Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании долга
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А78-6089/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2016.
Полный текст постановления изготовлен 27.12.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моряхиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 октября 2016 года по делу N А78-6089/2016 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" (ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961 634021,область Томская, город Томск, улица Елизаровых,79/1) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 город Москва, Знаменка,19) и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036 672027, край Забайкальский, город Чита, улица Ленинградская,100) о взыскании 219 120,48 руб. основного долга, 20 400 руб. судебных издержек, (суд первой инстанции: Архипенко Т.В.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Министерства обороны Российской Федерации - Поликутин Ю.С., представитель по доверенности от 19.08.2016,
от Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Поликутин Ю.С., представитель по доверенности от 24.11.2015.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании:
- с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2014 по 31.03.2016 в размере 315 585,73 руб., а в случае недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации;
- Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2014 по 31.03.2016 в размере 50 791,78 руб.;
- судебных издержек по предоставлению выписок из ЕГРП в сумме 20 400 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 октября 2016 года с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" взыскано: основной долг в сумме 201 807 руб., расходы по уплате государственной пошлины 6 798 руб. 82 коп., судебные издержки в размере 15 600 руб., всего 224 205 руб. 82 коп.
С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" взыскано: основной долг в сумме 17 313 руб. 48 коп., расходы по уплате государственной пошлины 692 руб. 91 коп., судебные издержки в размере 1 200 руб., всего 19 206 руб. 39 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С решением, как принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права, не согласно ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой. Указывает, что учреждение не является надлежащим ответчиком и обязанным лицом по оплате коммунальных услуг. Учреждению, как правообладателю жилых помещений, полномочия по оплате расходов по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг не переданы. В соответствии с Приказом Министра обороны N 305 от 22 апреля 2013 г., указанные полномочия переданы в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны. Указанный Департамент является так же распорядителем соответствующих статей бюджета. Просит решение суда отменить.
Министерство обороны Российской Федерации, также не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что истцом не доказана недостаточность денежных средств у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Просит отменить решение суда.
Письменный отзыв на жалобы не представлен.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с государственным контрактом от 28.10.2009 N 281009/1 Министерством обороны России (государственный заказчик) в собственность Российской Федерации приобретены квартиры в городе Томске по улице Ивановского, дом 24 NN 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17, 21, 28, 29, 32, 33, 36, 37, 40, 41, 45, 46, 50, 51, 56, 60, 61, 65, 66, 71, 76, 80, 81, 85, 86, 90, 91, 94, 95, 98, 106, 107, 110, 111, 114, 115, 118, 119, 122, 123, 126, 127, 130.
Квартиры переданы по акту приема-передачи от 18.11.2009.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.07.2016 право собственности на указанные квартиры зарегистрировано за Российской Федерацией.
За ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано право оперативного управления на квартиры, находящиеся по адресу г. Томск, ул. Ивановского, д.24: с 05.03.2012 N N 1, 4, 8, 40, 41, 45, 46, 50, 51, 56, 60, 61, 65, 66, 71, 76, 80, 81, 85, 91, 94, 95, 98, 107, 127, 130.
За Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации с 10.12.2009 зарегистрировано право собственности на квартиры N N 86, 90 по этому же адресу.
Согласно протоколу N 1 общего собрания от 01.01.2015 собственниками помещений спорного жилого дома принято решение о выборе способа управления - управляющей организацией ООО "Жилсервис ТДСК".
Решением общего собрания собственников помещений от 21.07.2014 был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области". Указанным решением утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт - 6,15 руб. с квадратного метра жилого помещения.
Общим собранием собственников помещений спорного жилого дома принято решение 30.11.2014 поручить ООО "Жилсервис ТДСК" осуществление функций по начислению, печати квитанций и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД (с правом начисления и взыскания процентов за несвоевременную уплату взносов), взыскание задолженности в судебном порядке, выбор организации -платежных агентов для уплаты взносов на капитальный ремонт и заключение с ними договоров.
Размер взносов на капитальный ремонт установлен в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 N 584а. Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области на 2014-2043 годы. Спорный дом включен в региональную программу с 01.10.2014.
Истцом произведен расчет требований о взыскании взносов на капитальный ремонт с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, за период с 01.10.2014 по 31.03.2016 в сумме 219 120,48 руб.
Истцом произведен расчет требований о взыскании взносов на капитальный ремонт с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за период с 01.10.2014 по 31.03.2016 в сумме 50 791,78 руб.
Согласно уточненным требованиям истец исключил из расчета и взыскиваемой с ответчиков суммы задолженность по квартирам N N 5, 9, 12, 13, 16, 17, 21, 29, 32, 33, 36, 37, 28, 106, 110, 111, 114, 115, 118, 119, 122, 123, 126 по адресу г. Томск, ул. Ивановского, д.24, право оперативного управления на которые в настоящее время зарегистрировано за иными лицами.
Арбитражный суд Забайкальского края, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из правомерности иска о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 201 807 руб. основного долга, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" основного долга в сумме 17 313 руб. 48 коп.
Апелляционный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Ответчики, в силу закона - положений статей 209, 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, несут бремя содержания имущества как собственник и законный владелец.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Расходы на содержание общего имущества распределяются между всеми собственниками в долях, определяемых соотношением принадлежащих им площадей.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области на 2014-2043 годы опубликована 31.01.2014, спорный дом включен в региональную программу. Следовательно, у собственников возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01.10.2014.
Согласно положениям части 8 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта.
По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 N 584а установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области на 2014 год в размере 6,15 руб., в дальнейшем размер не менялся.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Решением общего собрания собственников помещений от 21.07.2014 был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области", утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт - 6,15 руб. с квадратного метра жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан правильным. Расчет произведен, исходя из площади квартир, минимальные размеры взноса на капитальный ремонт 6,15 руб. и периода задолженности.
Право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на квартиры, находящиеся по адресу г. Томск, ул. Ивановского, д.24: с 05.03.2012 N N 1, 4, 8, 40, 41, 45, 46, 50, 51, 56, 60, 61, 65, 66, 71, 76, 80, 81, 85, 91, 94, 95, 98, 107, 127, 130, подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленными в материалы дела. Задолженность по указанным квартирам составила 201 807 руб. за спорный период и правомерно удовлетворена судом первой инстанции.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Пунктами 1, 2, 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
О субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения указано и в пунктах 2, 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 указано, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требования к основному лицу.
Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Судом установлено, что на момент предъявления иска основной должник - казенное учреждение, обязательства по оплате оказанных истцом услуг должным образом не исполнило.
В случае недостаточности средств у основного должника ответственность возлагается на субсидиарного должника - Российскую Федерацию за счет ее казны в лице Минобороны России, как главного распорядителя бюджетных средств.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с соответчика Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации в случае недостаточности денежных средств у ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации на квартиры по адресу г. Томск, ул.Ивановского, д.24 N N 86 и 90 подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Задолженность за квартиры NN 86 и 90 составила 17 313,48 руб. за спорный период и также правомерна взыскана судом с ответчика.
Таким образом, обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционный суд не усматривает.
Определением апелляционного суда от 25 ноября 2015 года ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 октября 2016 года по делу N А19-6089/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6089/2016
Истец: ООО "Жилсервис Томской Домостроительной компании"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ООО "Жилсервис ТДСК"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6472/16