г. Челябинск |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А07-13004/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2016 по делу N А07-13004/2016 (судья Кузнецов Д.П.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" - Неустроев Л.В. (доверенность от 09.08.2016),
индивидуального предпринимателя Михалевой Татьяны Петровны - Неустроев Л.В. (доверенность от 20.04.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" (далее - заявитель, общество, ООО "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие") и индивидуальный предприниматель Михалева Татьяна Петровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Михалева Т.П.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков, выраженного в письме N 14413 от 18.05.2016 и обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, направить в адрес истца проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:040303:1406 площадью 15303 кв.м. категория земель, 02:55:040303:1405 площадью 5230 кв.м. (с учетом вступления в дело созаявителя на основании определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.08.2016).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, ГУАи Г).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2016 (резолютивная часть оглашена 10.08.2016) заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в общую собственность ООО "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и ИП Михалевой Т.П. земельного участка площадью 15 303 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040303:1406, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Калининский район, ул. Гвардейская, д. 56, корп. 6, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.05.2016 N 14413.
Обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи земельного участка кадастровым номерам 02:55:040303:1406 общей площадью 15 303 кв. м. расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Калининский район, ул. Гвардейская, д. 56, корп. 6. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления в собственность заявителей земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1406. Полагает, что заявителями не представлено доказательств необходимости для эксплуатации принадлежащих им объектов недвижимого имущества земельного участка площадью 15 308 кв.м, которая в 4 раза превышает общую площадь принадлежащих заявителям строений. При этом, использование земельного участка названной площадью на праве аренды не означает права на его выкуп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание, за исключением представителя заявителей, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителей заявил возражения по апелляционной жалобе.
В назначенном на 19.10.2016 судебном заседании был объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 26.10.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда пересматривается на предмет его законности и обоснованности исключительно в обжалуемой части удовлетворения требований заявителей о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1406.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной Ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп. 6, объекты недвижимого имущества:
- здание склада МТМ, назначение: нежилое, кадастровый номер 02:55:040303:2369, площадь 68,4 кв.м., инв. N 501633, Лит. М;
- здание, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:4112,
площадь 1979,5 кв.м., инв. N 501633, Лит. Н, Н1;
- помещения 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10а, 10б, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 22б, 23 (1 этаж), 1а, 2, 16, 3, 4, 5, 6, 7, 8б, 8а, 9а, 9б 9, (2 этаж) в здании, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:4480, площадью 793,2 кв.м., этаж 1, 2 инв. N 501633, Лит. Е, Е1;
- гараж, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:2370, площадь 101,5 кв.м., инв. N 501633, Лит. 3.
ИП Михалевой Т.П. на праве собственности принадлежат нежилые помещения: 2, 3, 4, 17, 19, 20, 20а, 21, 22а, расположенные в здании назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:4949, этаж 1, инв. N 501633 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д. 56, корп. 6.
Указанное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016 (т. 1 л.д. 23-26, 29).
Из кадастровых паспортов объектов - нежилое помещение площадью 793,2 кв.м. (кадастровый номер 02:55:040303:4480) и нежилое помещение площадью 318,7 кв.м. (кадастровый номер 02:55:040303:4949) усматривается их расположение в одном здании с кадастровым номером 02:55:040303:1911 (т. 2 л.д. 33- 34)
Из справочной информации по объектам недвижимости, расположенным по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп.6 и кадастровых паспортов объектов с кадастровыми номерами - 02:55:040303:3850, 02:55:040303:4622, а также сообщения заявителей, представленного при обращении за предоставлением земельного участка, усматривается, что кроме перечисленных в заявлении общества "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и предпринимателя Михалевой Т.П. объектов, иных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040303:1406 не имеется (т. 2 л.д. 29-31).
Из кадастрового паспорта указанного земельного участка от 22.12.2015 N 02/15/1-1020408 усматривается внесение сведений о нем в государственный кадастр недвижимости 22.12.2009, с разрешенным использованием - под производственную базу (т. 1 л.д. 35-38).
На основании договора аренды от 10.12.2009 N М144-09 с дополнительными соглашениями о внесении изменений N 1 от 27.07.2010, N 2 от 24.08.2010, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1406 предоставлен в аренду обществу "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" для эксплуатации производственной базы на срок с 20.11.2009 по 20.09.2025 (т. 1 л.д. 130-133).
Осуществление государственной регистрации договора подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.04.2016 N 02/101/012/2016-845 (т. 1 л.д. 31).
В представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.04.2016 имеются сведений о наличии зарегистрированного в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1406 обременения в виде аренды земельного участка в пользу Мардамшиной Алсу Мирхатовны на основании договора аренды от 10.12.2009 N М144-09, дополнительных соглашений о внесении изменений N 1 от 27.07.2010, N 2 от 24.08.2010 и соглашения от 02.11.2012 N СП1/М1144-09 о присоединении к договору аренды от земельного участка от 10.12.2009 N М144-09 (т. 1 л.д. 31 оборот).
Вместе с тем, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе права на объект недвижимого имущества от 21.10.2016 следует, что принадлежащее Мардамшиной Алсу Мирхатовне нежилое помещение было отчуждено в собственность Трофимова Владимира Викторовича, а последним Михалевой Татьяне Петровне (т. 2 л.д. 25-28). Указанное означает приобретение Михалевой Т.В. права аренды земельного участка в силу закона.
25.04.2016 общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и предприниматель Михалева Татьяна Петровна обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:040303:1406, 02:55:040303:1405 (т. 1 л.д. 18).
Письмом исх. N 14413 от 18.05.2016 Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа было отказано заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков на основании пункта 2, подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду нахождения земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405 является зарезервированным для муниципальных нужд (т. 1 л.д. 20-21).
Полагая данный отказ в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителям объекты недвижимого имущества, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителей, общество с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и предприниматель Михалева Татьяна Петровна обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что заявители, являясь собственниками объектов недвижимого имущества, имеют исключительное право на приобретение в собственность за плату земельных участков, на котором расположены эти объекты недвижимого имущества и которые необходимы для эксплуатации указанных объектов.
Суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, признав недоказанным факт нахождения земельных участков в зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, ввиду несоблюдения порядка установления границ санитарной охраны, установленного Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Решение Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы", признано судом не подлежащим применению, ввиду того, что установленная названными правилами зона не является поименованной в пункте 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, установив, что в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" были зарезервированы сроком до 01.01.2019 земельные участки, в числе которых также значится земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405 (проект планировки и проект межевания жилого района "Шакша-Южная" в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 N 1838), суд признал невозможным предоставление названного земельного участка в собственность заявителей.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случай, когда земельный участок ограничен в обороте (пункт 6 статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
В ходе рассмотрения настоящего спора, доказательств принятия решения об установлении границ и режима такой зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в том числе до утверждения правил землепользования и застройки) суду не представлено.
Ссылка заинтересованного лица в обжалуемом отказе на внесение сведений об установлении такой зоны на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа" от 22.08.2008 N 7/4, правильно оценена судом первой инстанции как не имеющая юридического значения для существа рассматриваемого спора, поскольку органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель ограниченных в обороте.
Исходя из названного, оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков по указанному основанию не соответствует закону.
Пунктом 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Таким образом, заявители в рамках настоящего спора должены доказать, что на испрашиваемом ими земельном участке расположены принадлежащие им объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется именно данный земельный участок.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется исходя из той площади, которая необходима для дальнейшей эксплуатации сооружения, которое расположено на данном земельном участке.
Материалами настоящего дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1406 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы.
Оценив совокупность приведенных выше доказательств, включая договор аренды названного земельного участка с учетом дополнительных соглашений и соглашения о присоединении к договору, судебная коллегия не усматривает оснований для вывода о несоответствии площади земельного участка площади, действительно необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что сформированная по результатам землеустроительных работ площадь земельных участков не соответствует требованиям закона и фактическому землепользованию.
Таким образом, приведенное в апелляционной жалобе основание не могло являться основанием для отказа в удовлетворения требований заявителей о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1406.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета не производится, поскольку, являясь органом местного самоуправления, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2016 по делу N А07-13004/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13004/2016
Истец: ИП Михалева Татьяна Петровна, ООО "УФИМСКОЕ РЕМОНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ГУ Архитектуры и градостраительства Администрации ГО г. Уфа РБ, Михалева Т. П., Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. УФА, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН