г. Челябинск |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А07-24143/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймеханизация-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.01.2016 по делу N А07-24143/2015 (судья Решетников С.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Строймеханизация-Плюс" (далее - заявитель, ООО "Строймеханизация-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Министерство) N 277 от 07.10.2015 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.01.2016 (резолютивная часть решения объявлена 13.01.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строймеханизация-Плюс" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, неполно выяснены обстоятельства дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Податель апелляционной жалобы указывает, что неоднократно обращался в Министерство с письмом об изменении лицензионного соглашения.
До начала судебного заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления заявителю.
Протокольным определением от 22.03.2016, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
От ООО "Строймеханизация-Плюс" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 указанной статьи).
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения ввиду отсутствия установленных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что невозможность участия представителя в судебном заседании не является уважительной причиной неявки, при наличии которой суд должен отложить судебное разбирательство, поскольку не препятствует возможности обеспечить явку иного представителя.
Более того, доводы, по которым заявитель не согласен с обжалуемым решением суда, приведены в апелляционной жалобе. В ходатайстве о намерении представить дополнительные доказательства заявитель не указывает уважительные причины непредставления их в арбитражный суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители не явились, Министерство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.09.2015 согласно распоряжений N 1 от 18.08.2015 и N 155/СТК-2015 от 14.08.2015 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Строймеханизация-Плюс".
Осмотр производился объектов:
- здания с промплощадкой по адресу Южный, Индустриальный проезд, д.3;
- участок недр на землях сельского поселения Верхнегалеевский сельсовет Зилаирского района;
- три участка недр на землях Гослесфонда Баймакского лесничества Темясовский участок.
Осмотр территории проведен в присутствии и.о. директора Алибаева И.Р. Составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 15.09.2015.
На момент проведения проверки было установлено следующее.
ООО "Строймеханизация-Плюс" имеет лицензии:
- УФА 02764 ТЭ от 29.08.2011 на пользования недрами в целях разведки и добычи сланцев (строительного плитчатого камня) на участке Тункарагай в муниципальном районе Баймакский район;
- УФА 02798 ТЭ от 14.06.2012 на пользования недрами в целях разведки и добычи метаморфических пород (строительный плитчатый камень) на участке Талатши в муниципальном районе Баймакский район;
- УФА 02799 ТЭ от 15.06.2012 на пользования недрами в целях разведки и добычи метаморфических пород (строительный плитчатый камень) на участке Баймак-Ульган-Южный в муниципальном районе Баймакский район;
- УФА 02763 ТЭ от 29.08.2011 на пользования недрами в целях разведки и добычи кварцитов (строительного плитчатого камня) на участке Верхнегалеевский в муниципальном районе Зилаирский район.
Участок Верхнегалеевский в муниципальном районе Зилаирский район.
Данный участок предоставлен ООО "Строймеханизация-Плюс" согласно лицензии на пользования недрами в целях разведки и добычи кварцитов (строительного плитчатого камня) на участке Верхнегалеевский в муниципальном районе Зилаирский район Республики Башкортостан УФА N 02763ТЭ от 29.08.2011. Неотъемлемой частью лицензии УФА N 02763ТЭ является Приложение 1 к лицензии УФА N 02763ТЭ от 29.08.2011, а именно Условия пользования недрами в целях разведки и добычи кварцитов (строительного плитчатого камня) на участке Верхнегалеевский в муниципальном районе Зилаирский район (далее - Условия лицензионного соглашения). Срок действия лицензии - 31.10.2016.
Осмотр участка Верхнегалеевский проведен в присутствии и.о. директора Алибаева И.Р.
Составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 15.08.2015.
На момент осмотра участка Верхнегалеевский ООО "Строймеханизация-Плюс" работы по добыче и извлечению кварцита не велись, работники и специальная техника отсутствовали. Размер участка недр составил приблизительно 80 х 30 метров при глубине 0,9 - 1,1 метров. Толщина вскрыши 0,3 метра. Участки складирования вскрышной породы и неликвидной породы не предусмотрены. Вскрышная порода размещена по периметру участка недр Верхнегалеевский. Неликвидная порода размещена непосредственно на участке недр. По периметру участка Верхнегалеевский на деревянных поддонах размещена готовая продукция. Заготовлены: 17 поддонов размером кварцита 1 х 1 х 1 м; 2 поддона размером 1x1x0,5-м; 1 поддон размером 2x1x0,5-м; 1 поддон размером 3x1,5x1м: 1 поддон размером 2x1,5x0,5-м; 3 поддона размером 1,5x1,5x0,3-м. Всего заготовлено приблизительно - 27,025м3. Размеры заготовленной продукции проводились с помощью 3-х метровой рулетки "Ермак".
По Условиям лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация-Плюс" к добычным работам должен был приступить с 2014 года с годовым объемом добычи строительного плитчатого камня по 1000м3 ежегодно. В виду отсутствии журнала учета добычи строительного плитчатого камня и производственного контроля на участке Верхнегалеевский, наблюдается отклонение от установленных уровней добычи более чем на 20%, что является невыполнением Условий лицензионного соглашения.
Неиспользованные поддоны сложены навалом в кучу возле лесного насаждения, сосны. В 30 метрах на север от участка Верхнегалеевский имеются деревянные постройки: навес и временное жилье, который на момент осмотра был разобран, уборная. Не предусмотрено место для временного складирования твердых коммунальных отходов, наблюдается захламление территории пластиковыми и стеклянными бутылками, в объеме не более 0,1 м3.
В соответствии с п. 5.1 Условий лицензионного соглашения, которые являются неотъемлемой частью к лицензии УФА 02763 ТЭ предприятие берет на себя обязательства, том числе: осуществлять добычные работы с соблюдением Условий лицензионного соглашения и законодательства о недрах.
В соответствии с п.5.2 Условий лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация- Плюс" должны обеспечить:
- в течение одного месяца со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 29.09.2011 регистрацию горного отвода в предварительных границах - на момент проверки предоставили горноотводной акт N 1026 от 17.08.2011 зарегистрирован в Приуральском управление Ростехнадзора за N 122-ОР 20.10.2011.
- в течение 12 месяцев со дня регистрации лицензии, т.е. до 29.08.2012 подготовить и утвердить в установленном порядке проект разведочных работ на Верхнегалеевском участке - на момент проверки проект разведочных работ не предоставили;
- в течение 26 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 29.12.2013 по завершению разведочных работ предоставить в орган, выдавший лицензию (Минэкологии РБ) геологический отчет с подсчетом запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых - не выполнено, отчет в Минэкологии РБ не предоставлен;
- в течение 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 29.08.2014, подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Лицензионного участка - не выполнено, технический проект промышленного освоения не предоставлен, отсутствует. Уточнение границ горного отвода на лицензионном участке ООО "Строймеханизация-Плюс" не проводил, документ на право пользования земельным участком для целей недропользования на участке Верхнегалеевский не имеет, не оформил.
В нарушение Условий лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация" вел добычу в 2012, 2013 годах, и произвел в июне-июле 2015 года извлечение природного камня в объеме 27,025мЗ.
В соответствии с п.6.3 Условий лицензионного соглашения пользователь недр обязан уплачивать налоги на добычу полезных ископаемых - оплату налога на добычу полезных ископаемых ООО "Строймеханизация-Плюс" не проводил, платежные поручения не предоставил.
В соответствии с п.8.2 Условий лицензионного соглашения к лицензии УФА 02763ТЭ предприятие должен представлять в Орган, выдавший лицензию:
- ежегодно, до 01 февраля следующего за отчетным годом, сведения по мониторингу месторождения полезного ископаемого и состояния окружающей среды. Однако по представленной информации Минэкологии РБ по состоянию на 20.02.2015, ООО "Строймеханизация-Плюс", данные сведения не представил (согласно письма Минэкологии РБ, исх.N 06/0725-вн от 20.02.2015);
- ежегодно, до 20 января следующего за отчетным годом, сведения о выполнении Условий лицензии. По представленной информации Минэкологии РБ на 11.02.2015, данные сведения ООО "Строймеханизация-Плюс" за 2014 год не представил (согласно письма Минэкологии РБ исх.N 06/0516-вн от 11.02.2015);
- ежегодно, с начало добычных работ, до 5 февраля следующего за отчетным года, отчет по форме 5-ГР (о добыче полезных ископаемых) - отчет по Форме 5-ГР на момент проверки по участку Верхнегалеевский в Минэкологии РБ не предоставил.
