Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору подряда в отношении земельного участка, по образованию земельных участков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
21 декабря 2016 г. |
Дело N А84-2744/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 21.12.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Евдокимова И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Общества с ограниченной ответственностью "Производственная ассоциация строителей и подрядчиков Севастополя" - Кручининой Е.Е., доверенность N 8.3/2016 от 08.07.2016; от Правительства Севастополя - Доденкова А.Ю., доверенность N3941/31/2-16 от 12.09.2016; от Государственного казенного учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество" - Дрюкова Ю.Г., доверенность б/н от 06.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственная ассоциация строителей и подрядчиков Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.10.2016 по делу N А84-2744/2016 (судья Морозова Н.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственная ассоциация строителей и подрядчиков Севастополя" (ул. Г. Прокопенко, 52, г. Севастополь, 299003)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
третьи лица: Правительство Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
Управление земельного контроля города Севастополя (ул. Н. Музыки, 98, г. Севастополь, 299029),
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество" (ул. Лесхозная, д.2 А, г. Севастополь, 299055),
об оспаривании решения,
установил:
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.10.2016 по делу N А84-2744/2016 отказано в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Производственная ассоциация строителей и подрядчиков Севастополя" (далее ООО "ПАСПС") о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 08.04.2016 N03-16/3530 Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее Департамент) в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в г. Севастополе, Севастопольская зона ЮБК, 7.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ПАСПС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение по тем основаниям, что оно принято судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права.
Из отзыва Департамента на апелляционную жалобу следует, что этот участник не согласен с доводами апелляционной жалобы, так как испрашиваемый заявителем участок накладывается на схему расположения земельного участка лесничества, что является предусмотренным законом основанием для отказа в согласовании.
В судебном заседании представитель ООО "ПАСПС" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Правительства Севастополя и представитель Государственного казенного учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество" (далее ГКУС "Севастопольское лесничество") с апелляционной жалобой не согласились, так как истребуемый земельный участок накладывается на земельный участок лесничества.
Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления земельного контроля города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены определением от 2 декабря 2016 года, копии которого получили 5 декабря 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Информация о судебном заседании на 14 декабря 2016 года опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 34 Устава города Севастополя закреплено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя.
В силу статьи 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя. Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти (пункт 2 статьи 25 Закона N 5-ЗС).
Согласно пунктам 4.2, 4.41, 4.58 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимся в собственности города Севастополя (за исключением лесных участков), утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исключение из приведенного правила, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявитель привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, с учетом чего 09.12.2014 сведения об обществе как о юридическом лице, зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
15.09.2015 ООО "ПАСПС" обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона Южного берега Крыма, 7.
При принятии решения об утверждении (отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка, согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного распоряжением Департамента от 27.07.2015 N 74, Департаментом были запрошены соответствующие согласования в Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя и Севземконтроле.
Согласно предоставленным в Департамент заключениям Севземконтроля от 24.02.2016 N 374/03-06/РЗУ/16, письма Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 16.12.2015 исх. N 06-01/8084-Д/4 представленная схема согласована не была.
Письмом от 08.04.2016 исх. N 03-16/3530 Департамент отказал ООО "ПАСПС" в утверждении расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав на то, что в соответствии с заключением к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) от 24.02.2016 N374/03-06/РЗУ/16, подготовленным Севземконтролем, представленная схема не может быть согласована ввиду отсутствия оснований для этого (части 3-5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно письму Департамента архитектуры от 16.12.2015 N 06-01/8084-Д/4 данный орган не может согласовать спорную схему, поскольку, исходя из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, частично в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения, частично в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, частично в границах красных линий проектируемой дороги. Одновременно Департамент информировал заявителя, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории имеет наложение на схему расположения земельного участка, утвержденную распоряжением Департамента от 14.12.2015 N 1044-РДЗ, ориентировочно на 64 755 кв.м. Данное обстоятельство в силу пункта второго части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с законностью указанного отказа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, согласно которому просит: признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона Южного берега Крыма, 7; обязать Департамент восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем утверждения схемы расположения поименованного земельного участка на кадастровом плане территории. При этом заявитель указывает на наличие его права на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона Южного берега Крыма, 7, в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
В апелляционной жалобе, заявитель также указывает, что без схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявитель не имеет возможности завершить оформление права на земельные участки, начатое до 21 марта 2014 года в порядке указанного Закона от 25.07.2014 N 46-ЗС, и отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории создает препятствия заявителю для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности по строительству и дальнейшей эксплуатации объекта - базы отдыха.
Обосновывая свое право на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, 7, ООО N ПАСПС" ссылается на решение Севастопольского городского Совета от 25.03.2003 N 761, которым ему дано разрешение на подготовку материалов согласования места расположения базы отдыха и благоустройства пляжа в районе мыса Сарыч, общей площадью 6,3 га, а также на вступившее в законную силу решение Хозяйственного суда города Киева от 06.04.2011 по делу N 13/80.
Из решения Севастопольского городского Совета от 25.03.2003 N 761 следует, что Производственной ассоциации строителей и подрядчиков г. Севастополя дано разрешение на подготовку материалов согласования места расположения базы отдыха и благоустройства пляжа в районе мыса Сарыч, общей площадью 6,3 га, при условии представления согласия Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства на изъятие испрашиваемого земельного участка, расчета потерь лесохозяйственного производства на испрашиваемом земельном участке; земельно-кадастровой справки о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в административных границах г. Севастополя; соответствующих предложений городской государственной администрации, а также при условии сохранения древесных растений, в том числе занесенных в Красную Книгу. Этим же решением организации предписано в срок до 01.09.2003 представить в Севастопольский городской Совет материалы согласования в установленном законом порядке наиболее целесообразного места размещения базы отдыха и устройства пляжа, размеров намечаемого для изъятия земельного участка и условия его изъятия.
Вступившим в законную силу решением Хозяйственного суда города Киева от 06.04.2011 по делу N 13/80 признано право Производственной ассоциации строителей и подрядчиков г. Севастополя на оформление документов для приобретения в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 6,3 га, для строительства базы отдыха и земельного участка площадью 0,24 га под пляж, находящихся по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона Южного берега Крыма, N 7, путем заключения договора аренды с Севастопольским городским Советом в порядке, определенном Земельным кодексом Украины и Законом Украины "Об аренде земли" в редакции, действовавшей на момент обращения ассоциации с заявлением в Севастопольский городской Совет. Этим же судебным актом суд обязал Севастопольский городской Совет рассмотреть на ближайшей сессии заявление ассоциации о передаче в аренду поименованных земельных участков.
Это судебное решение исполнено не было.
Также заявителем не представлено доказательств исполнения решения Севастопольского городского Совета от 25.03.2003 N 761 в части предоставления определенной документации, в частности согласия Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства на изъятие испрашиваемого земельного участка, как в установленный этим решением срок (до 1.09.2003), так и до настоящего времени.
Из пояснений представителей Правительства Севастополя и ГКУС "Севастопольское лесничество" следует, что испрашиваемый земельный участок входит в схему расположения земельного участка Орлиновского участкового лесничества ГКУ "Севастопольское лесничество".
Согласно части 1 статьи 12 Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что у заявителя нет действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, а указанное выше решение утратило свою силу по сроку его реализации.
Не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что отказ в утверждении схемы был выдан заявителю с нарушением сроков установленных положениями Административного регламента, вследствие чего в период рассмотрения заявления Департаментом было принято распоряжение от 14.12.2015 N 1044-РДЗ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ГКУ "Севастопольское лесничество", так как заявитель на 21.03.2014 не имел действующих документов, разрешающих начать разработку документации по землеустройству.
Таким образом, заявитель не доказал своего права на завершение оформления права на земельный участок, принятый Департаментом отказ в таком завершении прав на земельный участок не противоречит требованиям законодательства, судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; без нарушений норм материального права; оснований для его отмены, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.10.2016 по делу N А84-2744/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственная ассоциация строителей и подрядчиков Севастополя" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2744/2016
Истец: ООО "Производственная ассоциация строителей и подрядчиков Севастополя"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительство города Севастополя, Управление земельного контроля города Севастополя Правительства Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя