г. Самара |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А55-3496/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от ПАО "Кузнецов" - Сафина В.М., доверенность от 30.05.2016,
от Администрации городского округа Самара - Пащенко А.А., доверенность от 01.02.2016 N 3-01-02/615,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Рябова И.Ю., доверенность от 24.12.2015 N 2309,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2016 года по делу N А55-3496/2016 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ПАО "Кузнецов" (ОГРН 1026301705374, ИНН 6319033379), г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Кузнецов" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д. 160-161 т.1) о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в не направлении в его адрес проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144 база отдыха "Тополя" и об обязании Администрации городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Кузнецов" путем направления проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144 база отдыха "Тополя".
Решением суда 1 инстанции от 18 августа 2016 года бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в не направлении проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144 база отдыха "Тополя", признано незаконным.
Суд обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Кузнецов" путем направления проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144 база отдыха "Тополя".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Кроме того, с Администрации городского округа Самара и с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу ПАО "Кузнецов" взысканы расходы по оплате государственной пошлине в сумме 1500 рублей с каждого.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Самара просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ПАО "Кузнецов" в полном объеме.
При этом в апелляционной жалобе указывает, что на день принятия решения судом 1 инстанции Администрация городского округа Самара не являлась уполномоченным органом местного самоуправления на рассмотрение документов заявителя и заключения договора аренды земельного участка, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны Администрации городского округа Самара.
ПАО "Кузнецов" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители Администрации городского округа Самара и ПАО "Кузнецов" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Представитель Департамент управления имуществом городского округа Самара просила решение суда 1 инстанции отменить, апелляционную жалобу Администрации удовлетворить.
Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 06.11.2012 ОАО "Кузнецов" (с 25.01.2016 г. ПАО "Кузнецов" - л.д.11-35 т.1) обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144, площадь земельного участка 27 072 кв.м., под базу отдыха "Тополя, кадастровый номер 63:01:0345004:519 (л.д. 40-42,43-51, 94-96 т.1).
В качестве основания предоставления земельного участка в аренду заявителем указано на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.01.2015 N 19 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144 база отдыха "Тополя", Обществу был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 27 072,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0345004:519, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144 база отдыха "Тополя", сроком на один год с даты подписания акта приема-передачи к договору аренды земельного участка (л.д. 97-98 т.1).
При этом проект договора аренды земельного участка в адрес ОАО "Кузнецов" направлен не был, акт приема-передачи земельного участка в аренду не подписан.
В письме от 10.07.2015 г. N 12-1/32431/12 Министерство сослалось на то, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, с 01.03.2015 отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Самара. В связи с этим указанное заявление и приложенный к нему пакет документов ОАО "Кузнецов" переданы в уполномоченные органы местного самоуправления для продолжения работы по оформлению прав на спорный земельный участок (л.д.54 т.1).
Аналогичные сведения отражены в письме Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.07.2015 г. N 12/9444 в адрес главы администрации г.о. Самары, представленном Обществом в заседании суда апелляционной инстанции, а также в отзыве Министерства имущественных отношений Самарской области (л.д.132-134 т.1). и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Письмами от 21.07.2015 г. и от 16.10.2015 г. общество обращалось в администрацию г.о. Самары и департамент по управлению имуществом г.о. Самары соответственно с заявлениями о рассмотрении ранее поданного заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду (л.д.55-57 т.1).
Поскольку до настоящего времени договор аренды земельного участка с ним не заключен, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД постановлением администрации городского округа Самара от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара переданы администрации.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа Самара Самарской области администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Постановлениями администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", от 10.05.2016 г. N 563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (пп.4 п.2) департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по организации подготовки и подписания соответствующих распорядительных актов департамента управления имуществом городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, а также заключения договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.6 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 11.11.2016) "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005 г.) управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности отнесены к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Таким образом, права и обязанности арендодателя спорного земельного участка перешли к новому уполномоченному органу, в данном случае к администрации городского округа Самара, повторного обращения общества за предоставлением земельного участка в аренду к надлежащему уполномоченному органу не требуется, надлежащими ответчиками по данному делу являются администрация городского округа Самара и департамент по управлению имуществом г.о. Самары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридическому лицу необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления данного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из содержания статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Наличие заявления с приложенными к нему необходимыми документами дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Аналогичные положения предусмотрены ст.39.20 ЗК РФ (в ред. от 03.07.2016).
На момент обращения общества в Министерство имущественных отношений Самарской области с указанным заявлением перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, был утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Соблюдение обществом данного перечня, равно как и право на приобретение спорного земельного участка в аренду в соответствии с положениями ст.36 (39.20) ЗК РФ ответчиками не оспаривается.
С учетом установленных обстоятельств ссылки администрации г.о. Самары в апелляционной жалобе на необходимость соблюдения положений ст.ст.39.2, 39.17 ЗК РФ, согласно которым подготовка проекта договора аренды земельного участка и направление его заявителю осуществляется только после рассмотрения уполномоченным органом соответствующего заявления и при условии оснований для отказа в предоставлении земельного участка (ст.39.16 ЗК РФ), в рассматриваемом случае являются несостоятельными.
Как указано выше, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.01.2015 N 19 спорный земельный участок был предоставлен обществу в аренду сроком на один год с даты подписания акта приема-передачи к договору аренды земельного участка (л.д. 97-98 т.1).
Следовательно, основания возникновения у общества права на приобретение спорного земельного участка в аренду в соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ и соблюдение обществом порядка обращения в уполномоченный орган с заявлением о приобретении земельного участка в аренду Министерством были проверены, соответствующие возражения не заявлены.
В соответствии с внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменениями после 01.03.2015 земельные участки предоставляются в аренду за плату путем заключения договора аренды, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в аренду принимается только при бесплатном предоставлении (статьи 39.1, 39.14 ЗК РФ).
Ранее установленный статьей 36 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков в аренду путем принятия решения о предоставления и последующего заключения договора аренды не применяется.
Доказательства направления Обществу проекта договора аренды спорного земельного участка ответчиками до настоящего времени не представлено.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией городского округа Самара и департаментом управления имуществом городского округа Самара допущено незаконное бездействие, выразившееся в не подготовке и не направлении в адрес ПАО "Кузнецов" проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал 142,143,144, площадью 27 072 кв.м., кадастровый номер 63:01:0345004:519 под базу отдыха "Тополя".
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с этим суд 1 инстанции правомерно признал оспариваемое заявителем бездействие ответчиков незаконным.
В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с этим и с учетом постановления администрации г.о. Самары от 10.05.2016 г. N 563 в качестве способа восстановления нарушенного права ПАО "Кузнецов" суд 1 инстанции правомерно возложил на департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в его адрес проекта договора аренды спорного земельного участка.
В остальной части в удовлетворении заявления общества правомерно отказано.
В этой части общество решение суда в порядке апелляционного производства не обжаловало.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе администрации городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2016 года по делу N А55-3496/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3496/2016
Истец: ПАО "КУЗНЕЦОВ"
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области