В соответствии с п. 4.4 Лицензионного соглашения предприятие имеет право обращаться в Орган, выдавший лицензию, для пересмотра условий соглашения при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых она была выдана, однако предприятие в адрес Министерства с письмом об изменении условий лицензионного Соглашения не обращалось.
Участок Тункарагай в муниципальном районе Баймакский район.
Данный участок предоставлен ООО "Строймеханизация-Плюс" согласно лицензии на пользования недрами в целях разведки и добычи сланцев (строительного плитчатого камня) на участке Тункарагай в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан УФА N 02764ТЭ от 29.08.2011. Неотъемлемой частью лицензии УФА N 02764ТЭ является Приложение 1 к лицензии УФА N 02764ТЭ от 29.08.2011, а именно Условия пользования недрами в целях разведки и добычи сланцев (строительного плитчатого камня) на участке Тункарагай в муниципальном районе Баймакский район (далее - Условия лицензионного соглашения). Срок действия лицензии - 31.10.2016.
Осмотр участка Тункарагай проведен в присутствии и.о. директора Алибаева И.Р. Составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 15.08.2015.
На момент осмотра участка Тункарагай ООО "Строймеханизация-Плюс" работы по добыче и извлечению сланца не велись, работники и специальная техника отсутствовали. На участке недр обнаружены орудия добычи лом, лопаты.
Размеры участка недр приблизительно 200х200метров. Глубина участка недр местами достигает 6-7 метров, при толщине залегания вскрышной породы 3-4 метров. В ходе осмотра обнаружены складирования сланцев на поверхности земли фракциями. Замеры 28 фракций сланцев в метрах произведены с помощью 3-х метровой рулетки "Ермак": 1,5x1x1; 1x1x0,5; 2x2x1; 1 х 1 х 1.2; 1,5x1,5x1,2; 1,5x2x1; 1,5x2,5x0,3; 1x1x0,5; 2x2x1; 1x1x1; 1x0,8x0,3; 1x1,5x1; 2x2x0,5; 2x2x0,3; 1,5x1,5x0,3; 1,5x1,5x1,2; 2x1,2x0,3; 1x1 х0,3; 1x1x0,8; 1x1x0,5; 1,5x1,5x0,8; 1x2x1; 1,2x2x1; 1x3x1,3; 1x1x1; 1x1x0,3; 1x1,5x1,2; 1x1x0,8. Всего заготовлено приблизительно - 43,41м3 сланцев (строительного плитчатого камня).
По Условиям лицензионного соглашения, ООО "Строймеханизация-Плюс" к добычным работам должен был приступить с 2014 года с годовым объемом добычи строительного плитчатого камня по 1000 м3 ежегодно. В виду отсутствии журнала учета добычи строительного плитчатого камня и производственного контроля на участке Тункарагай, наблюдается отклонение от установленных уровней добычи более чем на 20%, что является невыполнением Условий лицензионного соглашения.
По решению Баймакского районного суда от 14.10.2014, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать ООО "Строймеханизация-Плюс" произвести полную рекультивацию участков недр за пределами лицензионного участка Тункарагай. На момент осмотра участка работы по рекультивации нарушенных земель не проводились. Со слов и.о. директора Алибаева И.Р., в виду поломки бульдозера.
На территории имеются деревянные постройки временного характера.
В соответствии с п. 5.1 Условий лицензионного соглашения, которые являются неотъемлемой частью к лицензии УФА 02764 ТЭ предприятие берет на себя обязательства, том числе; осуществлять добычные работы с соблюдением условий лицензионного Соглашения и законодательства о недрах.
В соответствии с п.5.2 Условий лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация- Плюс" должны обеспечить:
- в течение одного месяца со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 29.09.2012 регистрацию горного отвода в предварительных границах - на момент проверки горноотводной акт не предоставили;
- в течение 12 месяцев со дня регистрации лицензии, т.е. до 29.08.2012 подготовить и утвердить в установленном порядке проект разведочных работ на участке Тункарагай - на момент проверки проект разведочных работ не предоставили;
- в течение 26 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 29.12.2013 по завершению разведочных работ предоставить в орган, выдавший лицензию (Минэкологии РБ) геологический отчет с подсчетом запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых - не выполнено, отчет в Минэкологии РБ не предоставлен;
- в течение 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 29.08.2014, подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Лицензионного участка - не выполнено, технический проект промышленного освоения не предоставлен, отсутствует. Уточнение границ горного отвода на лицензионном участке ООО "Строймеханизация-Плюс" не проводил, документ на право пользования земельным участком для целей недропользования на участке Тункарагай не имеет, не оформил.
В нарушении Условий лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация" вел добычу в 2012, 2013, 2014 годах, и в 2015 году добыли и сложены природного камня в объеме 43,41м3.
В соответствии с п.6.3 Условий лицензионного соглашения пользователь недр обязан уплачивать налоги на добычу полезных ископаемых - оплату налога на добычу полезных ископаемых ООО "Строймеханизация-Плюс" не проводил, платежные поручения не предоставил.
В соответствии с п.8.2 Условий лицензионного соглашения к лицензии УФА 02764ТЭ предприятие должно представлять в Орган, выдавший лицензию:
- ежегодно, до 01 февраля следующего за отчетным годом, сведения по мониторингу месторождения полезного ископаемого и состояния окружающей среды. Однако по представленной информации Минэкологии РБ по состоянию на 20.02.2015, ООО "Строймеханизация-Плюс", данные сведения не представил (согласно письма Минэкологии РБ, исх.N 06/0725-вн от 20.02.2015);
- ежегодно, до 20 января следующего за отчетным годом, сведения о выполнении Условий лицензии. По представленной информации Минэкологии РБ на 11.02.2015, данные сведения ООО "Строймеханизация-Плюс" за 2014 год не представил (согласно письма Минэкологии РБ исх.N 06/0516-вн от 11.02.2015)
- ежегодно, с начало добычных работ, до 5 февраля следующего за отчетным года, отчет по форме 5-ГР (о добыче полезных ископаемых) - отчет по форме 5-ГР на момент проверки в Минэкологии РБ не предоставил.
В соответствии с п. 4.4 Лицензионного соглашения предприятие имеет право обращаться в Орган, выдавший лицензию, для пересмотра условий Соглашения при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых она была выдана, однако предприятие в адрес Министерства с письмом об изменении условий лицензионного Соглашения не обращалось.
Участок Баймак-Ульган-Южный в муниципальном районе Баймакский район.
Данный участок предоставлен ООО "Строймеханизация-Плюс" согласно лицензии на пользования недрами в целях разведки и добычи метаморфической породы (строительный плитчатый камень) на участке Баймак-Ульган-Южный в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан УФА N 02799ТЭ от 15.06.2012. Неотъемлемой частью лицензии УФА N 02799ТЭ является Приложение 1 к лицензии УФА N 02799ТЭ от 15.06.2012, а именно Условия пользования недрами в целях разведки и добычи сланцев (строительного плитчатого камня) на участке Баймак-Ульган-Южный в муниципальном районе Баймакский район (далее по тексту - Условия лицензионного соглашения). Срок действия лицензии - 31.10.2017.
Осмотр участка Баймак-Ульган-Южный проведен в присутствии и.о. директора Алибаева И.Р. Составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 15.08.2015.
На момент осмотра работы по добыче не велись, спец.техника отсутствовала. Участок недр не вскрыт. По Условиям лицензионного соглашения, к добыче ООО "Строймеханизация-Плюс" на участке Баймак-Ульган-Южный должны в 2016 году.
В соответствии с п.5.2 Условий лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация- Плюс" должны обеспечить:
- в течение одного месяца со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 15.07.2012 регистрацию горного отвода в предварительных границах - на момент проверки горноотводной акт не предоставили.
- в течение 10 месяцев со дня регистрации лицензии, т.е. до 15.04.2013 года подготовить и утвердить в установленном порядке проект разведочных работ на участке Баймак-Ульган-Южный - на момент проверки проект разведочных работ не предоставили
- в течение 28 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 15.10.2014 по завершению разведочных работ предоставить в орган, выдавший лицензию (Минэкологии РБ) геологический отчет с подсчетом запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых - не выполнено, отчет в Минэкологии РБ не предоставлен.
- в течение 32 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 15.02.2015, подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Лицензионного участка - не выполнено, технический проект промышленного освоения не предоставлен.
В соответствии с п. 4.4 Лицензионного соглашения предприятие имеет право обращаться в Орган, выдавший лицензию, для пересмотра условий Соглашения при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых она была выдана, однако предприятие в адрес Министерства с письмом об изменении условий лицензионного Соглашения не обращалось.
Участок Талатши в муниципальном районе Баймакскпй район.
Данный участок предоставлен ООО "Строймеханизация-Плюс" согласно лицензии на пользования недрами в целях разведки и добычи метаморфической породы (строительный плитчатый камень) на участке Талатши в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан УФА N 02798ТЭ от 14.06.2012. Неотъемлемой частью лицензии УФА N 02798ТЭ является Приложение 1 к лицензии УФА N 02798ТЭ от 14.06.2012, а именно Условия пользования недрами в целях разведки и добычи сланцев (строительного плитчатого камня) на участке Талатши в муниципальном районе Баймакский район (далее по тексту - Условия лицензионного соглашения). Срок действия лицензии - 31.10.2017.
Осмотр участка Талатши проведен в присутствии и.о. директора Алибаева И.Р. Составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 15.08.2015.
На момент осмотра работы по добыче не велись, спец.техника отсутствовала. Участок недр не вскрыт. По Условиям лицензионного соглашения, к добыче ООО "Строймеханизация-Плюс" на участке Талатши должны в 2016 году. В тоже время, в ходе осмотра участка недр, выявлено, что на данной территории лесной службой произведена посадка лесных насаждений, ориентировочно на площади 2 га.
В соответствии с п.5.2 Условий лицензионного соглашения ООО "Строймеханизация- Плюс" должны обеспечить:
- в течение одного месяца со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 14.07.2012 регистрацию горного отвода в предварительных границах - на момент проверки горноотводной акт не предоставили.
- в течение 10 месяцев со дня регистрации лицензии, т.е. до 14.04.2013 подготовить и утвердить в установленном порядке проект разведочных работ на участке Талатши - на момент проверки проект разведочных работ не предоставили
- в течение 28 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 15.10.2014 по завершению разведочных работ предоставить в орган, выдавший лицензию (Минэкологии РБ) геологический отчет с подсчетом запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых - не выполнено, отчет в Минэкологии РБ не предоставлен.
- в течение 32 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, т.е. до 15.02.2015, подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения Лицензионного участка - не выполнено, технический проект промышленного освоения не предоставлен.
Постановлением N 277 от 07.10.2015 ООО "Строймеханизация-Плюс" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Строймеханизация-Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности постановления N 277 от 07.10.2015.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах", статьи 14, пункта 1 статьи 27 Кодекса Республики Башкортостан от 28.10.1992 NВС-13/26 "О недрах", Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з объектом охраны окружающей среды является недра и предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, самовольное пользование недрами не допускается.
В соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" определено "Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения".
Статьей 1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Строймеханизация-Плюс" имеет право на пользование недрами по лицензиям: УФА 02764 ТЭ от 29.08.201, УФА 02798 ТЭ от 14.06.2012, УФА 02799 ТЭ от 15.06.2012, УФА 02763 ТЭ от 29.08.2011.
На основании указанных лицензий ООО "Строймеханизация-Плюс" заключены лицензионные соглашения.
В силу п. 5.1 лицензионных соглашений, которые являются неотъемлемой частью к лицензиям УФА 02764 ТЭ, УФА 02798 ТЭ, УФА 02799 ТЭ, УФА 02763 ТЭ общество берет на себя обязательства, том числе; осуществлять добычные работы с соблюдением условий лицензионного соглашения и законодательства о недрах.
Согласно п. 4.4 лицензионного соглашения общество имеет право обращаться в Орган, выдавший лицензию, для пересмотра условий соглашения при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых она была выдана.
ООО "Строймеханизация-Плюс" в адрес Министерства с письмом об изменении условий лицензионного соглашения не обращалось. Иного материалы дела не содержат.
Оспариваемым постановлением обществу вменены факты невыполнения заявителем условий лицензионных соглашений.
Факты допущенных нарушений подтверждаются материалами административного дела (протоколом об административном правонарушении N 71/2 от 25.09.2015, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 15.09.2015, постановлением о назначении административного наказания N 227 от 07.10.2015).
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ добыча строительного камня с нарушением ранее выданных условий соглашения участка.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Общество знало о существовании установленных лицензионными соглашениями обязанностей, в связи с этим должно было предпринять меры по их исполнению. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер по выполнению установленных лицензионными соглашениями обязанностей, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемого ему нарушения подтверждается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.01.2016 по делу N А07-24143/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймеханизация-Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24143/2015
Истец: ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ-ПЛЮС"
Ответчик: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан