Министерства финансов Российской Федерации - Белова Е.Ю. (паспорт, доверенность от 08.12.2015).
Администрация города Челябинска г. Челябинск, (ОГРН 1027402920225) (далее - истец, Администрация г. Челябинска) обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, (ОГРН 1037339085636) (далее - ответчик, Минфин России), о взыскании убытков в размере 1 220 822 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Набоков Сергей Валерьевич (далее - третьи лица, Минфин Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Набоков С.В.)
Решением суда первой инстанции от 08.09.2016 (резолютивная часть от 07.09.2016) исковые требования г. Челябинска удовлетворены (т.2, л.д. 45-51).
В апелляционной жалобе Минфин России просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.2 л.д. 54-56).
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы Минфин России ссылался на то, что Российская Федерация взятые на себя обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем и инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, исполнила. Претензий относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации Челябинской области не поступало. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имелось.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. С учетом мнения представителя Минфина России в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представитель Минфина России изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержал в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда города Челябинска от 14.01.2014 по делу N 2-633/2014 по иску Набоковой Екатерины Кирилловны, действующей в интересах недееспособного Набокова Сергея Валерьевича к Администрации г. Челябинска, требования истца удовлетворены, а именно: на Администрацию города Челябинска возложена обязанность предоставить Набокову С.В. благоустроенное жилое помещение, не менее 18 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте г. Челябинска (т.1 л.д.16-23).
Во исполнение указанного решения суда Администрацией города Челябинска принято распоряжение "О предоставлении жилого помещения - "Набокову С.В." от 11.12.2014 N 8502-к, на основании которого жилое помещение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, дом N 47а, кв. 31, общей площадью 32,5 кв. м. предоставлено Набокову С.В.
Распоряжением даны поручения структурным подразделениям Администрации города Челябинска - Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска: провести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, дом N 47а, кв. N 31, общей площадью 32,5 кв. м администрации Металлургического района города Челябинска: заключить в тридцатидневный срок со дня получения настоящего распоряжения с Набоковым С.В. договор социального найма на предоставленное жилое помещение (т.1 л.д.25).
На основании муниципального контракта N 30 от 28.04.2015 об оказании услуг по оценке жилых помещений оценщиком (ООО "Комплекс-Проект") подготовлен отчет N 30 - КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости имущества - квартиры, общей площадью 32,5 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, дом N 47а, кв. N 31, согласно которому рыночная стоимость указанной квартиры составила 1 220 822 руб. 00 коп. (т.1 л.д.26-53).
Между Набоковым С.В. и администрацией Металлургического района города Челябинска заключен договор социального найма на предоставленное жилое помещение от 24.12.2014 N 1747 (т. 1 л. д. 11-14).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления Администрацией города Челябинска квартиры общей площадью 32,5 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, дом N 47а, квартира N31 Набокову С.В. истец понес убытки в размере стоимости квартиры 1 220 822 руб., которые ему не компенсированы, Администрация обратилась с иском о взыскании убытков в сумме 1 220 822 руб. в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования путем взыскания заявленной суммы убытков с Российской Федерации в лице Минфина России, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия убытков у истца, обоснованности их расчета, а также из того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, соответствую представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда города Челябинска от 14.01.2014 по делу N 2-633/2014 по иску Набоковой Екатерины Кирилловны, действующей в интересах недееспособного Набокова Сергея Валерьевича к Администрации г. Челябинска, требования истца удовлетворены, а именно: на Администрацию города Челябинска возложена обязанность предоставить Набокову С.В. благоустроенное жилое помещение, не менее 18 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте г. Челябинска.
При этом, при рассмотрении данного дела судом установлено, что Набоков С.В. является инвалидом 2 группы, имеет заболевание которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный 5 Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Постановлением Главы Администрации Ленинского района от 25.12.2001 N 908 Набоков С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.24).
Также из материалов дела следует, что истец свою обязанность по предоставлению жилого помещения Набокову С.В. выполнил, что подтверждается заключенным между Набоковым С.В. и администрацией Металлургического района города Челябинска договором социального найма на предоставленное жилое помещение от 24.12.2014 N 1747 и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Таким образом, переданная в социальный наем квартира, рыночная стоимость которой согласно отчету N 30 - КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости имущества составляла 1 220 822 руб. (т.1 л.д.26-53), являлась собственностью г. Челябинска, но в результате исполнения решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из его владения.
Между тем, согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Законами Челябинской области от 28.01.2010 N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - Закон области N 528-30) и от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" (далее - Закон области N 430-30) такой формы обеспечения жильем инвалидов, как предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, не имеется.
Согласно Закону области N 528-30, инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии за счет федеральной субвенции в размере 522 900 руб. в расчете на 1 человека.
На цели обеспечения жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в федеральном бюджете ежегодно предусматривается объем средств, исходя из числа лиц, имеющих право меры социальной поддержки по обеспечению жильем; общей площади 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России).
В соответствии с разъяснениями Минрегиона России от 07.09.2012 N 23672-ДБ/08 статьей 17 закона N 181-ФЗ установлено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если инвалиды страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, исходя из положений статьи 17 закона N 181-ФЗ, реализация инвалидами права на дополнительную площадь возможна лишь при предоставлении им непосредственно жилого помещения, а не при выделении средств федерального бюджета на его приобретение.
Из положений закона следует, что предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства в приобретении жилья.
Кроме того, средства федерального бюджета, запланированные на цели обеспечения жильем инвалидов, поставленных на учет до 01 января 2005 года, не предусматривают возмещение расходов органов местного самоуправления в связи с исполнением решений судебных органов по внеочередному обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, страдающих хроническими формами заболеваний.
Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний закреплено статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не определен порядок внеочередного обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года.
Внеочередное обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года не является также полномочием субъекта Российской Федерации, переданным в установленном порядке Российской Федерацией, либо осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положениями статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении 17.12.2009 N 1563-О - О, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В целях реализации указанных мер социальной поддержки в Челябинской области принято Постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2006 N 149-П "О порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
Данным постановлением было утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года жилищных мер социальной поддержки в форме жилищных субсидий (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения.
Между тем, указанное Положение не препятствует указанным в нем категориям граждан требовать предоставления жилого помещения на основании норм жилищного законодательства
Судом установлено, что Набоков С.В. не обращался в соответствующий орган для получения жилищной субсидии, следовательно, эквивалентная стоимости жилья сумма не была и не могла быть учтена при заключении соглашений, что влечет невозможность получения этой суммы местным бюджетом через субъект Российской Федерации посредством субвенций из федерального бюджета. Иного порядка получения денежных средств местным бюджетом не предусмотрено.
Следовательно, расходы, возникшие у Администрации города Челябинска в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, должны быть отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации и подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Кроме того, исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Отсутствие такой компенсации, предоставленной в рамках бюджетного финансирования, привело к убыткам г. Челябинска в сумме 1 220 822 руб.
Таким образом, исковые требования Администрации г. Челябинска, судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Довод Минфина России об исполнении Российской Федерацией взятых на себя обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем и инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, судом отклоняется.
Так, ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции указано, что бюджету Челябинской области были распределены субвенции на 2011 год в размере 65 614 700 руб. (платежное поручение N 135 от 02.02.2011- т. 1 л.д.99), на 2012 год в размере 58 257 600 руб. (платежное поручение N 44 от 26.01.2012 - т.1 л.д. 100), на 2013 год в размере 55 381 800 руб. (платежное 12 поручение N 628 от 21.01.2013 - т.1 л.д. 101)
Между тем, судом установлено, что Челябинской областью были возвращены в федеральный бюджет субвенции в размере 121 397 600 руб., что подтверждается платежным поручением N 6753 от 28.01.2014 (т.1 л.д. 102).
Кроме того, как следует из обстоятельств дела N 2-633/2014 от 14.01.2014 истец за предоставлением субсидии на приобретение жилья Набокову С.В. не обращался.
Он обратился в суд с иском о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения, следовательно, как уже сказано выше, перечисленные бюджету Челябинской области субвенции не могут быть направлены на возмещение расходов на исполнение решения суда.
Таким образом, указанный ранее довод апелляционной жалобы судом отклоняется как неподтвержденный материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2016 по делу N А76-9965/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
И.В. Калина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9965/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф09-11599/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Ответчик: РФ в лице Минестрества финансов РФ
Третье лицо: Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство Финансов Челябинской области, Набоков Сергей Валерьевич