Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А08-2876/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от АО "Белгородская ипотечная корпорация": Миронов С.С., представитель по доверенности от 15.06.2016, выдана до 01.02.2019;
от Управления Росприроднадзора по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Шебекинского МБУ "Коммунальная служба сервиса": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Белгородская ипотечная корпорация" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2016 по делу N А08-2876/2016 в части (судья Сапронова Е. В.) по заявлению АО "Белгородская ипотечная корпорация" к Управлению Росприроднадзора по Белгородской области о признании незаконными и отмене постановления и предписания, третье лицо: Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса",
УСТАНОВИЛ:
АО "Белгородская ипотечная корпорация" (далее -заявитель, Общество, АО "БИК") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Белгородской области ( далее - Управление, административный орган) о признании незаконными и отмене: постановления N 101 от 25.04.2016 и предписания N 4/4850 от 15.04.2016 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2016 в части требований АО "Белгородская ипотечная корпорация" о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Белгородской области N 101 от 25.04.2016 о привлечении АО "Белгородская ипотечная корпорация" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа 50 000 рублей, производство по делу прекращено; требования о признании незаконными и отмене предписания N 4/4850 от 15.04.2016 в соответствующей части оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Белгородская ипотечная корпорация" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на то, что АО "БИК" не осуществляет деятельность в области обращения с отходами и не имеет в собственности и не эксплуатирует объекты размещения отходов, в связи с чем, по мнению заявителя, не обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель АО "Белгородская ипотечная корпорация" поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание Управление Росприроднадзора по Белгородской области, Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса" явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения от 01.04.2016 N 102 Управлением Росприроднадзора по Белгородской области была осуществлена плановая выездная проверка АО "Белгородская ипотечная корпорация" в период с 12.04.2016 по 14.04.2016.
По результатам проверки составлен акт N 15/4850/4856 от 15.04.2016.
Согласно акту проверки, АО "Белгородская ипотечная корпорация" на территории базы отдыха с.Новая таволжанка Шебекинского района осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в части временного накопления отходов в специально обустроенных местах (металлический контейнер, выгребная яма) в целях их передачи сторонним организациям, имеющим соответствующую лицензию для обезвреживания, размещения.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. Юридическое лицо осуществляет следующий вид негативного воздействия на окружающую среду - захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Отходы размещаются на специализированном полигоне ТБО в соответствии с заключенными договорами, что подтверждается актами об оказании услуг Шебекинского муниципального бюджетного учреждения "Коммунальная служба сервиса". Отходы производства и потребления образуются в результате эксплуатации базы отдыха АО "БИК", расположенной в с.Новая Таволжанка Шебекинского района, а именно в результате поддержания благоустройства и санитарного состояния базы отдыха и ее территории, предоставления услуг отдыха.
Во II, III, IV кварталах 2015 года АО "Белгородская ипотечная корпорация" плату за вид негативного воздействия на окружающую среду - захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) - начисление платы не осуществляло, плата не была внесена. Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду АО "БИК" за 2015 год и платежные поручения к ним прилагаются.
2. Юридическое лицо осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно: временное накопление отходов в специально оборудованных местах, передачу отходов организации, имеющей лицензию, для их захоронения на полигоне ТБО. Одно из мест временного накопления отходов - металлический контейнер с крышкой, установленный на твердом покрытии на территории базы отдыха АО "Белгородская ипотечная корпорация" в с.Новая Таволжанка Шебекинского района. Передача отходов осуществляется ШМБУ "Коммунальная служба сервиса" на основании договора. Второе место временного накопления отходов на территории базы отдыха - выгребная яма для временного накопления жидких бытовых отходов. Договор со специализированной организацией на оказание услуг по удалению и обезвреживанию жидких бытовых отходов и документы, подтверждающие выполнение этих услуг, юридическим лицом не предоставлены.
Установлено, что у АО "Белгородская ипотечная корпорация" не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате служебной, хозяйственной деятельности; отсутствуют материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законодательством; не составлены паспорта отходов; не разработаны нормативы образования отходов; отсутствуют лимиты на размещение отходов.
3. У юридического лица отсутствуют данные учета в области обращения с отходами, также юридическим лицом не предоставлена федеральная статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2015 год.
15.04.2016 Обществу выданы предписания N 4/4850, N 5/4850, N 6/4850 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которым Обществу предписано:
- осуществить внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за II, III, IV кварталы 2015 года в части платы за размещение отходов производства и потребления с учетом сверхлимитного воздействия по Шебекинскому району Белгородской области в срок до 20.07.2016 (предписание N 4/4850);
- выполнить работу по отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности в соответствии с установленными требованиями, оформить паспорта отходов, разработать нормативы образования отходов и получить лимиты на размещение отходов в срок до 09.09.2016 (предписание N 5/4850);
- обеспечить предоставление отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" в порядке и сроки, установленные законодательством РФ сроки, организовать учет в области обращения с отходами в соответствии с установленными требованиями (предписание N 6/4850).
В рамках настоящего дела обжалуется предписание N 4/4850.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"(далее- Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ от 22.05.1998 года "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы (ч.4 ст.23 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Общество является лицом, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, следовательно, оно обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Общество производит накопление отходов в специально оборудованных местах с последующей передачей организации, имеющей лицензию для их захоронения на полигоне ТБО.
Одно из мест временного накопления отходов - металлический контейнер с крышкой, установленный на твердом покрытии на территории базы отдыха АО "Белгородская ипотечная корпорация" в с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Второе место временного накопления отходов на территории базы отдыха - выгребная яма для временного накопления жидких бытовых отходов.
Образование отходов I - IV класса опасности подтверждается Договорами от 02.02.2015 N 0105/2015 и от 29.12.2015 N 0105/2016 на оказание услуг по транспортировке (вывозу) ТБО III - IV класса опасности с последующем их захоронением на полигоне ТБО Шебекинского МБУ "Коммунальная служба сервиса".
Договор со специализированной организацией на оказание услуг по удалению и обезвреживанию жидких бытовых отходов и документы, подтверждающие выполнение этих услуг в материалы дела не представлены.
К доказательствам образования отходов относятся, также, ответы на запросы от 30.03.2016 N 349 и от 21.04.2016 N 456 за 2015 год с территории базы отдыха АО "БИК" ШМБУ "Коммунальная служба сервиса" было вывезено и захоронено на полигоне г. Шебекино -9,75 куб.м. отходов.
Право собственности на отходы принадлежит АО "Белгородская ипотечная корпорация". Вышеуказанными договорами право собственности на отходы производства и потребления не передавалось.
Таким образом, суд сделал правильный вывод, что Общество обязано исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов во II, III, IV кварталах 2015 года.
Лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать соблюдения Закона "Об отходах", а также экологические санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующие законодательством.
Субъектный состав нарушений, связанные с обращением с отходами не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Данная правовая позиция соответствует выводам Верховного Суда РФ( постановление от 18.05.2015 по делу N А 40-4168-2014.
В связи с чем, доводы Общества суд считает несостоятельными.
Таким образом, предписание N 4/4850 от 15.04.2016 было выдано Управлением правомерно.
На основании вышеперечисленного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в части признания предписания N 4/4850 от 15.04.2016 недействительным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2016 по делу N А08-2876/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2876/2016
Истец: ОАО "Белгородская ипотечная корпорация"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области
Третье лицо: Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса"