Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А56-27582/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца: Григорьев Д.О. по доверенности от 25.01.2016
от ответчика: Туезов А.А. по доверенности от 14.11.2016
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31135/2015) ООО "АТП N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2015 по делу А56-27582/2015 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "АТП N 1"
к ГКУ ЛО "Леноблтранс"
об отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" (196608, Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул.Автомобильная, д.4, офис 35, ОГРН 1047830018147, далее - ООО "АТП N 1", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Ленинградской областное управление транспорта" (197342, Санкт-Петербург, ул. Артиллерийская, д.1, пом. 258, ОГРН 1137847499570, далее- ГКУ ЛО "Леноблтранс", учреждение) от 15.04.2015 N 16-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N47-оз "Об административных правонарушениях".
Решением от 16.11.2015 арбитражный суд первой инстанции признал неподлежащим исполнению постановление ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 15.04.2015 N 16-15.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь не неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 17.02.2016 производство по делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-42674/2015.
В отсутствие возражений сторон, учитывая, что устранены все обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу, апелляционный суд на основании статьей 146, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 22.11.2016 возобновил производство по настоящему делу.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 24.03.2015 на территории Гатчинского района Ленинградской области проведен рейд по выявлению транспортных средств перевозчиков, оказывающих платные услуги населению по перевозке пассажиров и багажа на маршрутной сети Ленинградской области с нарушением установленного законодательством Российской Федерации и Ленинградской области порядка организации пассажирских перевозок.
В ходе проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" в нарушение областного законодательства осуществляет перевозку пассажиров и багажа на платной основе по трассе регулярных автобусных маршрутов Ленинградской области под N 545А, следующему от поселка Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", проходя тем самым по трассе маршрута регулярных перевозок N К-545, внесенного в реестр автобусных маршрутов Ленинградской области в соответствии с заключенным договором.
При проверке на линии 24.03.2015 выявлено одно автотранспортное средство (далее - АТС) осуществляющее вышеуказанную перевозку с государственным регистрационным знаком N Н135МХ178. Стоимость проезда по маршруту N К545А составляет 45 рублей, интервал движения автобусов составляет 20-25 минут.
Указанный маршрут N 545А отсутствует в реестре маршрутов Ленинградской области. Паспорт маршрута N 545А, разработанный и согласованный в соответствии с порядком нормирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N78, не представлен.
Согласно представленным документам, установлено что вышеуказанные АТС осуществляют перевозку пассажиров и багажа по маршруту N К545А от поселка Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", взимая за это плату.
Указанное событие подтверждается актом проверки ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 24.03.20145 N ОКПП-2015-28Р.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 6.4 Закона N 47-оз, должностным лицом ГКУ ЛО "Леноблтранс" составлен протокол от 24.03.2015 об административном правонарушении.
Постановлением от 15.04.2015 N 14-15 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.4 Закона N47-оз, и ему назначено наказание в виде штрафа 200 000 рублей. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.24.7 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и приказом Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 26.12.2014 N512-п на ООО "АТП N1" возложены издержки по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности.
Согласно ст. 4 ФЗ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 21.05.2013 N 30-оз "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области" (далее - Закон N30-оз), настоящий областной закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования в Ленинградской области. В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 30-оз организация работы перевозчиков осуществляется уполномоченным органом, порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 30-оз маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона N 30-оз порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа определяется договором на организацию и выполнение перевозок, заключаемым между уполномоченным органом и перевозчиком.
В соответствии с договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок от 01.12.2013 N КТ7228/06/130119, заключенным с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, официальным перевозчиком на маршруте N К545 является ОАО "АТП-31".
Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской федерации от 14.08.2003 N 178, предусмотрено, что работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций. Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Как следует из пояснений ГКУ ЛО "Леноблтранс", ранее 28.10.2014 ГКУ ЛО "Леноблтранс" был направлен запрос N 292 в Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации о наличии (отсутствии) в общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью маршрутов NК-545А и NК-545Б.
Как следует из ответа Министерства транспорта Российской Федерации от 29.10.2014 N 030308/4943, в общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (Санкт-Петербургом и Ленинградской областью) маршрут N К-545А, обслуживаемый ООО "АТП N1", отсутствует.
В Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области письмом N 287 от 27.10.2014 были запрошены сведения о заключенных договорах на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок с ООО "АТП N 1".
В ответ на запрос Комитет письмом N вс-5269/14-0-1 от 06.11.2014 информировал, что в реестре автобусных маршрутов Ленинградской области, отсутствуют регулярные пригородные автобусные маршруты N К-545А и N К-545Б, в связи с чем договоры на организацию и обслуживание указанных автобусных маршрутов Комитетом не заключались.
Поскольку выявленный в ходе работы Межведомственной транспортной комиссии 06.06.2015 маршрут N К-545А не внесен в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, согласования заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области ООО "АТП N 1" не получено, паспорт маршрута отсутствует, следовательно, ООО "АТП N 1" действует с нарушением Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 30-оз перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ленинградской области, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и областным законом от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
В силу статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьи 1.1 Закона N 47-оз данный областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях, основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 47-оз, осуществляется в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в силу статьи 1.11 Закона N 47-оз.
Объективную сторону правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 47-оз составляет нарушение в сфере организации обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования, оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по межмуниципальным и пригородным маршрутам в случае, если отсутствует договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, заключаемый между уполномоченным органом и перевозчиком.
Оценив все обстоятельства дела, суд сделал правильный вывод о том, что учреждением в полном объеме доказан факт совершения обществом административного правонарушения, никаких доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины общества в совершении правонарушения в материалы дела не представлено, не представлены они и с апелляционной жалобой.
Судом первой инстанции проверено соблюдение учреждением порядка привлечения общества к административной ответственности и не установлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.
В соответствии со ст. 1.5 Закона N 47-оз дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим областным законом, рассматриваются в числе прочих, органом исполнительной власти Ленинградской области, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченным подведомственным ему государственным учреждением в лице уполномоченных должностных лиц (абзац введен Законом Ленинградской области от 21.05.2013 N31-03).
Наделение соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени органов и государственных учреждений, указанных в абзацах пятом, шестом, восьмом и одиннадцатом настоящей статьи, осуществляется руководителями этих органов и государственных учреждений.
В силу ст. 1.6 Закона N 47-оз орган исполнительной власти Ленинградской области, наделенный полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченное подведомственное ему государственное учреждение в лице уполномоченных должностных лиц рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона.
В соответствии со ст. 1.9 Закона N 47-оз, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона, уполномочены составлять должностные лица органа исполнительной власти Ленинградской области, наделенного полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченного подведомственного ему государственного учреждения.
Согласно Приказам ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 17.03.2014 N 9и N10 право составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренные частью первой статьи 6.4 Закона N 47-оз и рассматривать дела об административных правонарушениях по указанной квалификации имеют следующие должностные лица: руководитель ГКУ ЛО "Леноблтранс"; начальник отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс"; главный специалист отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс".
Иные доводы общества о неправильном формировании материалов дела, неправильной квалификации совершенного правонарушения являются голословными.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что решением Ленинградского областного суда от 03.04.2015, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 N 33-АПГ15-13, признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда статья 6.4 областного Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Оспариваемое постановление в отношении общества не исполнено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, со ссылкой на часть 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделал правомерный вывод о том, что постановление ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 15.04.2015 N 16-15 о назначении ООО "АТП N1" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 6.4 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N47-оз "Об административных правонарушениях", исполнению не подлежит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2015 по делу N А56-27582/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27582/2015
Истец: ООО "АТП N 1"
Ответчик: ГКУ ЛО "Леноблтранс"