Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А07-10996/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2016 по делу N А07-10996/2016 (судья Сафиуллина Р.Н.).
12.09.2014 в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - предприятие, заявитель, МУП "Уфаводоканал") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление, Роспотребнадзор) N 09/16-1191 от 12.05.2016 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и начислении штрафа 10 000 руб.
По результатам плановой выездной проверки деятельности заявителя выявлены нарушения в виде включения в договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод условий, ущемляющие права потребителей - обязанности потребителя при замене неисправного прибора учета сдать его работнику предприятия (п.2.2.2 и п.2 договора) и исключения из числа способов оплаты услуг передачу денежных средств платежному агенту (п.5.3 договора).
Постановление незаконно, в действиях МУП "Уфаводоканал" отсутствует состав вменяемого нарушения, так как пункт 2.2.2 не
предусматривает принудительного изъятия неисправного счетчика, а п.5.3 не содержит запрета на безналичную оплату услуг. Законом не запрещено устанавливать в договорах способ оплаты наличными денежными средствами. Следовательно, спорные пункты договора права потребителя не нарушают (т.1 л.д. 5,32,115).
В отзыве Управление возражало против заявленных требований, ссылалось на допущенные заявителем нарушения, ущемляющие права потребителей. Доводы заявителя основаны на неверном толковании условий договора (т.1 л.д.33-35).
Решением суда первой инстанции от 26.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
Сделан вывод, что ущемляющими права потребителя являются условия договора в виде включения в договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод обязанности потребителя при замене неисправного прибора учета сдать его работнику предприятия (п.2.2.2 и п.2 договора) и исключения из числа способов оплаты услуг передачу денежных средств платежному агенту (п.5.3 договора), которые ограничивают права потребителей услуг по сравнению с правами, установленными законами или иные правовыми актами о защите прав потребителей.
Суд установил в действиях предприятия состав вменяемого нарушения, установил вину юридического лица, отсутствие нарушений при привлечении к административной ответственности (т.1 л.д. 131-139).
14.10.2016 от предприятия поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении требований. При вынесении решения судом не учтены существенные обстоятельства.
С потребителями заключены договоры на отпуск воды, а не на продажу водосчетчиков, в договоре нет условий, предусматривающих изъятие у собственника прибора учета, который предприятие ему не передавало.
Обязанность потребителя, предусмотренная в п.п. 2.2.2 и п.2 договора, предусматривает обязанность потребителя в вопросах нормирования и учета объемов водопотребления обеспечить своевременную проверку, замену в случае неисправности и сдачу прибора представителю водоканала, т.е. в случае неисправности прибора учета потребитель обязан заменить прибор учета и вызвать представителя водоканала для допуска прибора в эксплуатацию путем проверки, а не изъятия прибора учета у потребителя.
МУП "Уфаводоканал" не устанавливало условия, которые ограничивали бы способы оплаты услуг, в п.5.3 предусмотрены различные способы оплаты. Отсутствие указания на право оплаты безналичным расчетом не является нарушением, т.к. не запрещает такого способа расчета (т.2 л.д. 3-4).
В отзыве Управление возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
Стороны извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом
апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
МУП "Уфаводоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 24.07.1993 (т. 1 л.д.16-29, 30).
На основании распоряжения N 1183 от 22.03.2016 (т.1 л.д.79-82) в период с 04.04.2016 по 28.04.2016 административным органом проведена плановая выездная проверка в отношении МУП "Уфаводоканал", в ходе которой установлено, что в договорах на отпуск питьевой воды и прием сточных вод заключенных между потребителями и МУП "Уфаводоканал" включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, что является нарушением п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
В качестве нарушений указано на включение в договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод обязанности потребителя при замене неисправного прибора учета сдать его работнику предприятия (п.2.2.2 и п.2 договора) и исключения из числа способов оплаты услуг передачу денежных средств платежному агенту, ограничив их количество отделениями связи (п.5.3 договора).
Результаты проверки отражены в акте N 1183 от 28.04.2016, подписанном представителем заявителя без возражений и замечаний (т.1 л.д.49-78), на основании которого выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 06-11-110 (т.1 л.д. 74-77).
В связи с выявленным нарушением в отношении МУП "Уфаводоканал" составлен протокол об административном правонарушении N 000138 от 20.04.2016, которым МУП "Уфаводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ (т.1 л.д.43-45).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен телефонограммой, принятой им 11.04.2016 (т.1 л.д.47).
12.05.2016 вынесено постановление N 09/16-1191 о назначении заявителю административного наказания по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. (т.1 л.д. 6-11).
О составлении постановления предприятие извещено (уведомление т.1 л.д. 41).
По утверждению подателя жалобы - заявителя суд пришел к неверному выводу о наличии в его действиях состава административного нарушения, так как пункты 2.2.2 и 5.3 не ущемляют права потребителей и их содержание неверно истолковано административным органом.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого деяния.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 2300-1 от 07.02.1992 (далее - Закон N 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека правомочно проводить проверки по вопросам связанным с его ведением, давать оценку условиям предоставления данных услуг и выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей, привлекать нарушителям к административной ответственности.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В материалы дела представлены копии договоров от 01.06.2015 N 06-1421227, 27.07.2015 N 17-0018094, от 03.08. 2015 N 06-8341906, от 07.09.2015 N 17-0018110, от 07.10.2015 N 10-9014746, от 03.11.2015N 14-1531597, от 07.12.2015 N 17-0018180, 14.012016 N 17-0017928, от 05.02.2016 N 06-1404461, 14.03.2016 N 13-1529420 (т.1 л.д. 15, 85, 89, 91, 93, 116-117), заключенных между заявителем и потребителями, в которых в п.2.2.2 указано на обязанность сдачи прибора учета представителю водоканала, в п.5.3 установлены способы оплаты услуг предприятия в отделение связи, кассы банка или непосредственно в кассу водоканала.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
В связи с этим не является законным и нарушающим права собственника установление в договоре обязанности потребителя передать представителю предприятия прибор учета, который вышел из строя и подлежит замене.
В силу положения п. 1 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Согласно положению ст. 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5.3 договоров установлены способы оплаты услуг предприятия в отделение связи, кассы банка или непосредственно в кассу водоканала. Суд первой инстанции пришел к выводу об ограничении права потребителей, исключения из возможных способов оплаты передачу денежных средств иным "платежным агентам" кроме отделений связи.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что п.2.2.2. и п.5.3 договора ущемляют права потребителей и обоснованно усмотрел в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, сроков привлечения не установлено. МУП "Уфаводоканал" надлежащим образом извещено о дате и времени составления административного протокола и рассмотрения дела о нарушении.
Доводы подателя жалобы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последним в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2016 по делу N А07-10996/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10996/2016
Истец: МУП ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УФАВОДОКАНАЛ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: МУП ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УФАВОДОКАНАЛ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ
Третье лицо: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РБ